Программа порусскому языку 10 кл

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства
просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442;
3. ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4. Приказ № 556 от 31.08.2022г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.
Усть-Джегуты»;
5. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2021-2022 учебный
год» утверждён приказом № 552 от 31.08.2022г.;
6. Постановление Главного Государственного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
7. Примерные программы по учебному предмету «Русский язык». 5 -11 классы. – М.:
Просвещение, 2021г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит
в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию и рекомендованных
(утвержден) при МО РФ приказом № 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
Состав УМК
1.

Автор учебника
Т.М. Пахнова

Название учебника
Русский язык. 10 класс.

Издательство
Дрофа

Год издания
2022

Уровень реализуемой рабочей программы по русскому языку в 10 классе соответствует
требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования в полном объёме
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
1. Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
2. Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
3. Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в
различных сферах общения;
4. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка
и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
5. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение

уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса русского языка в 10 классе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о
национальном своеобразии
русского языка;
 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить
умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
 закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые
единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и
совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного
русского литературного языка;
 совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
 обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным
расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах
общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания
с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
 формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и
информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными
информационными источниками.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем
включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе
рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и
системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного,
духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку
определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма
знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия,
в том числе и речевые.
Период обучения в 5–11 классах охватывает практически все этапы становления языковой
личности. Задачей обучения в 10–11 классах являются развитие и совершенствование способности
учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения
предусматриваются углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах
речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое
речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и
письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию,
умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и
осуществлять ее).
Требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса
Знать/понимать
 Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
 Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
 Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
 Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы




современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой
норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;
Иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической
и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи.

Уметь
 Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы
с литературой разных стилей и жанров;
 Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научноучебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая
простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
 Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
 владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для
свободного пользования русским языком в учебных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста.
 Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме
реферата;
 Участвовать в диспуте, дискуссии.













аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
 совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
 самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к
реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается
компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей
программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах
и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся
старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о
языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностноориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого
обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей
школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение
традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального
потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных
ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы
направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса
формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися
лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения
с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в
разнообразных сферах общения
Содержание учебного предмета «Русский язык» способствует реализации программы
воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Содержание учебного предмета «Русский язык» способствует дальнейшему
формированию ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом
планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые
приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:
 умение осмысливать цели чтения;
 умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
 умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
 умение определять основную и второстепенную информацию;
 умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного,
публицистического и официально - делового стилей;
 умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
Текущий контроль
Итоговый контроль
Диагностика

I.Поурочный контроль:
Индивидуальные задания;
Фронтальный опрос;
Работа по карточкам;
Комбинированный опрос;
Практические работы;
Творческие работы;
Цифровые диктанты;
Индивидуальный контроль;
II.Периодический контроль:
Срезы;
Диктанты (словарные, орфоэпические,
терминологические, лексические,
комбинированные, диктанты
повышенной сложности).
Письмо по памяти;
Контрольные работы.
- устный опрос:
 собеседование,
 защита проектов,
 зачёт,
 деловые игры,
 опрос с помощью
контролирующих устройств.

Тематический;
Семестровый;
Независимый (городские и
министерские работы);
Годовой;
Олимпиады;
Экзаменационный

ТДР( тестовые диагностические работы);
ПР( проверочные работы);
СР(самостоятельные
работы);
ГР( грамматические
разборы);
Работы по развитию речи;
Работы над ошибками;
Диктанты с ошибками;
Самоконтроль
Тесты в форме ГИА

2. Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний,
частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и

функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу
и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности
учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие
личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,
способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно
важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с
условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц,
которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий,
обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих
явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе
изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 10 классе
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34
часа в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Русский язык» на ступени обучения.
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
Личностные
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
результаты
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
его
значения
в
процессе
получения
школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные 1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
результаты
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение
разными
видами
чтения
(поисковым,
просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы

