Программа по русскому языку 11 кл

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства
просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442;
 ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
 Приказ № _556__от _31.08.2022_г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4
г. Усть-Джегуты»;
 Годовой
календарный
учебный
график
работы
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023 учебный год»
утверждён приказом № __552_от_31.08.2022_г.;
 Постановление Главного Государственного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Примерные программы по учебному предмету «Русский язык». 5 -11 классы. – М.:
Просвещение, 2021г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит
в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию и рекомендованных
(утвержден) при МО РФ приказом № 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы к УМК Пахновой Т.М.,
учебника «Русский язык» Пахновой Т.М., изд «Дрофа» Москва 2022 .Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые
определены стандартом.
Количество часов: 34 (1 час в неделю).
Преподавание ведётся по учебнику
Русский язык. 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ Пахнова
Т. М. – М.: Дрофа.
Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе
являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и
мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры;
понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной
самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики,
обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных
сферах общения; выявление специфики использования языковых средств
в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах
общения;
• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к
самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения,
аудирования, говорения и письма;
• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
2

• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного
владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и
свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии
с содержанием, условиями и сферой речевого общения; • развитие языкового вкуса, потребности в
совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления
межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего
образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебнопознавательной деятельности в вузе.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на
предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе
компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и
обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой)
и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой
деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений
использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности
языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию;
расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих
опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности
оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные
намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое
поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех
учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет
целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия,
которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время
предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного
предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом
уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных
действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе
углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии
и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают
овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о
функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного
употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и
пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками
языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.
Коммуникативно-деятелъностный подход в обучении русскому языку определяет особенности
предъявления материала в примерной программе: содержание представлено не только в знаниевой,
но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка,
нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями
формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах
продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую
значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных
действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
3

взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной
деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и
выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе
коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и
др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать
аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или
опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую
информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую
информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной
цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель
деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится
на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого
общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе
многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми
типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и
этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня
максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры
учащихся.
Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для
повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во
втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов,
используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах
произведений художественной литературы.
Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в
средней школе. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и
даже потребуются специальные обобщающие уроки, содержание которых подсказывают материалы
нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет выступать
основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста,
речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне
формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке,
осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с
историей народа, с языками других народов.
Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над
текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме выписок, планирования, переложения
текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме
комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются
учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке
каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления
орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится
краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу
взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различию
конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических
упражнений. Работа по орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок
лишь в редких случаях.
Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского
языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах
произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более
высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое
проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом
4

изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению,
совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить
сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейнотематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных
средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в
произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию
речи, орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо
осмысленному усвоению литературного материала.
Раздел «Текст. Виды его преобразования», как и раздел, посвященный фонетике, лексике,
грамматике, в значительной мере является повторением того, что было изучено в предшествующих
классах, однако содержание его существенно обогащено: расширен круг рассматриваемых вопросов,
включен более сложный дидактический материал, изменен характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое
внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется
социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения
современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с
окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность
приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и
художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами
названных стилей. Так, применительно к научному (в его научно-популярном варианте) стилю речи
это будут такие доступные учащимся старших классов жанры, как реферат, статья, обзор.
Приобщение к собственно научному и научно-техническому подстилям (вариантам) научного стиля
предполагает работу по осмыслению терминологической лексики. Важное место отводится работе с
научно-учебным подстилем: восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных
пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо
овладеть языком таблиц, схем, алгоритмов; в официально-деловом стиле — языком рекламы.
Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по
публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися
общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо
популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации
на овладение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях.
Наиболее полно представлен в программе художественный стиль речи. Школьный курс
литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты,
которые при правильном их использовании будут служить основой для обогащения речи учащихся,
развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием художественного
произведения через его форму (в этом суть сближения русского языка с литературой) позволит с
наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным, эстетическим ценностям литературы и
таким образом окажет положительное влияние на формирование личности учащихся. И наконец,
художественный стиль, язык художественной литературы представляют своего рода эталон
использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для
овладения всеми другими стилями, тем более что в языке художественной литературы используются
элементы разных функциональных стилей.
В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что
повторение фонетики и лексики будет осуществляться в первом полугодии 10 класса; морфемика,
морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во втором полугодии. Однако и
во втором полугодии 10 класса и в 11 классе параллельно с работой над текстом и стилями речи
будет продолжаться работа по лексике и грамматике (в иных, конечно, формах и с другими
целевыми установками), по совершенствованию навыков правописания.
Публицистический стиль речи изучается главным образом в 11 классе, но жанры путевого и
портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9 классе (в связи с
изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10 классе (богатейший
материал для работы дают произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н.Лолстого, А. П.
5

