Программа по русскому языку 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;



Порядок

организации

и

осуществления

общеобразовательным программам

образовательной

деятельности

по

основным

- образовательным программам начального общего,

основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства
просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442;


ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.



Приказ № 555 от 31.08.2022 г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.
Усть-Джегуты»;



Годовой

календарный

учебный

график

работы

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023 учебный год»
утверждён приказом № 366 от 26.08.2022г.;


Постановление Главного Государственного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;



Примерные программы по учебному предмету «Русский язык». 5 -11 классы. – М.: Просвещение,
2021г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который

входит в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию и рекомендованных
(утвержден) при МО РФ приказом № 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
Состав учебно - методического комплекса
1.

Автор учебника
Бархударов С.Г.,
Крючков С.Е.

Название учебника
Русский язык. 8 класс

Издательство
Просвещение

Год издания
2020

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Цели и задачи обучения русского языка в 8
сформулированным в рабочей программе.

классе соответствует планируемым результатам,

Целями обучения предмета «Русский язык» в 8 классе являются:
1. Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры;
2. Осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения моральноэтических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
3. Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности;
4.Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических
словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять
информационную переработку текста и др.);
5.Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования;
6.Овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, некоторыми видами речевой
деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого
этикета;
7.Обогащение активного и потенциального словарного запаса;
8. Совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основными задачами обучения являются:
1.Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
2.Формирование
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
регулятивных,
коммуникативных;
3.Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение
нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний,
частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу
и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 8 классе
На изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю, что при 34 учебных неделях
составит 136 часов в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Русский язык» на ступени обучения.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 8 классе отражены
в календарно-тематическом планировании.
5. Содержание учебного предмета «Русский язык» способствует реализации программы
воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Функции русского языка в современном мире.
Повторение пройденного в V-VII.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание.
I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам
главного слова (глагольные, именные, наречные).
II.Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение
использовать
в
речи
синонимические
по значению словосочетания.
Простое предложение.
I.
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа
предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация
простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в
предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые
особенности.
Простые двусоставные предложения.
Главные члены предложения.
I. Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное
сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II.Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и
сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения.
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное
дополнение (ознакомление).
Несогласованное определение. Приложение как разновидность
определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени,
места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II.Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III.
Ораторская речь, ее особенности.
IV.
Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения.
I.Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым
(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими
синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения.
I.Понятие о неполных предложениях.
II. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения.
I.Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения,
связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные
знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах.
Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков
препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами
при однородных членах.
III.Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного
характера).
Обращения, вводные слова.
I. Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные
слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Выделительные знаки препинания при
вводных словах и предложениях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными
словами и вводными предложениями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными
словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения.
I.Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах
предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их
синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь.
I.Повторениеизученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в
предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II.Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III.Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе.
Итоговый контрольный диктант .
Содержание учебного предмета «Русский язык» способствует реализации программы
развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся
образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Русский язык» является приоритетным для
формирования УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и
учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «Русский язык» способствует дальнейшему
формированию ИКТ- компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом
планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые
приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:
1.Умение работать с уваливающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в
разных областях знаний,
2.Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к
окружающим,
3.Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений,
4.Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением
(академическая мобильность)
5.Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные
взаимоотношения с другими людьми.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
1.Входной контроль в начале и в конце четверти;
2.Текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов,
предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих,
свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими
заданиями, тестов, проверочные работы
3.Комплексный анализ текста
4.Диагностические работы
5. Лабораторные работы
6.Практические работы (практикумы)
7.Контрольные изложения
8.Контрольные сочинения
9.Взаимоконтроль
10.Самоконтроль
11.Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися
12.Различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический)
13.наблюдение за речью окружающих
14.Сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию
учителя
15.Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

