ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану 10 - 11 классов на 2021 – 2022 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4 Г.УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

Учебный план на 2021-2022 учебный год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану 10 - 11 классов на 2021 – 2022 учебный год
1.1.
Учебный план образовательных организаций, реализующих основную
образовательную программу среднего общего образования, отражает организационнопедагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной
образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации
образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных
предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения. Количество часов
учебных занятий можно определить после отбора содержания и составления
тематического планирования.
1.2.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации
обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»). Индивидуальный учебный план - учебный план,
обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»). Приступая к проектированию учебного плана,
следует иметь в виду, что ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное
количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень
обязательных учебных предметов. Организация, осуществляющая образовательную
деятельность, предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных
учебных планов. Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному
плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной
программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор
факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных
(избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность
(после получения основного общего образования); изучение наряду с учебными
предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной
программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в
установленном ею порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов,
курсов (модулей).
1.3. При составлении пояснительной записки к учебному плану на уровне среднего
общего образования учитывалось соответствие содержания обязательной части:
 целям современного среднего общего образования – среднее общее образование
направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося,
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование
навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и
профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку
Учебный план на 2021-2022 учебный год

2

обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению
образования и началу профессиональной деятельности;
 целям и задачам деятельности МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты» создание эффективной образовательной среды для обеспечения высокого качества
образования, личностной и творческой самореализации всех участников образовательного
процесса, построения партнерских отношений лицея с родителями и социумом, создание
возможностей для использования образовательного и культурного потенциала лицея
местным сообществом;
 требованиям федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утв. приказом Минобрнауки России
от 17 мая 2012 г. № 413 (с последующими редакциями).
1.4. Организация образовательной деятельности по основной образовательной
программе среднего общего образования (далее по тексту- ООП СОО) основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих профильное образование, углубленное изучение
профильных учебных предметов ООП СОО.
1.5. Учебный план 10-11 классов ФГОС СОО разработан в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего
образования);
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012г. № 413 (далее - ФГОС среднего общего образования);
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19декабря 2014 г. № 1599;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г.
№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
 Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
Учебный план на 2021-2022 учебный год

3

2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20);
 Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее СанПин 1.2.3685-21);
 Примерной основной образовательной программой начального общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);
 Примерной основной образовательной программой основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);
 Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 12.05. 2016 года №2/16-з);
 Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020г.
№2/20);
 Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки
Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных
организаций
Карачаево-Черкесской
Республики,
реализующих
основные
общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
1.6. ООП ОУ формировалась с учетом утвержденных концепций преподавания
учебных предметов:

 Концепцией преподавания истории России (утверждена Решением Коллегии
Министерства Просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 года №
ПК-1 вн);

 Концепцией преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утверждена Решением Коллегии Министерства Просвещения Российской
Федерации, протокол от 03 декабря 2019 г. № ПК-4вн);

 Концепцией преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утверждена Решением Коллегии Министерства Просвещения Российской
Федерации, протокол от 03 декабря 2019 г. № ПК-4вн);

 Концепцией преподавания учебного предмета «Астрономия» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утверждена Решением Коллегии Министерства Просвещения Российской
Федерации, протокол от 03 декабря 2019 г. № ПК-4вн);

 Концепцией преподавания родных языков народов России (утверждена
протоколом заседания Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 1
октября 2019 г. № ПК-3вн);
Учебный план на 2021-2022 учебный год

4

 Концепцией

развития
математического
образования
(утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р);



Концепцией преподавания русского языка и литературы (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016 года № 637-р);
Концепцией УМК по отечественной истории - Историко-культурный стандарт
(утверждена на общем собрании Российского исторического общества от 19 мая 2014 г.);



Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров
(утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15
июня 2016 г. № 715);



Концепцией поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2017 г. №
1155-р);



Концепцией развития географического образования в Российской Федерации
(утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской
Федерации от 24 декабря 2018 г.);



Концепцией преподавания предметной области «Искусство» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки
Российской Федерации от 24 декабря 2018 г.);



Концепцией преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением
Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24 декабря 2018
г.); Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки
Российской Федерации от 24 декабря 2018 г.);



Концепцией
преподавания
предметной
области
«Технология»
в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства
просвещения и науки Российской Федерации от 24 декабря 2018 г.);