Чехова). Овладение жанрами публичной речи происходит и в 10, и в 11 классах, хотя завершающий
этап обучения приходится на выпускной класс.
Художественный стиль речи становится предметом изучения и практического овладения как в 10,
так и в 11 классах. Главное направление программы — проникновение в язык, индивидуальный
стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном
материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах
художественного произведения, создаваемых словом, на персонажах, композиции, идейном замысле,
образе автора. Такой подход принципиально важен с точки зрения как полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа над художественным стилем должна способствовать
прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.
Общие сведения о языке изучаются в основном в начале 10 класса, но те вопросы, которые
нуждаются в обобщении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико-грамматического
материала,
рассматриваются при завершении курса русского языка в 11 классе. Это относится
прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично вытекающим из того, что школьники
изучали по предмету.
Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его
содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление
плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий,
самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе
самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному
плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуются наблюдения за речью
окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по
заданию учителя.
Усиливаются внутрипредметные связи. Изучение научного стиля речи строится таким образом,
что учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим,
словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в научный стиль речи дает
возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику. По такому же принципу
строится и изучение темы «Публицистический стиль речи». Это способствует
более
обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление
учащихся, их способность видеть за частными (частно-стилистическими) проявлениями общие
закономерности языка, его функционирования.
Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для
учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить
комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут
анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные
средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.
Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и
словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и
пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9
класса.
II. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными
стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных
учреждений РФ.
Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 34 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового
уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;
осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека,
способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к
III.

6

самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для
самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность
анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого
высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы
базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
•
разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или
прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей;
умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической
информации;
•
умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат,
проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в
устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию,
договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов
в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить
самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять
результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях
современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам
учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального
межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой,
проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы
базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира,
об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного
из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
•
адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от
коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
•
владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и
представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

7

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов
и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
•
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной
речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме
орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебнонаучной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении
дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
•
осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в
достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования
текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные
разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты,
основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая
норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа
текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и
эстетической стороны речевого высказывания.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень» 11 класс (34
часа)

Официально-деловой стиль речи (4 ч)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официальноделового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения
текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические
особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление,
деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Синтаксис и пунктуация (6 ч)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его
осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления
чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное
богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль
пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.
Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с
прямой речью.
Публицистический стиль речи (6 ч)
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в
публицистическом стиле. Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля
в собственной речи.
Разговорная речь (4 ч)
8

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:
неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания,
преимущественно
диалогическая
форма.
Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в
официально-делоой, научной и публицистической сферах общения.
Язык художественной литературы (6 ч)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы):
образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции
национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры
художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные
возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции
порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические
фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной
литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств,
эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке (4 ч)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях,
грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в
становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся ученые-русисты.
Повторение (4 ч)
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 11 класса учащиеся должны:
— иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической
и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
— владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы
с литературой разных стилей и жанров;
— уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с
изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл
произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной
форме;
— выявлять подтекст;
— владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном
для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной
формах;
— производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический анализ художественного текста;
— уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научнопопулярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного,
научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и
ясность предложений, структурную четкость высказывания;
— пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля,
эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
— уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
— уметь
писать
отзыв
о
художественном
произведении,
научно-популярной,
публицистической статье;
9

— уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы
по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
— уметь участвовать в диспуте, в дискуссии;
— иметь представление о социальной сущности языка, его функции и структуре, о языковой
норме и происходящих в языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Содержание
Официально-деловой стиль речи

Кол-во часов
4

Синтаксис и пунктуация

6

Разговорная речь

4

Публицистический стиль речи
Язык художественной литературы
Общие сведения о языке
Повторение

6
6
4
4

VIII.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого
этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли
и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и
письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию,
умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура
речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды
чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
10

• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
IX. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста,
используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по
заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения,
словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и
фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами
орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к
действительности в устной и письменной форме.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с
творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестирования.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной
мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые,
более высокие требования. Выражаются они в следующем.
Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается
взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических
признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает
варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому
принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так
принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным
требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик
находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип
морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их
функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора
является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении
(если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает
практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным,
чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное
определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых
обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в
основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей
ключевую! — операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой
операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово,
относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную
форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так
как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или
союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет
главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора
служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
определите разряд (группу) по значению;
выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
11

как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);
каковы особенности правописания.
Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между
языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексикофразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой,
словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и
согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией
(учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и
подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор
предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших
классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по
анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа
синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор
простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов,
осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор
предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание
предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).
Лексико-фразеологический разбор
Дайте толкование выделенных слов.
Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного
из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного
значений одного-двух слов.
Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.
Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия,
профессионализмы; дайте их толкование.
Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные,
просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные
морфемы?
Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним
синонимы и антонимы.
Речеведческий разбор текста
Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.
Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
Выделите микротемы, составьте план.
Укажите средства связи между частями текста.
Определите тип речи, стиль и жанр.
Укажите используемые стилистические средства.
Назовите особенности построения текста (его композиции).
Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на
чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе;
характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения,
особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным
прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим
ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое
литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и
учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит
отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной
характеристики художественного творения.

12

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Календарные
п/п
сроки
урока
1
План Факт

2
3

Тема урока

10

Монолог и диалог.

11

Особенности
разговорного стиля

12

Поэтический текст.
Продолжаем постигать
особенности поэзии.
Чтобы речь стала
выразительной.

6.

7

8

13

Домашнее
задание

Введение. Русский язык в Анализ текста,
Урок усвоения
современном мире.
литературная его новых знаний.
обработка.
Функциональные стили речи (22ч + 1ч).
Основные правила
Практикум
Повторительнорусской орфографии
обобщающий.
Синтаксис и пунктуация
Анализ текста
Повторительнопростого предложения
обобщающий

9

5

Вид занятия
контроля

Синтаксис и пунктуация
сложного предложения
Моё особое мнение
(думаем, анализируем,
обсуждаем, доказываем,
спорим)
Повторение морфологии,
орфографии, синтаксиса,
пунктуации.
Контрольная работа в
формате ЕГЭ за 1
полугодие
Повествование.
Описание. Рассуждение.
Тексты разных стилей.

4

Вид

14

р/р Сочинениерассуждение по
прочитанному тексту.

15
16

Взаимодействие названия
и текста.

Работа с тестами

Комбинированный

Составить
Комбинированный
аннотацию
к
научной
статье
Окказионализмы
Связный текст
Урок
развития
речи
Письменная
работа
Повторительнообобщающий
Работа по
созданию
документов
Работа с
публицистиче
ским текстом.
Создание
собственного
текста в жанре
путевых записок
или очерка.
Создание
собственного
текста
Дискуссия
Порядочность:
знак вопроса
Знать требования
к
композиции
публичного
выступления,
понимать цель

Контроль знаний

Комбинированный
Повторительнообощающий
Урок
знаний.

новых

Повторительнообобщающий
Урок
знаний.

новых

Повторительнообощающий

Уроки контроля
13

17

Цитата как текст и как
часть текста.

