рабочая программа 7 класс обществознание

2

Приложение 2
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 7 класс составлена на
основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»
2. ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утвержденного
приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.12.2010 года №
1897
3. О внесении изменений в ООП МБОУ «Гимназия №4 г. УстьДжегуты» утвержден приказом №555 от 31.08.2022 года
4. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия
№4 г. Усть-Джегуты» на 2022-2023 учебный год утвержден приказом №
366 от 26.08.2022 года
5. Постановление от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении
санитарных норм СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения»»
6. примерные программы по учебным предметам на основе
авторских программ по обществознанию:
 Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных
организаций // О.А. Котова, Т.Е. Лискова. 3-е издание
переработанное – М.: Просвещение, 2021
7. Для реализации данной программы используется учебнометодический комплекс, который входит в федеральный перечень
учебников и допущенных к использованию и рекомендован (утвержден)
при МО РФ Приказом Минобрнауки от 20 мая 2020г. № 025
8. Авторы учебников
Обществознание 7кл О.А. Котова, Т.Е. Лискова
Состав УМК
Название учебника
Обществознание

Издательство
Просвещение

Год издания
2021

3.

Авторы учебника
О.А. Котова,
Т.Е. Лискова
Автор

Книга для учителя

Издательство

Год издания

5.

Авторы

Тесты к учебнику по История

1.

3

Рабочая программа по обществознанию линии «Сферы» для 6–9
классов составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта и примерной основной образовательной
программы основного общего образования по обществознанию. В рабочей
программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, Концепции
преподавания обществознания, Программы развития и формирования
универсальных учебных действий (УУД), реализация которых позволяет
обеспечить формирование российской гражданской идентичности, овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и
непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в
том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
•
воспитанию
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
•
развитию личности на исключительно важном этапе ее
социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формированию способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
•
формированию у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию
для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению
обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и
о социальных институтах, формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению обучающимися умениями получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового
государства;
• формированию у обучающихся опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной позиции в общественной
жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для
осуществления гражданской и общественной деятельности, развития

4

межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» в основной школе базируется на научных
знаниях о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на развитие
личности и различные аспекты жизни каждого человека. Их раскрытие,
интерпретация и оценка соотносятся с совокупностью общественных наук
(социологией, экономикой, политологией, культурологией, религиоведением,
правоведением, социальной психологией), а также социальной философией.
Такая научная база учебного предмета «Обществознание»,
многоаспектность
изучения
общественной
жизни
обусловливают
интегративный характер обществознания, который сохранится и в старшей
школе. При этом курс «Обществознания» акцентирует внимание
обучающихся на современных социальных явлениях, тенденциях развития
российского общества.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую
обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках
учебного предмета «Окружающий мир», а также «Основ религиозной
культуры и светской этики». Полнота и глубина раскрытия содержания курса
по обществознанию на данном этапе обучения ограничены познавательными
возможностями обучающихся младшего подросткового возраста. Наиболее
сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по
обществознанию в старших классах.
Основные отличительные характеристики курса:
·
учебное содержание определяется педагогическими целями
курса, а также возрастными познавательными возможностями обучающихся;
педагогически обоснован отбор знаний из всего комплекса ныне
существующих социальных и гуманитарных наук;
·
направленность на формирование позитивных ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;
·
воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие
возможности для социализации обучающихся;
·
учебное содержание раскрыто на базе современных научных
взглядов;
·
в содержании курса представлены все основные сферы жизни
общества, типичные виды человеческой деятельности;