Предметные
результаты

Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и
навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 10 классе отражены в
календарно-тематическом планировании.
Содержание по предмету
10 КЛАСС
Общие сведения о языке (5 ч.)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.
«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д. Ушинский) .
Русский язык как многофункциональная знаковая система и общественное явление.
Формы существования русского национального языка ( литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
История развития русского языка. Формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа. Осознание национального своеобразия
русского языка.
Периоды в истории развития русского языка.
Место и назначение русского языка в современном мире. Взаимосвязь языка и истории, языка
и культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур Информационная переработка текста.
Стилистические функции устаревших форм слова.
Русский язык как система средств разных уровней (2ч)
Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.
Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.
Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография (4 ч.)
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор
слова.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Литературный язык и его нормы, их применение
в речевой практике.
Орфоэпические,
акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, орфографические, пунктуационные
нормы языка. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общества.
Принципы русской орфографии.
Фонетический разбор слов. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений
и навыков.
Лексика и фразеология (6 ч.)
Повторение изученного в 5-9 классах
по теме «Лексика». Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Сферы употребления русской лексики.
Эстетическая функция языка: выявление в произведении языковых средств, передающих
эстетическое содержание.
Исконно русская и заимствованная лексика. Роль языка в художественном произведении
(жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, образная система). Анализ языковых
особенностей жанра.
Русская фразеология. Основные типы фразеологических оборотов.
Словари русского языка Лингвистические справочники, их использование.
Тестирование изученной темы.
Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч.)
Повторение: морфемика и словообразование. Морфемный разбор.
Морфология и орфография (6 ч.)
Обобщение по теме «Части речи» (повторение изученного в 5-9 класах).

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и
наречий. Суффиксы прилагательных, образованных от имен. Изменения в русском языке на
современном этапе.
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов. Трудные вопросы правописания окончаний
разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (с именами существительными, с именами
прилагательными, с именами числительными, с местоимениями, с глаголами, с причастиями, с
наречиями, в составе союзов и союзных слов).
Различение частиц НЕ и НИ.
Разграничение НЕ и НИ
Правописание наречий (гласные на конце наречий, наречия, оканчивающиеся на шипящие,
отрицательные наречия, дефисное написание наречий, слитное написание наречий, раздельное
написание наречий и наречных сочетаний).
Правописание глаголов (личные окончания глаголов, буква Ь в глагольных формах, суффиксы
глаголов, глаголы в прошедшем времени).
Правописание причастий (суффиксы причастий).
Речь, функциональные стили речи (3 ч.)
Что такое текст? Способы и средства связи между частями текста. Типы речи. Речеведческий
анализ текста.
Научный стиль речи (4ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические,
морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и
специальная лексика. Термин и терминология. лингвистическая характеристика, анализ и
классификация терминов.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. использование учащимися
средств научного стиля. Конспект. Тематический конспект. Реферат.
В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование введены следующие изменения:
контрольные работы в формате ЕГЭ.
На уроке используются современные средства наглядности: компьютер, проектор. Составлен
дидактический и наглядный материал к урокам. Это компьютерные презентации, тесты,
индивидуальные карточки.
Учебно-тематический план
№

1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов

Кол.
часов

РР

7
4
6
4
6
3
4

Контрольные
работы ,
диктанты
1
1
1
1
1

Общие сведения о языке.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
Лексика и фразеология.
Морфемика и словообразование.
Морфология и орфография.
Речь, функциональные стили речи. Текст
Стили русского литературного языка.
Научный стиль речи. Повторение
Итого

34

5

3

1
1
1
-

№
зан
яти
й

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 10 КЛАССЕ.
Календарны
Наименование
Кол
Домашнее
Вид
Вид контроля
е сроки
разделов и тем
-во
задание
занятия
часо
План
Фак
в
т
Раздел 1.Общие сведения о языке (7 часов)

1

03.09

Роль языка
в обществе.

1

Комбинирован Работа
ный
с книгой, беседа.

Выучить гимн
РФ

2

10.09

Русский язык в
Российской
Федерации и в
современном
мире.

1

Комбинирован Составление
ный
развёрнутого
плана текста,
сообщения,
беседа.

Устное
сообщение на
тему «Русский
язык в
современном
мире»

3

17.09

1

Урок контроля Диктант
знаний

4

24.09

1

Комбинирован Составление
тезисного плана
ный
статьи учебника

Стр.11,упр.10

5

01.10

Входная
контрольная
работа (диктант)
Анализ к/р.
Взаимосвязь
языка и культуры.
Взаимообогащени
е языков.
Язык и речь.

1

Комбинирован Комментированн
ое письмо
ный

Стр.20,упр.16

6

08.10

7

15.10

8

22.10

9

05.11

Понятие о
1
Комбинирован Конструирование
системе языка,
ный
предложений,
его единицах и
основные виды
уровнях
разбора.
Словари русского
1
языка.
Раздел 2.Фонетика. Орфоэпия. Орфография (4 часа)
Обобщающее
1
Комбинирован Составление
повторение
ный
сложного плана
фонетики,
текста
графики,
орфоэпии,
орфографии
Основные нормы
1
Комбинирован Монологическое
современного
высказывание по
ный
литературного
теме.
произношения и
ударения в
русском языке.