Концепцией преподавания учебного предмета «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства
просвещения и науки Российской Федерации от 24 декабря 2018 г.).
1.7. Обязательная часть ООП СОО составляет 60%, а часть, формируемая
участниками образовательного процесса 40 % от общего объема ООП СОО.
Учебные планы 10-11-х классов ориентированы на реализацию ФГОС СОО и
достижения запланированных результаты обучения поФГОС СОО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений направлена на:
 обеспечение качественного освоения ФГОС СОО;
 расширение и углубление знаний обучающихся по разным предметным областям;
Учебный план на 2021-2022 учебный год

5

 реализацию индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
 сохранение единого образовательного пространства.
Обучение по ООП СОО является профильным, предусматривает организацию
активных форм творческой, самостоятельной деятельности учащихся, выполнение ими
работ исследовательского характера. Учебные программы имеют логическое продолжение
в программах внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Учебный план имеет очень яркую черту индивидуализации образовательного
процесса— это индивидуальные образовательные программы учащихся (согласно
Положению об индивидуальной образовательной программе учащегося), индивидуальные
образовательные траектории на основе интеграции основного и дополнительного
образования, дополнительное время на консультационную работу. Таким образом,
образовательная программа включает в себя индивидуальные образовательные
программы учащихся и позволяет конструировать индивидуальные образовательные
траектории для максимального обеспечения образовательных заказов учащихся и их
семей. Учебный план, режим работы школы обеспечивают выполнение Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования в
соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи
развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая
условия для самовыражения и самоопределения обучающихся.
ОУ обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей
обучения: естественно-научного, социально-экономического и универсального.
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) содержитне
менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения из
соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней
предметной области.
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых)
проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности:
познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или
двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на
конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое
сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с
тьютором, психологом, учителем, руководителем ОУ. В учебном плане могут быть также
отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной
аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными
технологиями, используемыми образовательной организацией.
Для формирования учебного плана профиля необходимо:
1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на
базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех
профилей, кроме универсального, включить в план не менее трех учебных предметов на
Учебный план на 2021-2022 учебный год

6

углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном
профиле.
3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).
4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов,
выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного
ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо
предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество
часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана
профиля факультативными и элективными курсами.
5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше
максимально допустимого (2590 часов), то ОУ может завершить формирование учебного
плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в
план другие курсы по выбору обучающегося.
Учебный план определяет:
 нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего
общего образования - 2 года;
 количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170
часов и не более 2590 часов(не более 34 часов в неделю).
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов:
учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных
учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы
учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
Учебный план профиля на 2021-2022учебный год включает в себя пять учебных
предметов на углубленном уровне, из которых учащийся вправе выбрать не менее трёх:
Математика и
информатика
Естественные
науки
Общественные
науки

Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия
Химия
Биология
История
Обществознание

6/6

У

408

5/5
3/3
4/4
3/3

У
У
У
У

340
204
272
204

С целью успешного самоопределения, выбора дальнейшей образовательной
траектории, на основании образовательного запроса, согласно учебному плану ОУ
(социально-экономический и естественно-научный профили – 10 класс и универсальный
профиль – 11 класс) участниками образовательного процесса разработаны
индивидуальные учебные планы на 2021-2022 гг.
В учебном плане предусмотрено выполнение учащимися индивидуальных
проектов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности:
познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет
в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