5

·
создаётся максимально целостная система знаний, отвечающая
потребностям, интересам и возрастным возможностям формирующейся
личности и учитывающая необходимость определённой полноты
обществоведческой подготовки в основной школе;
·
в курс включён актуальный материал о современном российском
обществе, основах конституционного строя Российской Федерации, правах и
обязанностях гражданина, тенденциях социально-экономического развития
России, её роли в современном мире;
·
практико-ориентированный характер;
·
ориентация на применение современных, в том числе
информационно-компьютерных технологий;
·
возможность проведения внеклассной воспитательной работы,
исследовательской деятельности и проектирования в образовании;
·
акцент на компетентностный подход и ориентированность на
универсальные учебные действия школьников на занятиях — личностные,
регулятивные, общеучебные, коммуникативные;
·
возможности дифференцированного подхода к организации
образовательного процесса, в том числе с учётом возрастных и
индивидуальных психолого-педагогических особенностей школьников;
·
наличие системы заданий, последовательно готовящих к
государственной (итоговой) аттестации (ГИА).
Роль учебного предмета «Обществознание» в социализации
обучающихся 6–9 классов в значительной мере связана с освоением
социальных норм и выработкой позитивных ценностных ориентаций,
получением базовых знаний о важнейших социальных институтах и
процессах социального развития для ориентирования в социуме и
квалифицированного исполнения свойственных подростку социальных
ролей.
В курсе основной школы даются наиболее общие представления о
человеке и обществе, экономике и государстве, о социальных нормах,
регулирующих жизнь общества и человека, о российском обществе и
государстве, а также знания прикладного характера, необходимые для
организации взаимодействия подростка с окружающими людьми и
социальными институтами.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия
для общей ориентации в актуальных событиях и процессах развития
российского общества; нравственной и правовой оценки конкретных
поступков людей и собственных действий подростка; реализации и защиты
прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения и противодействия
его проявлениям.

6

Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс.
Общее количество времени на год обучения составляет 34 часов.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Планируемые личностные и метапредметные результаты.
Личностные
результаты освоения
основной
образовательной
программы:
·
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
·
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
·
Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и

7

религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения
семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
·
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
·
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
·
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного
партнера,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
·
Сформированность ценности здорового и безопасного образа
жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
·
Развитость
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности

8

эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные
традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному
освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего
Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
потребность
в
общении
с
художественными
произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия.
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как
система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной
школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением
как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят
их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

9

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать
решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
·
анализировать существующие
и планировать будущие
образовательные результаты;
·
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
·
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
·
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
·
формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности;
·
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
·
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
·
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
·
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

10

·
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
·
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
·
составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
·
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
·
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям
в виде технологии решения практических задач определенного класса;
·
планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
·
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
·
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)
критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
·
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
·
оценивать
свою
деятельность,
аргументируя
причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
·
находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
·
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
·
устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
·
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

11

·
определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
·
анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
·
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
·
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
·
обосновывать достижимость цели выбранным способом на
основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
·
фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
·
наблюдать и анализировать собственную учебную и
познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки;
·
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
·
принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
·
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха
и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
·
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
·
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

12

·
подбирать
слова,
соподчиненные
ключевому
слову,
определяющие его признаки и свойства;
·
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова
и соподчиненных ему слов;
·
выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
·
объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
·
выделять явление из общего ряда других явлений;
·
определять
обстоятельства,
которые
предшествовали
возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
·
строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
·
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
·
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
·
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
·
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
·
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или
обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
·
выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
·
делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
·
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
·
определять логические связи между предметами и/или
явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

13

·
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или
явления;
·
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
·
создавать вербальные, вещественные и информационные модели
с выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
·
преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
·
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию
из графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
·
строить
схему,
алгоритм
действия,
исправлять
или
восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания
об объекте, к которому применяется алгоритм;
·
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
·
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
·
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
·
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать текст;
·
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,
явлений, процессов;
·
резюмировать главную идею текста;
·
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный);
·
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
·
определять свое отношение к природной среде;
·
анализировать влияние экологических факторов на среду
обитания живых организмов;
·
проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;

14

·
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
·
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
·
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
·
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
·
формировать множественную выборку из поисковых источников
для объективизации результатов поиска;
·
соотносить полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
·
определять возможные роли в совместной деятельности;
·
играть определенную роль в совместной деятельности;
·
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
·
определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
·
строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
·
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
·
критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
·
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
·
выделять общую точку зрения в дискуссии;
·
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;

15

·
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
·
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
·
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней
отбирать речевые средства;
·
отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
·
представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
·
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
·
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
·
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
·
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты
с использованием необходимых речевых средств;
·
использовать вербальные средства (средства логической связи)
для выделения смысловых блоков своего выступления;
·
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
·
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ).
Обучающийся сможет:
·
целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
·
выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;

16

·
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
·
использовать компьютерные технологии (включая выбор
адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных
задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
·
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
·
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА
ИСТОРИИ:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию
деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного
подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит
овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и
умениями, их реализующими.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в
сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых
в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей,
личностных качеств учащихся. В процессе использования приобретённых
знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся,
которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание
исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни, использование знаний об историческом пути и
традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности и др.).
Личностные результаты:
 сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно - ориентированного подхода;
 Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, идентификация себя в качестве гражданина России;