Тематическое планирование
Раздел учебного курса

РАЗДЕЛ I.
Общие сведения о языке.
РАЗДЕЛ II. Повторение изученного в V - VII классах.
РАЗДЕЛ III. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание
Простое предложение.
Двусоставное предложение.
Второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения.
Неполные предложения
Предложения с однородными членами
Предложения с обособленными членами
Предложения с обращениями, междометиями, вводными конструкциями
Синтаксические конструкции с чужой речью.
РАЗДЕЛ IV. Повторение и систематизация изученного

Кол-во часов

1
11
85
3
4
9
7
10
3
12
18
11
8
5
136 ч

№

Календарные
сроки
План
Факт

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тема урока
Кол-во
Тип урока
Виды контроля
часов
измерители

Раздел 1. «Введение » (1)
1
Функции русского языка в
современном мире
Раздел II. «Повторение изученного в 5-7 классах» (8+2+1)
2
Фонетика и графика.
Орфография.
3
Морфемика и словообразование

1

Урок усвоения новых
знаний

Тематический

1

Повторительнообобщающий урок
Повторительнообобщающий урок
Повторительнообобщающий урок
Повторительнообобщающий урок
Контрольный урок
Повторительнообобщающий урок
Повторительнообобщающий урок
Повторительнообобщающий урок
Повторительнообобщающий урок

Объяснительный
диктант
Тематический контроль

1

Орфография. Правописание
приставок
Орфография. Правописание
суффиксов
Входная контрольная работа (тест)
Анализ входного теста.
Лексикология и фразеология.
Морфология и синтаксис.

1

Знаки препинания в простом и
сложном предложении. Повторение
Строение текста. Стили речи.

1

Р/р. Подготовка к сочинению по
картине И.Левитана «Осенний день.
Сокольники»
12
Р/р. Написание сочинения по
картине И.Левитана «Осенний день.
Сокольники»
Раздел III «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (85)
Словосочетание (3).
13
Анализ сочинения. Словосочетание.

1

Урок развития речи

Оценка выполнения
предложенных заданий
Входной
Объяснительный
диктант
Оценка выполнения
предложенных заданий
Оценка выполнения
предложенных заданий
Тематический
контроль: выполнение
предложенных заданий
Творческая работа

1

Урок развития речи

Творческая работа

1

Урок усвоения новых

Тематический контроль

4
5
6
7
8
9
10

11

1
1
1
1

1

Тематический контроль

Домашнее
задание

Строение и грамматическое
значение

знаний

(оценка выполнения
предложенных
заданий)
Тематический
контроль.
Практическая работа

14

Связь слов в словосочетании

1

Урок усвоения новых
знаний

15

Синтаксический разбор
словосочетаний

1

Урок усвоения новых
знаний

Тематический контроль
Тест

1

Совершенствование ЗУН

Тематический контроль
(оценка выполнения
предложенных
заданий)
Тематический контроль
(оценка выполнения
предложенных
заданий)
Тематический контроль
(оценка выполнения
предложенных
заданий)

Предложение. Простое предложение (2+2)
16
Строение и грамматическое
значение предложений.

17

Характеристика человека

1

Комбинированный урок

18

Порядок слов в предложении.
Интонация предложения.
Логическое ударение.

1

Комбинированный урок

19

Развитие речи. Описание памятника
архитектуры. (Упр.143,144)

1

Урок развития речи

Сочинение

Комбинированный урок

Выполнение
практической работы
по теме урока
Выполнение
практической работы

Двусоставные предложения. Главные члены предложения (8+1)
20
Главные члены предложения.
1
Подлежащее.
21

Сказуемое. Простое глагольное
сказуемое.

1

Комбинированный урок

по теме урока
Выполнение
практической работы
по теме урока
Выполнение
практической работы
по теме урока
Текущий

22

Составные сказуемые. Составное
глагольное сказуемое.

1

Урок изучения нового
материала

23

Составное именное сказуемое.

1

Урок изучения нового
материала

24

Выражение именной части
составного именного сказуемого.