Учебный план на 2021-2022 учебный год

7

Формирование учебного плана, в том числе профилей обучения и индивидуальных
учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из
следующих обязательных предметных областей:
 Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные
предметы: «Русский язык», «Литература» (базовый и углубленный уровни);
 Предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные
предметы: «Родной язык», «Родная литература» (базовый);
 Предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы:
«Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).
 Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы:
«История» (базовый и углубленный уровни); «География» (базовый и углубленный
уровни); «Экономика» (базовый и углубленный уровни); «Право» (базовый и
углубленный уровни); «Обществознание» (базовый уровень); «Россия в мире» (базовый
уровень).
 Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные
предметы: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый
и углубленный уровни); «Информатика» (базовый и углубленный уровни).
 Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы:
«Физика» (базовый и углубленный уровни); «Химия» (базовый и углубленный уровни);
«Биология» (базовый и углубленный уровни); «Естествознание» (базовый и углубленный
уровень).
 Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности», включающая учебные предметы: «Физическая культура» (базовый
уровень); «Экология» (базовый уровень); «Основы безопасности жизнедеятельности»
(базовый уровень).
В учебные планы включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением в соответствии со
спецификой и возможностями в соответствии со спецификой выбранного профиля.
Учебный год начинается 1 сентября (если этот день приходится на выходной день,
то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день).
Продолжительность учебного года в 10-11-х классах – 35 учебных недель с учетом
внеурочной деятельности, проведения внеаудиторных занятий, социальных практик,
государственной итоговой аттестации. Продолжительность урока во всех классах
составляет 40 минут. Продолжительность перемен: перемены по 10 минут и две большие
перемены по 20 минут.
Недельное расписание занятий составлено с учетом требований СанПиН и мнения
участников образовательных отношений и предусматривает организацию облегченного
учебного дня в середине учебной недели.
Начало занятий - 8 часов 00 минут.
В учебном плане ФГОС СОО для 10-11- классов приводится количество часов:
годовое по всем предметам, примерное недельное по всем предметам.
ОУ предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных
учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей
(на базовом или углубленном уровне), в том числе дополнительные учебные предметы,
курсы по выбору обучающихся; обеспечивает реализацию учебных планов нескольких
Учебный план на 2021-2022 учебный год

8

профилей обучения (многопрофильный класс: естественно - научный и социальноэкономический).
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план
предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной
области, определенной ФГОС, общими для включения в учебные планы всех профилей
являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»,
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или
«Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Астрономия».
При этом учебный план профилей обучения содержит 3 учебных предмета на
углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной
области и (или) смежной с ней предметной области.
Естественно – научный профиль ориентирует обучающихся на такие сферы
деятельности как медицина, биотехнологии и др.
В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбраны предметы
«Математика», «Химия» и «Биология».
Социально-экономический профиль ориентирует обучающихся на профессии,
связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с такими сферами
деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами.
В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбраны предметы
«Математика», «История» и «Обществознание».
Обязательным
элементом
является
выполнение
обучающимися
индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект представляет собой учебный
проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности,
или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при
решении практических задач, а также развития способности проектирования и
осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной,
конструкторской, социальной, художественно- творческой, иной).
Для реализации индивидуального проекта каждым учащимся 10-11 классов в
учебных планах 10-11- х классов ФГОС СОО выделен 1 час учебного плана.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельного под
руководством учителя по выбранной теме в рамках трех учебных предметов в любой
избранной
области
деятельности:
познавательной,
практической,
учебноисследовательской и социальной.
Предмет
История (11 класс)
История (10 класс)
Биология (10 класс)

Название индивидуального проекта
«Этнография»
«Этнография»
«Секреты генетики»

Количество часов
1
1
1

Учебный план каждого профиля строится с ориентацией на будущую сферу
профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования
обучающихся, для чего были изучены намерения и предпочтения обучающихся и их
родителей (законных представителей).
Система организации учебного года: по полугодиям.
Учебный план на 2021-2022 учебный год

9

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

среднего общего образования 10 класса социально-экономического
профиля Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
на 2021 - 2022 учебный год

Предметная область
Русский язык и литература

Родной язык и родная
литература
Математика и информатика
Иностранные языки
Естественные науки
Общественные науки
Физическая культура,
экология и основы
безопасности
жизнедеятельности
Всего
Предметы и курсы по
выбору

Всего
Всего

Учебный предмет

Количество
часов

Русский язык

1

Литература

3

Родной язык

1

Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия
Иностранный язык
Биология
История
Обществознание
Физическая культура

6
3
1
4
3
2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Индивидуальный проект
Информатика
Физика
Химия
География
Экономика

25
1
1
1
1
1
1

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык
Подготовка к ЕГЭ. Обществознание
Основы финансовой грамотности

1
1
1

9
Предельно допустимая недельная
нагрузка
Всего к финансированию

Учебный план на 2021-2022 учебный год

34
34

10

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

среднего общего образования 10 класса естественно-научного профиля
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
на 2021 - 2022 учебный год

Предметная область
Русский язык и литература
Родной язык и родная
литература
Математика и информатика
Иностранные языки
Естественные науки
Общественные науки
Физическая культура,
экология и основы
безопасности
жизнедеятельности
Всего