17

познавательный интерес к прошлому своей Родины;
 развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
 осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к самосовершенствованию;
 осознание своей идентичности, этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества освоение
гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
 понимание культурного многообразия мира, осознанное уважительное
и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира,
толерантность; готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 сформированность
целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира.
 сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
 формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность - учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы
и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.;
 формирование и развитие основ читательской компетенции;
 систематизировать,
сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать
информацию,
содержащуюся
в
готовых
информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в


18








сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм,
карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
приобретение опыта проектной деятельности как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в
школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с
другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути
человечества как необходимой основы для миропонимания и познания
современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания
и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое
пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
Частными предметными результатами обучения истории в
основной школе, на которых основываются общие результаты,
являются:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а
также даты важнейших событий всеобщей истории;
 соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и
длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать
место,
обстоятельства,
участников,
этапы,
особенности, результаты важнейших исторических событий;
 группировать (классифицировать) факты по различным признакам и
основаниям.
 Работа с историческими источниками:
 читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в
ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в
разные эпохи, века, периоды;

19

осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых,' изобразительных и др.),
отбирать её, группировать, обобщать;
 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и
различия, время и место создания.
3. Описание (реконструкция):
 последовательно
строить рассказ (устно или письменно) об
исторических событиях, их участниках;
 характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения
в различные исторические эпохи;
 на
основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п.
составлять описание исторических объектов, памятников.
4. Анализ, объяснение:
 различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт
историка);
 соотносить единичные исторические факты и общие явления;
 различать причину и следствие исторических событий, явлений;
 выделять характерные, существенные признаки исторических событий
и явлений;
 раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
 сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия;
 излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
5. Работа с версиями, оценками:
 приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе;
 определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
 применять исторические знания для раскрытия причин и оценки
сущности современных событий;
 использовать знания об истории и культуре своего народа и других
народов в общении с людьми в школе и вне школьной жизни как
основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры
(участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


20

Обществознание 7 класс. Содержание.
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
Тема 1. По каким правилам живёт общество.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Как усваиваются социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
Социальный контроль.
Тема 2. Общественные ценности и общественное сознание.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение
социального многообразия.
Тема 3.Как мораль влияет на жизнь человека и общества.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и
нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое
правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная
ответственность.
Тема 4. Как право регулирует жизнь общества.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия. Источники права.
Тема 5. Нормы и отрасли права.
Система российского законодательства. Нормативный правовой акт.
Тема 6. Правоотношения.
Правоотношения. Субъекты права.
Глава II. Права и свободы человека и система их защиты
Тема 7. Основные права и свободы человека и гражданина РФ.
Основные международные документы о правах человека и правах
ребенка. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Презумпция невиновности.
Тема 8. Правоохранительные органы РФ.
Правоохранительные органы.
Тема 9. Как осуществляется правосудие в РФ.
Судебная система Российской Федерации.
Тема 10. Способы защиты прав человека в РФ.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
в РФ. Права ребенка и их защита. Защита интересов и прав детей, оставшихся
без попечения родителей.
Тема 11. Международная система защиты прав человека.
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система
защиты прав человека.

21

Глава III. Гражданские правоотношения в РФ
Тема 12. Дееспособность и правоспособность гражданина РФ.
Правоспособность и дееспособность. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего.
Дееспособность
малолетних.
Дееспособность
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Тема 13. Какие права и законные интересы человека защищает
гражданское право.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности.
Тема 14. Как решаются гражданско-правовые споры.
Способы защиты гражданских прав.
Глава IV. Семейные правоотношения в РФ
Тема 15. Заключение и расторжение брака.
Семья под защитой государства. Порядок заключения брака. Условия
заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие
заключению брака. Основания и порядок расторжения брака.
Тема 16. Права и обязанности супругов.
Семья под защитой государства. Личные неимущественные права.
Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества
супругов.
Тема 17. Права и обязанности родителей и детей.
Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей.
Глава V. Трудовые правоотношения в РФ
Тема 18. Право на труд и трудовые отношения в РФ.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека. Порядок приёма
и оформления на работу.
Тема 19. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой
деятельности человека. Стороны трудовых правоотношений. Права,
обязанности и ответственность работника и работодателя. Порядок
прекращения трудового договора.
Тема 20. Особенности трудоустройства несовершеннолетних.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Рабочее время и время отдыха. Условия труда.