18

Сопоставительный
анализ текстов
Роль первого
предложения в тексте.
Варианты зачинов.
Пробный ЕГЭ

19

20

21

Выразительное чтение
как тест на понимание
текста

22

33

Культура как
совокупность текстов
Р/р Сочинение в
формате ЕГЭ
«Тексты о текстах» как
образцы анализа
Русский язык и
литература как единое
пространство культуры
Слово в словаре и слово в
тексте.
Чувство языка помогает
стать талантливым
читателем.
Чувство языка помогает
стать талантливым
читателем.
Как самостоятельно
сформулировать задания
к тексту.
Лексическое
значение
слова.
Лексические
нормы
Итоговая
контрольная
работа в формате ЕГЭ
Морфологические нормы

34

Синтаксические нормы

23-24
25.
26.

27
28

29

30

31

32

Создание
собственного
текста в жанре
путевых записок
или очерка.
Работа
с
текстами
Работа
с
учебником

Урок
знаний

новых

Практикум

Повторительнообобщающий

Повторительнообобщающий
Повторительнообобщающий

Создание
собственного
текста с
использованием
приёмов
информационной
переработки
текста, уместное
цитирование
Работа с тестами

Разноаспектный
анализ
текста
(смысловой,
языковой)

Повторительнообобщающий
Повторительнообобщающий
Тестовые
задания

Практикум

Практикум

Практикум
Тест ЕГЭ

Повторительнообобщающий
Повторительнообобщающий

Тренировочные
упражнения
Тест ЕГЭ

Повторительнообобщающий

Тренировочные
упражнения

Подготовка к
ЕГЭ

Тест ЕГЭ

Практикум

Орфоэпический
тренинг

Повторительнообобщающий
Повторительнообобщающий
Работа с текстом,
редактирование
текста

Тесты ЕГЭ,
Тестовые задания
в формате ЕГЭ
Повторительнообобщающий
14

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
1. Русский язык и литература. 5-11 классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты,
викторины / авт.-сост. Е.М. Мордас.- Волгоград: Учитель, 2011 г.
2. Русский язык и литература. 5-11 классы: технологии проблемного и развивающего обучения /авт.сост. Л.Ф. Стрелкова.- Волгоград: Учитель, 2012 г.
3. Русский язык. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся /сост. Г.В. Цветкова.- Волгоград:
Учитель, 2011 г.
4. Касперская О.В. Русский язык. Анализ художественного текста. 5-11 классы. – Волгоград:
Учитель,2011 г.
5. Потапова Г.Н. Тренировочные диктанты по русскому языку. 10-11 классы. - М.: Экзамен, 2009 г.
6. Н.А.Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ (УМК),2013г
7. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич Русский язык Сочинение на ЕГЭ.
Курс интенсивной подготовки (УМК)
8. Н.А.Сенина Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к
ЕГЭ 10-11 класс (УМК)
9. Г.А.Богданова Русский язык без репетитора Орфография, М.,
«Генжер», 2012г.
10. Г.А.Богданова Русский язык без репетитора Пунктуация, М.,
«Генжер», 2012г.
11. ФИПИ Единый государственный экзамен. Универсальные
материалы для подготовки учащихся, 2013г.
12. Цифровые образовательные ресурсы
Сборник аргументов ЕГЭ
Образцы сочинений ЕГЭ Егораевой Г.Т.
Морфемный анализ 3670
Интенсивный курс русского языка И. Кузьмина 3904
Виды связи слов в словосочетаниях 5668.9
Части речи Морфология 9751
Справочник для подготовки к ЕГЭ с интерактивным
приложением 12869
Е.С.Симакова Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.
Сочинение 13001
Русский язык Сочинение-рассуждение Т.В.Касьяненко 13233
Диагностические работы в формате ЕГЭ 13431
Русский язык Орфография. Пунктуация – Д.Э.Розенталь,
15291

15

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя __Байрамукова М. Б.
Предмет __ Русский язык
Класс __11а
Учебный год _2022-2023
№
Даты по
урока основному
КТП
1.

Тема урока по
основному
КТП

Дата
Тема урока
Причина
Способ
проведения по факту корректировки корректировки
по факту

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______________ (ФИО)

Учитель ______________(ФИО)
(подпись)

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».