Учебный предмет
Русский язык

1

Литература

3

Родная литература
Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия

1
6

Иностранный язык
Химия
Биология
История
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

3
5
3
2
2

Индивидуальный проект
Информатика
Физика
География

Предметы и курсы по выбору Подготовка к ЕГЭ. Русский язык
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических
задач
Основы финансовой грамотности

Всего
Всего

Количество
часов

Предельно допустимая недельная
нагрузка
Всего к финансированию

Учебный план на 2021-2022 учебный год

1
27
1
1
1
1
1
1
1
7

34
34

11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

среднего общего образования 11 профильного класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
на 2021-2022 учебный год

Предметная область
Русский язык и литература

Родной язык и родная
литература
Математика и информатика
Иностранные языки
Естественные науки
Общественные науки
Физическая культура,
экология и основы
безопасности
жизнедеятельности
Всего

Предметы и курсы по
выбору

Всего
Всего

Учебный предмет

Количество
часов

Русский язык

1

Литература

3

Родной язык

1

Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия
Иностранный язык
Биология
Астрономия
История
Обществознание
Физическая культура

6
3
1
1
4
3
2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Индивидуальный проект
Информатика
Физика
Химия
Экономика

26
1
1
1
1
1

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык
Основы финансовой грамотности
Изучение химии через систему
экспериментальных работ

1
1
1

8
Предельно допустимая недельная
нагрузка
Всего к финансированию

Учебный план на 2021-2022 учебный год

34
34

12

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной
образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание
целостной системы функционирования ОУ в сфере внеурочной деятельности и включает:
план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том
числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках
«Российского движения школьников»); план реализации курсов внеурочной деятельности
по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные
общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы); план
воспитательных мероприятий.
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность ОУ реализуется основная
образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования).
В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Содержание плана внеурочной деятельности
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на
этапе средней школы составляет не более 700 часов.
Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в
туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.).
План внеурочной деятельности является часть организационного раздела ООП СОО
и представляет собой описание целостной системы функционирования гимназии в сфере
внеурочной деятельности.
Примерный план внеурочной деятельности

10 класс
1-е полугодие
Осенние
каникулы
2-е полугодие
Летние
Каникулы

Жизнь
ученических
сообществ

Внеурочная
деятельность по
предметам школьной
программы

Воспитательные
мероприятия

Всего

10
20

30

10
20

50
40

10
20

30

10
20

50
40

Учебный план на 2021-2022 учебный год

13

ИТОГО
11 класс
1-е полугодие
Осенние
каникулы
2-е полугодие
Весенние каникулы
ИТОГО
ВСЕГО

60

60

60

180

10
20

30

10
10

50
30

10
10
50
110

10
10
30
90

20
20
120
300

40
100

Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1-2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
 компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе
с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
 социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
 компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
 в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной
внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления,
участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за
ее пределами; через приобщение обучающихся к общественной деятельности и
школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных,
творческих объединений, благотворительных организаций;
 через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве гимназии, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства
с общественными организациями и объединениями.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) в отличных от учебных занятий формах. таких как художественные,
филологические, хоровые студии, школьные спортивные секции, конференции,
олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно-полезные практики и другие формы на
добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Во внеурочной деятельности с учетом положений Программы воспитания и
социализации обучающихся проходят занятия в рамках предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры народов России». Кроме того, занятия по данной
Учебный план на 2021-2022 учебный год

14

предметной области проводятся в рамках программ (планов) внеурочной деятельности
классных руководителей, программы воспитания и социализации обучающихся. Вопросы
духовно- нравственной культуры народов России также рассматриваются при изучении
учебных предметов других предметных областей (обществознания и в рамках программ
внеурочной деятельности и дополнительного образования). В зависимости от задач на
каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на
внеурочную деятельность, может изменяться.
В рамках реализации естественно-научного профиля организуются поездки, экскурсии
в естественно-научные музеи, зоопарки, биопарки, аквариумы, заповедники,
национальные парки и т.д.
В рамках реализации социально-экономического профиля организуются экскурсии на
производство, в банки, в экономические отделы государственных и негосударственных
организаций.
В ходе познавательной деятельности реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся.
11 класс

Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами на уровне
среднего общего образования являются:











