рабочая программа 10 класс (с-э) биология

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса гимназии разработана в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального, основного
и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения РФ от
28.08.2020 г. №442;
3. ФГОС ООО, утвержденный приказом минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577);
4. Приказ №556 от 31.08.2022 г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия № 4
г.Усть-Джегуты»;
5. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты» на
2021-2022 учебный год утвержден приказом № 366 от 26.08.2022 г.
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3468-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в федеральный перечень учебников и рекомендован (утвержден) МО РФ
Приказом Минобрнауки от 20.05.2022 г. № 254.
Учебник: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.М.Рубцов. Биология. 10 класс, «Просвещение», 2022.
Цели и задачи обучения биологии в 10 классе соответствует планируемым результатам,
сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «биология» в 10 классе является (Фундаментальное ядро содержания
общего образования, Основная образовательная программа ОУ):
1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений
живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и
экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации;
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в
природе;
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, оказания первой помощи себе и окружающим: оценки последствий своей
деятельности но отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей
среде.
Основными задачами обучения являются:
1. Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как
исключительной ценности органического мира.
2. Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного,
растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных
организмов.
3. Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности
растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
4. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к
изучению природы.

Содержание учебного предмета «Биология» способствует реализации программы
воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Задачи в области формирования личностной культуры:
 формирование способности к духовному развитию;
 укрепление нравственности;
 формирование основ морали;
 формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям,
мыслям и поступкам;
 формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
 развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
 формирование нравственного смысла учения.
Задачи в области формирования социальной культуры:
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным,
религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
 формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
 знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
Содержание учебного предмета «Биология» способствует реализации программы
развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся
образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Биология» является приоритетным для
формирования предметных, личностных и метапредметных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и
учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «Биология» способствует дальнейшему формированию
ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и
освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
(перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ):
1. устный опрос
2. письменный опрос
2. Общая характеристика учебного предмета
(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 10 классе
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34
часов в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«биология» на ступени обучения.
(отражены в образовательной программе образовательного учреждения. См. Приложение 2)
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

•
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
•
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
•
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
•
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
•
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
•
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия
людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
•
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
•
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
•
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
•
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
•
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
•
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
•
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
•
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
•
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
•
Вычитывать все уровни текстовой информации.
•
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются:
научиться называть сущность и свойства живого, а также уровни организации живой материи;
научиться называть особенности строения клетки, химический состав, прокариотические и
эукариотические клетки;
научиться называть особенности строения организма, энергетического и пластического обмена,
фотосинтез, митоз, мейоз; решать задачи на законы Г.Менделя.
5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе
образовательного учреждения).

Содержание учебного предмета
Перечень и название раздела и тем
курса

Кол-во
часов

Основные виды учебной
деятельности

Введение

4

Учебно-исследовательская,
тестирование

Раздел 1. Молекулярный уровень

11

Учебно-исследовательская,
тестирование

Раздел 2. Клеточный уровень

19

Учебно-исследовательская,
тестирование

1

Вводное

Опрос

2

Объект изучения биологии

1

Опрос

3

Методы научного познания в
биологии

1

4

Биологические системы и их
свойства

1

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

Тема урока

Раздел 1. Молекулярный уровень. 11 часов
Молекулярный уровень: общая
1
5
характеристика

6

Неорганические вещества:
вода, соли.

1

7

Липиды, их строение и
функции

1

8

Углеводы, их строение и
функции

1

9

Белки. Состав и структура
белков

1

10

Белки. Функции белков

1

11

Ферменты – биологические
катализаторы

1

12

Нуклеиновые кислоты: ДНК и
РНК

1

13

АТФ и другие нуклеотиды.
Витамины

1

14

Вирусы – неклеточная форма
жизни

1

Домашнее задание

Введение. 4 часа
Биология в системе наук
1

№урока

Вид контроля

Календарные
сроки
план
факт

Вид занятия

Количество часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

§1,
с.6-11
§2,
с.16-19

Опрос

§3,
с.23-28

Опрос

§4,
с.32-36

Опрос

§5,
с.42-46

Опрос

§6,
с.52-55

Опрос

§7,
с.58-61

Опрос

§8,
с.63-66

Опрос

§9,
с.68-73

Опрос

§10,
с.76-78

Опрос

§11,
с.81-84

Опрос

§12,
с.86-89

Опрос

§13,
с.93-95

Опрос

§14,
с.98-103

15

Контрольная работа №1
«Химический состав клетки»

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

Раздел 2. Клеточный уровень. 19 часов
16

Клеточный уровень: общая
характеристика. Клеточная
теория

1

Вводное

Опрос

§15,
с.110-113

17

Строение клетки. Клеточная
мембрана. Цитоплазма

1

Опрос

§16,
с.118-123

18

Рибосомы.
Эндоплазматическая сеть

1

Опрос

§17,
с.125,
128

19

Ядро

1

Опрос

§17,
с.126-127

20

Комплекс Гольджи

1

Опрос

§18,
с.132

21

Лизосомы. Вакуоли

1

Опрос

§18,
с.132-134

22

Митохондрии

1

Опрос

§19,
с.137-138

23

Пластиды

1

Опрос

§19,
с.138-139

24

Особенности строения клеток
прокариотов и эукариотов

1

Опрос

§20,
с.143-145

25

Контрольная работа №2
«Строение клетки»

1

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Контрол
ьное

26

Обмен веществ и превращение
энергии в клетке
Энергетический обмен в
клетке. Гликолиз и
окислительное
фосфорилирование
Типы клеточного дыхания.
Фотосинтез и хемосинтез

1

Вводное

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§22,
с.154-158

1

Опрос

§23,
с.161-166

29

Пластический обмен:
биосинтез белков

1

Опрос

§24,
с.169-176

30

Регуляция транскрипции и
трансляции в клетке

1

Опрос

§25,
с.178-180

31

Деление клетки. Митоз

1

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн

Опрос

§26,
с.183-187

27

28

Контрол
ьная
работа
Опрос

§21,
с.148-151

32

Деление клетки. Мейоз.
Половые клетки

1

33

Контрольная работа №3
«Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке»
Итоговая контрольная
работа

1

34

1

ое
Комбин
ированн
ое
Контрол
ьное

Контрол
ьное

Опрос

Контрол
ьная
работа
Контрол
ьная
работа

§27,
с.190-195

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя: Харатокова Хурлыка Кенженазаровна
Предмет: биология
Класс: 10а
Учебный год: 2022-2023
№
Даты по
урока основному
КТП

Тема урока
по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______________ (ФИО)

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
Способ
корректировки корректировки

Учитель ______________(ФИО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».