1

Урок совершенствования
ЗУН

25

Тире между подлежащим и
сказуемым.

1

Урок изучения нового
материала

26

Тире между подлежащим и
сказуемым

1

Урок совершенствования
ЗУН

Выполнение
практической работы
по теме урока
Оценка изложения с
элементами сочинения

27

Повторение по теме «Главные
члены предложения»

1

Урок совершенствования
ЗУН

Самостоятельная
работа

28

Контрольный диктант по теме
«Главные члены предложения»

1

Урок обобщения и
систематизации ЗУН

Итоговый

Второстепенные члены предложения (5+1+1)
29
Анализ контрольного диктанта.
Дополнение.
30
Определение

1

Урок совершенствования
ЗУН
Урок совершенствования
ЗУН
Изучение нового
материала
Урок совершенствования
ЗУН
Изучение нового
материала

Текущий

1

31

Приложение

1

32

Обстоятельство. Основные виды
обстоятельства
Обстоятельства, выраженные
сравнительными оборотами

1

Ораторская (публичная ) речь

1

33

34

1

Урок развития речи

Текущий
Объяснительный
диктант,
Текущий
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Текущий

Контрольная работа по теме
«Второстепенные члены
предложения»
Односоставные предложения (7+3)
36
Анализ контрольной работы.
Основные группы односоставных
предложений. Определённо-личные
предложения
37
Неопределённо-личные
предложения
35

1

Контрольный урок

Итоговый

1

Комбинированный урок

Тематический
контроль.

1

Комбинированный урок

38

Неопределённо-личные
предложения

1

Комбинированный урок

39

Р/р. Подготовка к сочинению по
картине К. Юона «Мартовское
солнце»

1

Урок развития речи

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Творческая работа

40

Р/р. Написание сочинения по
картине К. Юона «Мартовское
солнце»

1

Урок развития речи

Творческая работа

41

Анализ сочинения. Безличные
предложения
Безличные предложения

1

Комбинированный урок

Текущий

1

Комбинированный урок

43
44

Назывные предложения
Обобщение по теме
«Односоставные предложения»

1
1

Комбинированный урок
Урок обобщения и
систематизации ЗУН

Оценка проверочной
работы
Текущий
Текущий

45

Р/р. Изложение текста (упр.289)

1

Урок развития речи

Текущий

1

Урок изучения нового
материала

Оценка словарной
работы

42

Неполные предложения (2+1)
46
Анализ изложения. Понятие о
неполных предложениях.

47

Анализ контрольного диктанта.
Неполные предложения в диалоге.

1

Урок обобщения и
систематизации ЗУН

Фронтальный

48

Контрольный диктант по теме
«Односоставные предложения»

1

Урок обобщения и
систематизации ЗУН

Итоговый

1

Урок совершенствования
ЗУН

1

Урок изучения нового
материала
Урок совершенствования
ЗУН

Предложения с однородными членами (8+3+1)
49
Понятие об однородных членах

1

Урок совершенствования
ЗУН

1

Урок развития речи

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
предложенных заданий
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Творческая работа

54

Р/р. Написание сочинения по
1
картине Ф Васильева «Мокрый луг»

Урок развития речи

Творческая работа

55

Анализ сочинения. Обобщающие
слова при однородных членах
предложения
Обобщающие слова при
однородных членах предложения.
Знаки препинания при них

1

Урок совершенствования
ЗУН

1

Урок совершенствования
ЗУН

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений,
проверочная работа

Развитие речи. Рассуждение
(Упр.344,346)
Синтаксический разбор
предложения с однородными

1

Урок обобщения и
систематизации ЗУН
Урок обобщения и
систематизации ЗУН

50
51

52

53

56

57
58

Однородные и неоднородные
определения
Однородные члены, связанные
сочинительными союзами, и
пунктуация при них
Однородные члены, связанные
сочинительными союзами, и
пунктуация при них
Р/р. Подготовка к сочинению по
картине Ф Васильева «Мокрый луг»