Стр.26,упр.23,
24(1 часть)
Стр.46,упр.45
Стр.39,упр.39

Устное
сообщение на
тему: «Нормы
современного
литературного
произношения
и ударения в
русском
языке»

10

12.11

Принципы
русской
орфографии.

11

19.11

12

26.11

13

03.12

1
Урок контроля Диктант
Контрольный
знаний
диктант по
теме
«Фонетика,
орфоэпия,
орфография»
Раздел 3.Лексика и фразеология (6 часов)
Анализ
1
Комбинирован Тестовые задания
контрольного
ный
диктанта. Русская
лексика с точки
зрения ее
происхождения.
Сферы
1
Комбинирован Определение
употребления
значения слов
ный
русской лексики
путём подбора
синонимов

14

10.12

Активный и
пассивный
словарный запас.

1

Комбинирован
ный

15

17.12

1

Урок контроля Написание
знаний.
сочинениярассуждения по
предложенным
темам.

16

24.12

1

Комбинирован Лексический
анализ текста
ный

17

14.01

РР Написание
сочинениярассуждения по
проблеме
исходного
текста.
Анализ
сочинениярассуждения.
Лексические
словари.
Русская
фразеология

1

Комбинирован Работа с
толковым и
ный
орфографически
м словарями,
фонетический
разбор слов

Комбинирован Лексиконый
фразеологически
й разбор
предложений
Раздел 4.Морфемика и словообразование (4 часа)
1

Подобрать по
3-4 примера,
иллюстрирую
щих основные
принципы
русской
орфографии.

Стр.54,упр.59

Монологическ
ое
высказывание
на тему
«Лексика с
точки зрения
ее
употребления
Подготовитьс
я к написанию
сочинениярассуждения

Стр.63,упр.69

18

21.01

Морфемика и
словообразование
. Повторение.

1

Работа в
группах,
фронтальный
опрос

Морфемный и
словообразовател
ьный разбор
слов; подбор
примеров на
случаи
словообразовани
я.
Комбинирован Конструирование
слов по схемам,
ный
морфемный и
словообразовател
ьный разбор
слов.
Комбинирован Морфемный и
словообразовател
ный
ьный разбор
слов,
комплексный
анализ текста.
Урок контроля Тестирование
знаний.

19

28.01

Выразительные
словообразовател
ьные средства.

1

20

04.02

Словообразовател
ьный разбор.

1

21

11.02

22

18.02

23

25.02

24

04.03

25

11.03

26

18.03

27

01.04

28

08.04

1
Контрольная
работа по теме
«Словообразован
ие»
Раздел 5.Морфология и орфография (6 часов)
Анализ
1
Фронтальный Составление
к/р.Обобщающее
опрос
таблицы
повторение
«Самостоятельные
морфологии.
и служебные части
Части речи.
речи».
Общее
1
Комбинирован Объяснительный
грамматическое
ный
диктант, анализ
значение,
текста.
грамматические
формы.
Изобразительно1
Фронтальный Морфологически
выразительные
опрос
й разбор глаголов,
возможности
причастий,
морфологических
деепричастий.
форм.
Принципы
1
Комбинирован Объяснительный
русской
ный
диктант
орфографии.
Морфологически
1
Фронтальный Объяснительный
й разбор частей
опрос
диктант
речи.
1
Урок контроля Диктант с
Контрольный
знаний.
грамматическим
диктант с
заданием
лексикограмматическим
и заданиями.
Раздел 6. Речь, функциональные стили речи (3 часа)
Анализ
1
Комбинирован Работа с

Стр.68,упр.75

Стр.82,упр.82,
83

Стр.71,упр.85

Стр.76,упр.89

Стр.76,упр.92

Миниатюра
«Как
прекрасен
этот мир...»
Стр.77,упр.94
Стр.81,упр.10
7

Стр.88,упр.12

29

15.04

30

22.04

31

29.04

32

06.05

33

13.05

34

20.05

контрольного
диктанта. Язык и
речь.
Что такое текст?
Типы речи.

ный

1

теоретическим
материалом
учебника
Фронтальный Понимание их
опрос
специфики,
владение
навыками
редактирования
текста.
Урок контроля Написание
знаний.
сочинениярассуждения по
предложенным
темам.