22

Глава VI. Юридическая ответственность в РФ
Тема 21. Правонарушение.
Признаки и виды правонарушений.
Тема 22. Что такое юридическая ответственность.
Понятие, виды и функции юридической ответственности.
Тема 23. Административные правонарушения и виды
административных наказаний.
Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Тема 24. Преступления и наказания в уголовном праве.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Тема 25. Особенности юридической ответственности
несовершеннолетних.
Возраст, с которого наступает юридическая (гражданско-правовая,
административная, уголовная) ответственность. Особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних.

23

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности:
печатные пособия:
1. Обществознание , 7 класс, О. А. Котова, Т.Е. Лискова, просвещение,
2021
2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс., М., -

«Просвещение», 2013.
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Электронное приложение к
учебнику 7 класс (CD).
4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные
разработки. 7 класс., М., - «Просвещение». 2013.
5. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы.,
М., - «Просвещение», 2013.
3.

экранно-звуковые пособия:
1. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ
ЭКОН».
2. Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2008
3. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С»
Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
технические средства обучения:
1. Проектор
2. Компьютер
3. Интерактивная доска
цифровые и электронные образовательные ресурсы:
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
3. http://uchitell.ucoz.ru/ - сайт Сладкевича Олега
Ивановича предназначен для учителей истории и права.
4. http://ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и
обществознания".
5. http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт учителя
истории Бочарова А.Ю.

Приложение 3
Календарно-тематическое планирование
№
занятий

1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

Наименование разделов и тем

Количество
часов

2

3

Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
Введение
1

4

5

Вид занятия

Вид
контроля

6

Примечание
Домашнее
задание

7

8

Комбинированный

Опрос

Комбинированный
Комбинированный

Опрос
Опрос

Конспект
пересказ
§1, пересказ
§2, пересказ

Комбинированный

Опрос

§3, пересказ

Комбинированный

Опрос

§4, пересказ

Комбинированный
Тестирование

Опрос
Опрос

§5, пересказ
Повторение

Комбинированный

Опрос

§6, пересказ

Комбинированный

Опрос

§7, пересказ

Комбинированный
Самостоятельная
работа
Комбинированный
Комбинированный
Тестирование

Опрос
Прослушива
ние эссе
Опрос
опрос
Опрос

§8, пересказ
Эссе

1

Самостоятельная
работа

Опрос

Эссе

1

Комбинированный

Опрос

§12, пересказ

По каким правилам живёт общество
1
Общественное сознание и общественные
1
ценности
Влияние морали на жизнь человека и
1
общества
Правовое регулирование общественной
1
жизни
Отрасли и нормы права
1
Контрольная работа «Регулирование
1
поведения людей в обществе»
Правоотношения
1
Глава II. Права и свободы человека и система их защиты
Основные права
1
и свободы человека и гражданина РФ
Правоохранительные органы РФ
1
Судебная система РФ
1
Как осуществляется правосудие в России
Способы защиты прав человека в РФ
Контрольная работа «Права и свободы
человека и система их защиты
Права и свободы человека и система их
защиты
Глава III. Гражданские правоотношения в РФ
Правоспособность и дееспособность
человека

Календарные сроки
план
факт

1
1
1

§9, конспект
§10, конспект

25
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Какие права и законные интересы человека
защищает гражданское право
Как решаются
гражданско- правовые споры
Гражданские правоотношения
Глава IV. Семейные правоотношения в РФ
Заключение и прекращение
брака
Права и обязанности супругов
Права и обязанности родителей и детей
Глава V. Трудовые правоотношения в РФ
Право на труд и
трудовые отношения
Права и обязанности работника
и работодателя
Особенности трудоустройства
несовершеннолетних
Контрольная работа «Виды
правоотношений»
Глава VI. Юридическая ответственность в РФ
Правонарушение
Что такое юридическая ответственность
Административная ответственность
Преступление и наказание в уголовном
праве
Особенности юридической
ответственности несовершеннолетних
Юридическая ответственность
Контрольная работа «Юридическая
ответственность в РФ»
Социальные нормы