1

1

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений

членами
59

Обобщающий урок по теме
«Однородные члены предложения»

1

Урок обобщения и
систематизации ЗУН

60

Контрольный диктант по теме
«Однородные члены предложения»

1

Контрольный урок

1

Совершенствование ЗУН

1

Комбинированный урок

63

Обособленные определения и
приложения
Обособленные определения,
выраженные причастными
оборотами

1

Комбинированный урок

64

Особенности обособления
приложений

1

Комбинированный урок

65

Обособленные определения и
приложения. Повторение

1

Комбинированный урок

66

Контрольная работа по теме
«Обособленные определения и
приложения»
Анализ контрольной работы.
Обособленные обстоятельства

1

Контрольный урок

1

Обобщение и
систематизация ЗУН

Р/р. Подготовка к сочинению –

1

Урок развития речи

Предложения с обособленными членами (12+4+2)
61
Анализ контрольного диктанта.
Обособленные определения и
приложения
62

67

68

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Уровень выполнения
заданий контрольной
работы
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений по
пунктуации
Оценка выполнения
заданий по пунктуации
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Тематический Оценка
выполнения
тренировочных
упражнений
Тематический
контроль. Оценка
выполнения
тренировочных
упражнений
Итоговый
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Тематический

69

рассуждению на морально –
этическую тему. (Упр.416)
Р/р. Написание сочинения –
рассуждения на морально –
этическую тему
Анализ сочинения. Обособленные
обстоятельства

контроль.
1

Урок развития речи

Сочинение

1

Обобщение и
систематизация ЗУН

71

Обособленные обстоятельства

1

Обобщение и
систематизация ЗУН

72

Синтаксический разбор
предложения с обособленными
членами
Обособление уточняющих членов
предложения

1

Комбинированный урок

1

Урок изучения нового
материала

Обособление уточняющих членов
предложения. Разделительные и
выделительные знаки препинания
Р/р. Подготовка к изложению
«Суворов» (Упр.413)

1

Комбинированный урок

1

Урок развития речи

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений,
объяснительного
диктанта
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений,
объяснительного
диктанта
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Текущий

76

Р/р. Написание изложения
«Суворов» (Упр.413)

1

Урок развития речи

Итоговый

77

Анализ изложения. Обособленные
члены предложения. Повторение

1

Обобщение и
систематизация ЗУН

Оценка выполнения
предложенных заданий

78

Контрольный диктант по теме
«Обособленные члены

1

Контрольный урок

70

73

74

75

предложения»
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (8+2+1)
79
Обращение и знаки препинания при 1
Урок совершенствования
нём
ЗУН
80

Обращение и знаки препинания при
нём

1

Урок совершенствования
ЗУН

81

Вводные слова и знаки препинания
при них.

1

Урок изучения нового
материала

82

Вводные слова и предложения и
знаки препинания при них

1

Урок совершенствования
ЗУН

83

Р/р. Подготовка к сжатому
изложению. (Упр.440)

1

Урок развития речи

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Текущий

84

Р/р. Написание сжатого изложения.

1

Урок развития речи

Итоговый

85

Анализ изложения. Водные слова и
вводные предложения.
Предложения с междометиями

1

Урок изучения нового
материала

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений

86

Вставные конструкции

1

Урок изучения нового
материала

87

Вставные конструкции

1

Урок изучения нового
материала

88

Предложения с обращениями,
водными словами и междометиями.
Повторение

1

Комбинированный урок

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений
Фронтальный

89

Контрольный диктант по теме
«Предложения с обращениями,

1

Контрольный урок

Итоговый

водными словами и междометиями»
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (5+2+1)
90
Анализ контрольного диктанта.
1
Предложения с прямой речью,
знаки препинания при них

Обобщение и
систематизация ЗУН

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений и
предложенных заданий
Текущий

91

Диалог.

1

92

Предложения с косвенной речью.
Замена прямой речи косвенной.