1
РР Контрольное
сочинениерассуждение по
проблеме
исходного
текста.
Раздел 7.Научный стиль речи(4 часа)
Назначение
1
Фронтальный Редактирование
научного стиля
опрос
текста, создание
речи, его
собственного
признаки и
текста.
разновидности
(подстили).
1
Урок контроля Диагностическая
Итоговая
знаний.
работа в формате
контрольная
ЕГЭ
работа.
Анализ итоговой
контрольной
работы.
Лингвистическая
характеристика,
анализ и
классификация
терминов.
Термины и
профессионализм
ы, нормы их
употребления в
речи.

1

Комбинирован Анализ
ный
морфологических
и синтаксических
особенностей
текста.

1

Комбинирован Работа со
ный
словарями и
справочника-ми.

1
Подготовитьс
я к написанию
сочинения

Стр.118,упр.1
56

Стр.122,упр.1
59

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:
Основная литература:
1. Программа по русскому языку для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Автор А. И.
Власенков. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М.
Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2016. Рекомендовано МО РФ.
2. Учебники:

Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы / Власенков А. И.,
Рыбченкова Л. М. – М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано МО РФ, 100 %.

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы под ред.
Грекова В. Ф., Крючков С. Е., Чешко А. А. – М.: Просвещение, 2004, Рекомендовано МО РФ, 100 %.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.
10-11 классы». - М.: Просвещение, 2015.
4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс:
Программы 34 и 68 часов. – М.: ВАКО, 2015.
5. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя / Сост.
В. И. Капинос, Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2015.
6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).
Дополнительная литература:
1. Макурина Л. В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом
«Русское слово-РС»,2000.
2. Войлова К. А., Канафьева А. В. Русский язык: Тесты. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2016.
3. И. Миломидова. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика. – М.:
Рольф, 2016.
4. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации.\ Брусенская Л. А., Гаврилова Г. Ф. – Ростов-наДону: «Феникс», 2017.
5. Л. А. Тростенцова, М. Х. Шхапацева. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и
абитуриентов. – М.: Дрофа, 2016.
Печатные издания.
Для учащихся
1.
Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н.
Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
2.
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз.
учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2016.
3.
Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М.
Пахнова. - М.: Вербум-М, 2015.
4.
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа,
2015.
5.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к
единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбукаклассика, 2015.
6.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов
В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2016.
7.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания:
Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2016.
8.
Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ
текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2016.
9.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому

языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2016.
10.
Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников
и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2017.
Для учителя
1.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию
«Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2018.
2.
Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык:
Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2017.
3.
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.:
Просвещение, 2015.
4.
Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 2016.
5.
Смирнова л.г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: ОО ТИД
«Русское слово РС», 2016.
6.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д:
«Феникс», 2017.
7.
Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2017.
8.
Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим
заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2017.
9.
Единый государственный экзамен - 2016. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы
для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2016.
Мультимедийные пособия:
1.
Интерактивное учебное пособие. Как правильно сказать по-русски?
2.
Компьютерный тренажёр по русскому языку.
3.
Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. Электронное пособие. Издательство
«Учитель».
4.
Репетитор. Тесты по пунктуации.
5.
Репетитор. Тесты по орфографии.
6.
Русский язык. 8-9 классы. Дидактический и раздаточный материал. Электронное пособие.
Издательство «Учитель».
7.
Справочник школьника. Русский язык. 5-11 классы.
8.
Сборник лучших словарей русского языка.
9.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и
абитуриентов.
10.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и
абитуриентов.
11.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
12.
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
13.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
14.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.
15.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных
уроков. Кирилл и Мефодий.
16.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
17.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и
абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
18.
Компьютерный тренажёр по русскому языку. Издательство «Равновесие».
19.
Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (базовый).
20.
Электронное пособие для учителей и школьников. Русский язык. Контрольные и проверочные
работы.

Образовательные электронные ресурсы:
 http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
 http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
 http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому
языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации,
орфографии и др.
 http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
 http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
 http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
 http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
 http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
 http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
 Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://www.mapryal.org/
 Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
 Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
 Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
http://yamal.org/ook/
 Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
 Русский язык и культура речи
http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
 Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
 Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий)
http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
 Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
 Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
 Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
 Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
 Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
 Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
 Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
 Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
 Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
 Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
 Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
 Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
 Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
 Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
 Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
 Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя __Байрамукова М. Б.
Предмет __ Русский язык
Класс __10а
Учебный год _2021-2022
№
Даты по
урока основному
КТП
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема урока
по основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______________ (ФИО)

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
Способ
корректировки корректировки

Учитель ______________(ФИО)
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».