«Русский язык»,
«Литература»,
«Родная литература»,
«Иностранный язык (английский)»,
«Математика: алгебра и начала анализа и геометрия»,
«Астрономия»,
«История»,
интегрированный учебный предмет «Обществознание» (включая экономику и
право)»,
«Физическая культура»,
ОБЖ

Учебные предметы по выбору на базовом уровне






«Информатика и ИКТ»,
«Физика»,
«Химия»,
«Биология»,
«Основы финансовой грамотности»

Учебный план гимназии на всех этапах общего образования включает в себя
предметы, преподавание которых ведется с использованием инновационного
оборудования. Информационные технологии используются также на предметах
«Информатика и ИКТ», «Физика», «Биология», «Химия», «География» на ступенях
основной и старшей школы.

Учебный план на 2021-2022 учебный год

15

В соответствии с Положением «О формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», утвержденным
приказом № 425 от 20.09.2013г. определен порядок проведения промежуточной
аттестации по итогам учебного года.
Промежуточная аттестация по итогам года проводится в ходе реализации
рефлексивной фазы учебного года: конец апреля - май. Количество часов, отведенное на
прохождение процедуры промежуточной аттестации, определяется рабочими
программами учителей.
Формы проведения промежуточной аттестации учащихся 10 классов определяются
Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации.
В 11 классе выпускники проходят процедуру государственной итоговой
аттестации.
Учебный план гимназии направлен на достижение планируемых результатов
обучения и воспитания, на успешное прохождение государственной итоговой аттестации
выпускников 11 классов и продолжение ими образования по выбранному направлению в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
В гимназии обеспечены условия для реализации федерального базисного учебного
плана для 11-х классов среднего общего образования:
 кадровые: учителя, работающие в этих классах, имеют высшую и первую
категорию, стаж педагогической работы;
 материально-технические: все участники образовательного процесса имеют
материально – техническую базу, соответствующую нормам СанПиНа;
 учебно-методические: все участники образовательного процесса обеспечены
полным учебно – методическим комплексом, разработаны рабочие программы по
предметам с учётом стандартов первого поколения, с учётом преемственности реализации
основных образовательных программ;
 нормативно-правовые: все участники образовательного процесса ознакомлены с
нормативно – правовой базой, образовательная организация при организации учебного
процесса соблюдает нормативы обязательной и максимальной учебных нагрузок, объёма
учебного времени.
В учебный план (с 1 сентября 2011-2012 учебного года) введен обязательный
третий час физической культуры. При планировании изучения учебного предмета
«Физическая культура» и разработке соответствующих образовательных программ
гимназии руководствуется методическими рекомендациями о введении третьего часа
физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся
общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Учебный план разработан таким образом, чтобы усилить индивидуальный подход в
обучении, целенаправленно удовлетворить запросы старшеклассников и обеспечить
преемственность школьного и вузовского образования.
Учебный план гимназии направлен на достижение планируемых результатов
обучения и воспитания, на успешное прохождение государственной итоговой аттестации
выпускников 11 классов и продолжение ими образования по выбранному направлению в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Учебный план на 2021-2022 учебный год

16

Предмет «Русский язык»
Программа по русскому языку рассчитана в 11 классах по 1 часу в неделю (35
часов). В результате систематизации изученного учащиеся должны приобрести
необходимые знания о лингвистике как науке, о системе русского языка, языковых
нормах, а также овладеть всеми видами речевой деятельности на русском языке и
культуроведческой компетенцией.
Предмет «Литература»
Программа по литературе в 11 классах рассчитана на 3часа в неделю и предполагает
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной
литературы. Основой литературного образования учащихся является чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах
слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в
программу произведений.
Цель литературного образования в 10 - 11 классах определяется как воспитание
грамотного компетентного читателя, человека, имеющего привычку к чтению и
потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем
языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Предмет «Иностранный язык»
На изучение иностранного языка в 11- ых классах выделяется 3 часа в неделю.
Программа по иностранным языкам (английский) предполагает овладение иноязычным
общением на уровне стандартов. В содержание входят: языковые, речевые,
социокультурные знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование
элементарной коммуникативной компетенции. На старшем этапе основные цели и задачи
обучения направлены на то, чтобы не только поддержать, но и превысить базовый
уровень знаний школьников по иностранному языку, а также совершенствовать
иноязычную коммуникативную компетенцию.
Предмет «Математика»
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают
развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства»,
«Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»,
вводится линия «Начала математического анализа»». В рабочих программах отражены
данные по организации обучения разделам. В классных журналах для фиксации
прохождения программы используется одна страница для двух разделов, записи курса
«Алгебра и начала анализа» чередуются с курсом «Геометрия».
На изучение курса «Математика» выделено в 11 классе по 6 часов в неделю.
При разработке рабочей программы по предмету «Математика» используются
примерные программы:
1. «Алгебра и начала анализа 10-11», которая предполагает систематическое
изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и
математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих

Учебный план на 2021-2022 учебный год

17

методов математики, подготовки необходимого аппарата для изучения геометрии и
физики.
2.
«Геометрия», которая предполагает систематическое изучение свойств
геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся,
освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и
дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Предмет «Информатика и ИКТ»
Программа по информатике и ИКТ, рассчитанная на 1 час в неделю, предполагает
ознакомить обучающихся с закономерностями протекания информационных процессов в
системах различной природы, с методами, средствами и технологиями автоматизации
информационных процессов.
Предмет «Астрономия»
Программа по астрономии, рассчитанная на 1 час в неделю, предполагает
ознакомить обучающихся с достижениями современной науки и техники, формирование
основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы
небесных тел.
Предмет «История»
Программа по истории в 11 классе рассчитанная на 2 часа в неделю, включает в себя
изучение двух курсов – истории России и всеобщей истории. Программа по истории на
уровне среднего общего образования направлена на формирование исторического
мышления. Целью курса истории классов является развитие способности понимать
историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Программа по истории в 11 классе (углубленное обучение) рассчитанная на 4 часа в
неделю, включает в себя изучение двух курсов – истории России и всеобщей истории.
Предмет «Обществознание»
Программа по обществознанию, рассчитанная в 11 классе на3часа в неделю,
включает изучение экономики и права, продолжает формировать целостное
представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном
мире. Изучение курса направлено на активизацию самостоятельной работы, позволяющей
приобрести опыт познавательной и практической деятельности, развитие умения работать
с разнообразными источниками социальной информации, формирование универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций.
Предмет «Физика»
Программа по физике в 11 классе рассчитана на 1 часа в неделю. Курс физики
способствует формированию и развитию научных знаний и умений: знаний основ
современных физических теорий, систематизации научной информации, выдвижения
гипотез, планирования и моделирования эксперимента, оценки достоверности
естественнонаучной информации, возможности её практического использования.

Учебный план на 2021-2022 учебный год

18

Предмет «Биология»
Программа по биологии в 11 классе на 1 час в неделю, предусматривает изучение
учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В программе нашли
отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение,
которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека.
Программа по биологии в 11 классе на 3 часа (углубленное изучение) в неделю в
химико-биологической группе 11 класса.
Предмет «Химия»
Программа по химии в 11 классе рассчитана на 1 час в неделю.Курс химии
направлен на формирование у обучающихся представлений о химии как о целостной
науке, способствует более глубокому изучению органической химии, теоретических
сведений о строении, классификации, номенклатуре органических веществ;
формированию теоретических знаний на богатом факторологическом материале при
рассмотрении классов органических соединений.
Программа по химии в 11 классе на 5 часов (углубленное изучение) в неделю в
химико-биологической группе 11 класса.
Предмет «ОБЖ»
Программа по основам безопасности жизнедеятельности рассчитана на 1 час в
неделю направлен на освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье
и здоровом образе жизни; на воспитание ценностного отношения к здоровью и
человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России; на овладение
умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Предмет «Физическая культура»
Программа физического воспитания рассчитана на 2 часа в неделю. Целью этой
программы является содействие всестороннему развитию личности посредством
формирования физической культуры у школьника.
Региональной спецификой базисного учебного плана является выделение
дополнительного времени на изучение предмета «Родную литературу», который
реализуется за счет выбора изучения это предмета на базовом уровне.

Классы

Предметы и курсы по выбору представлены:

10

Предмет

Подготовка к ЕГЭ. Русский

Кол-во
часов

1

Учебный план на 2021-2022 учебный год

Обоснование необходимости выбора
предмета

Один час добавлен на реализацию
программы, подготовки к государственной
19

итоговой аттестации

язык.
10

Изучение химии через
систему
экспериментальных работ

1

Один час добавлен на реализацию
программы, подготовки к государственной
итоговой аттестации

10

Основы финансовой
грамотности.