1

Обобщение и
систематизация ЗУН
Комбинированный урок

93

Предложения с косвенной речью.
Замена прямой речи косвенной.

1

Комбинированный урок

94

Р/р. Подготовка к изложению

1

Урок развития речи

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений и
предложенных заданий
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений и
предложенных заданий
Текущий

95

Р/р. Написание изложения

1

Урок развития речи

Итоговый

96

Анализ изложения. Цитаты и знаки
препинания при них

1

Урок изучения нового
материала

97

Контрольное тестирование по теме
«Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь»

1

Контрольный урок

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений и
предложенных заданий
Итоговый

1

Обобщение и
систематизация ЗУН

1

Обобщение и
систематизация ЗУН

Раздел IV. Повторение изученного в 8 классе (4+1)
98
Анализ контрольного
тестирования. Словосочетание.
Двусоставное предложение.
99

Односоставные предложения

Оценка выполнения
тренировочных
упражнений и
предложенных заданий
Оценка выполнения
тренировочных

100

Итоговый контрольный диктант

1

Обобщение и
систематизация ЗУН

101

Анализ контрольного диктанта.
Однородные члены предложения.

1

Контрольный урок

102

Предложения с обособленными
членами

1

Повторительнообобщающий урок

упражнений и
предложенных заданий
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений и
предложенных заданий
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений и
предложенных заданий
Оценка выполнения
тренировочных
упражнений и
предложенных заданий

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:
Автор
Название
Издательство Год издания
1.

Богданова Г.А.

Уроки русского языка в 8 классе:
Книга для учителя.

Просвещение

2021

2.

Беляева О.В., Даценко
О.А.

«ВАКО»

2021

3.

Страхова Л.Л.

Универсальные
поурочные
разработки по русскому языку в 8
классе: Книга для учителя.
Диктанты по русскому языку. 8
класс.

«Литера»,

2021.

2.Методическая литература:
Автор
Название

Издательство

Год издания

Контрольные и проверочные
работы по русскому языку. 8
класс
Практические
задания
по
русскому языку. 8 класс.

Просвещение

2020.

Просвещение

2020.

1.

Шибалова Л.В.

2.

Колыхалова Е.П.,

3.

Ладыженская Т.А. и др.

Русский язык. Книга для учителя.
8 класс.

Просвещение

2021.

4.

Ладыженская Т.А. и др.

Русский
язык.
Поурочные планы.

Просвещение

2021

8

класс.

Приложение
«Нормы оценки» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку.
В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского
языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления
связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они
работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому
языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и
правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на
практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в
подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению
последующим материалом.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за
сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его
умения применять знания на практике.
Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для
диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120,
для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и
служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5
класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 3540 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать
основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности
ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют
подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме
орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее
орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В
целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных
орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7
классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10
пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые
в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах –
не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию
которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста,
рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные
ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик
слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять
негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не
мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в
одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну
ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических
(пирожок, сверчок) особенностях данного слова.Не считаются однотипными ошибками на такое
правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка
учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и
более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на
верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более
исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок
при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических
ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные
ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант
при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также
при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за
диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять
данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3»
- 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7
орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид
работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении
дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок
диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать
мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы
«Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200
слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на
50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в
6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0.
Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем
ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения,
от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение
использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3)
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных
и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев,
когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка
(за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения
оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых
недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1

орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между
ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение
на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при
оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для
отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 –
2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении
оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых
ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты
неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в
том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор
одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью
аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или
отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного

класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так
и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению
учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего
анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или
близкого вида.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя ___Таова Р.И.___
Предмет _русский язык__
Класс ____8б____
Учебный год ____2022-2023___

№
Даты по
урока основному
КТП

Тема урока
по основному
КТП

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
Способ
корректировки корректировки

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______________ (ФИО)

Учитель ______________(ФИО)
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».