1

Комбинированный

Опрос

§13, конспект

1

Комбинированный

Опрос

§14, пересказ

1

Самостоятельная
работа

Опрос

Эссе

1

Комбинированный

Опрос

§15, пересказ

1
1

Комбинированный
Комбинированный

Опрос
Опрос

§16, пересказ
§17, пересказ

1

Комбинированный

Опрос

§18, пересказ

1

Комбинированный

Опрос

§19, пересказ

1

Комбинированный

Опрос

§20, пересказ

1

Тестирование

1
1
1
1

Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

§21, пересказ
§22, пересказ
§23, пересказ
§24, пересказ

1

Комбинированный

Опрос

§25, пересказ

1

Комбинированный

Опрос

Конспект
пересказ

1

Тестирование

1

Комбинированный

Опрос

Конспект
пересказ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И
СИСТЕМА ОЦЕНКИ В 7 КЛАССЕ.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения обществознания в основной
школе выражаются в следующих качествах:
в умении
деятельность;

сознательно

организовывать

свою

познавательную

-в
умении
объяснять
явления
и
процессы
действительности с научных, социально-философских позиций;

социальной

-в способности анализировать реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых социальных ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе проектной деятельности.
Предметные результаты изучения обществознания учащимися 5-9
классов включают:
овладение целостными представлениями об общественном пути
народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат общественного знания и
приемы общественного анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности.

27

Предметные результаты изучения обществознания учащимися 5—
9 классов включают:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций
явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа современности; ·
умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления
жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества
в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Метапредметные результаты изучения обществознания в основной
школе
выражаются в
следующих
качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
—
учебную,
общественную
и
др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на
электронных
носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и
др.
В результате изучения обществознания в основной школе учащиеся

28

должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик
должен
Знать/понимать:






сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание
и значение
социальных норм,
регулирующих
общественные отношения;
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной
системы, а также важнейших социальных институтов;
Учащиеся должны уметь:















описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке,
выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи
изученных
социальных
объектов
(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы,
сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа,
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного
материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); различать в социальной информации
факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
(записки, заявления, справки, доверенности).
Нормы оценки знаний, умений и навыков, учащихся по истории.

Проверка знаний, умений и навыков, учащихся осуществляется
посредством устных и письменных форм.
Устные формы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у
доски по карте с последующим комментарием и другое.

29

Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания
материала, самостоятельные работы, дифференцированные задания,
индивидуальные карточки, домашние задания.
Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:
Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что
учащийся:















логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом
выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их
раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или
профильном уровне основные социальные объекты и процессы,
выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных
социальных объектов;
обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу
теоретические положения и понятия социально-экономических и
социальных наук;
проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с
точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
показал умение формулировать на основе приобретенных
обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные
объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы;
на профильном уровне проявил понимание особенностей различных
общественных наук, основных путей и способов социального и
гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется
содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и
частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с
учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и
дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).
Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные
ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в
процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки
и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия

30

данного
вопроса
умение.
Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в
нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или
отвечающий не смог показать необходимые умения.
Оценка «2» может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух
ошибочных ответов по важным вопросам
Требования к устным ответам.
1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение
заявленной темы, вопроса, проблемы.
2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация
теоретических положений фактами или обобщение фактов и
формулирование выводов.
3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения,
концепций, выражение своей точки зрения.
4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой
терминологией.
5. Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.
Рекомендации по
практических задач.

оцениванию

решения

познавательных

и

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть
востребованы следующие умения:









анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать
соответствие между существенными чертами и признаками
конкретных социальных явлений, и обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по
заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и
аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам,
доказывать надежность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий.
Критерии оценивания устного ответа

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе
грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

31

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих
вопросов учителя (на зачете – с помощью наводящих вопросов
экзаменатора).
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие
элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при
раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с
обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в
контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной
жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на
теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным
использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана
аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с
корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте
ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не
прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
формальном использовании исторических терминов. Дана
своего мнения с опорой на факты общественной жизни
социальный опыт.

точка зрения
раскрыта при
аргументация
или личный

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по
поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

32

Приложение 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя ________________________
Предмет ______________________________
Класс _________
Учебный год_______________
№
урока

Даты по
основному
КТП

Тема урока
по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
__________________(ФИО)

Дата
проведения
по факту

Тема урока
по факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель___________________(ФИО)
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».