1

11

Подготовка к ЕГЭ. Русский
язык.

1

11

Основы финансовой
грамотности.

1

11

Подготовка к ЕГЭ.
Решение генетических
задач.

1

Один час выделен для освоения
финансовых знаний, основ финансовой
культуры ведения личного бюджета,
умений необходимых для поиска и
использования финансовой информации,
проектирования и создания личного
финансового плана, развитие
познавательных интересов, финансовоэкономического образа мышления,
интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских
способностей.
Один час добавлен на реализацию
программы, подготовки к государственной
итоговой аттестации
Один час выделен для освоения
финансовых знаний, основ финансовой
культуры ведения личного бюджета,
умений необходимых для поиска и
использования финансовой информации,
проектирования и создания личного
финансового плана, развитие
познавательных интересов, финансовоэкономического образа мышления,
интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских
способностей.
Один час добавлен на реализацию
программы, подготовки к государственной
итоговой аттестации

11

Подготовка к ЕГЭ.
Обществознание.

1

Один час добавлен на реализацию
программы, подготовки к государственной
итоговой аттестации

Реализация данного учебного плана на уровне среднего общего образования
предоставляет возможность получения стандарта образования всеми обучающимися,
позволяет достигнуть целей образовательной программы гимназии, удовлетворить
социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы
обучающихся.
ФОРМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.
Согласно п. 3,4,5 ст. 59 Федерального закон № 273 от 29.12.2012 г.
«Об
образовании в Российской Федерации» в целях определения соответствия результатов
освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего и
Учебный план на 2021-2022 учебный год

20

среднего
общего
образования
соответствующим
требованиям
федерального
государственного образовательного стандарта проводится:
 государственная итоговая аттестация, формы и порядок проведения которой
определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования;
 итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных
программ основного общего и основного среднего общего образования в формах
контрольных работ или тестирования по всем предметам учебного плана, не выбранных
обучающимися для государственной итоговой аттестации.
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.
Согласно п. 1ст. 58Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании
в Российской Федерации» освоение образовательной программы, в том числе отдельной
части или всего предмета образовательной программы сопровождается промежуточной
аттестацией:
Организация промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся 10-х классов проводится в соответствии с
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные образовательные
программы в соответствии с федеральным компонентом Государственных
образовательных стандартов общего образования».
Промежуточная аттестация проводится с целью оценки качества освоения
обучающимися содержания части или всего объема учебного предмета, курса,
дисциплины после завершения их изучения.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ:

Русский язык
Литература
Математика
Иностранный язык
Информатика
История
Обществознание
География

10 класс
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Сочинение
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в

Учебный план на 2021-2022 учебный год

11 класс
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Сочинение
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
21

Физика
Химия
Биология
Физкультура

ОБЖ

формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Дифференцированный зачет:
нормативы /
теоретические основы
Тестирование

формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Диагностическая работа в
формате ЕГЭ
Дифференцированный зачет:
нормативы /
теоретические основы
Тестирование

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ГОДОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная аттестация предусматривает осуществление аттестации учащихся
по полугодиям – промежуточная текущая аттестация, и проведение промежуточной
аттестации по окончании учебного года – промежуточная годовая аттестация. Годовая
промежуточная аттестация подразделяется на годовую промежуточную аттестацию с
аттестационными испытаниями и годовую промежуточную аттестацию без
аттестационных испытаний. Годовые отметки по предметам, по которым не проводятся
аттестационные испытания, выставляются на основании четвертных или полугодовых
отметок.
Периодичность промежуточной текущей аттестации определяется образовательной
программой, Уставом гимназии и Положением о формах периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная текущая аттестация определяется отметкой за полугодие.
Результативность обучения по полугодиям оценивается по итогам текущего
контроля:



в 10-11 классах по учебным предметам - по полугодиям;
по предметам учебного плана.
Промежуточная годовая аттестация проходит в сроки в соответствии с
календарным учебным графиком.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Государственная итоговая аттестация выпускников 11 класса проводится в
соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказами
Министерства просвещения Российской федерации.
Директор
МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты»

А.М.Байкулова

Заместитель директора по УР

Р.Т.Борлакова

Учебный план на 2021-2022 учебный год

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».