рабочая программа 8 класс обществознание (1)

2

Приложение 2
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 8 класс составлена на
основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»
2. ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утвержденного
приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.12.2010 года №
1897
3. О внесении изменений в ООП МБОУ «Гимназия №4 г. УстьДжегуты» утвержден приказом № 555 от 31.08.2022 года
4. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия
№4 г. Усть-Джегуты» на 2022-2023 учебный год утвержден приказом №
336 от 26.08.2022 года
5. Постановление от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении
санитарных норм СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения»»
6. примерные программы по учебным предметам на основе
авторских программ по обществознанию:
 Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных
организаций // О.А. Котова, Т.Е. Лискова, 4-е издание – М.:
Просвещение, 2022
7. Для реализации данной программы используется учебнометодический комплекс, который входит в федеральный перечень
учебников и допущенных к использованию и рекомендован (утвержден)
при МО РФ Приказом Минобрнауки от 20 мая 2020г. № 025
Состав УМК
1.

Авторы учебника
О.А. Котова
Т.Е. Лискова

Название учебника
Обществознание

Издательство
Просвещение

Год издания
2022

3.

Автор

Книга для учителя

Издательство

Год издания

5.

Авторы

Тесты к учебнику по
обществознанию

Цели изучения обществознания в основной школе:
- развитие личности в ответственный период социального взросления
(11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)
информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;

3

воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим
и
демократическим
ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы
необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных
социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение
умениями
познавательной,
коммуникативной,
практической деятельности в основных характерных для подросткового
возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения
типичных задач в области социальных отношений, экономической и
гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений,
отношений
между
людьми
различных
национальностей
и
вероисповедовании,
самостоятельной
познавательной
деятельности,
правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её
реализации;
-формирование
человека-гражданина,
интегрированного
в
современную действительность и нацеленного на её совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение
правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества
и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка
основ
нравственной,
правовой,
политической,
экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
народами, различными расовыми, национальными, этническими и
социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и
убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические
ценности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание основного общего образования по обществознанию
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе,

4

правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным
содержательными компонентами курса являются: социальные навыки,
умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;
правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее
важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание»
является опыт познавательной деятельности, включающий работу с
адаптированными источниками социальной информации; решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном
процессе и социальной практике.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с
6 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и
человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно,
используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию,
политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и
культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета:
его интерактивный характер, комплексное изучение современных
социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и
роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения
обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами,
вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное
развитие,
социальные
и
политические
процессы,
информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и
религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые
требования к общественным наукам и к преподаванию в школе.
Обществознание становится гуманистической базой для образования в
целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования
ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной
жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс
«Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность,
найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и
собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает
опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным
гражданином. Изучение обществознания в основной школе опирается на
курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных
культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей
школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по
выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении
курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо
использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности
учащихся. Последовательность материала курса «Обществознание» в данной
рабочей программе определена не только общими принципами отбора
содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и
изучения учебного содержания курса для учащихся 6 – 9 классов. Учитывая
возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два

5

самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 6 – 7 классы; второй
этап – 8 – 9 классы. Курс «Обществознание» для 6 – 7 классов является
пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11
классов. Общая логика распределения в нём учебного материала –
линейноконцентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов
курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию
родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными.
Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную
информацию, которая помогает им логично изучать содержание
последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Программа
предусматривает
выделение
двух
относительно
самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом
возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (6—
7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено
актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.
Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном
окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через
противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости.
Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст
условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные
ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и
общество» — вводит в круг проблем современного общества и
общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» —
вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как
существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают
возможность познакомиться с функционированием в обществе системы
образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе.
Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия:
социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный
статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные
отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в
современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об
основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление)
через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия
относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий
спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая
система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество
отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим
отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители,
производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым
макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике,
безработицу, международную торговлю.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе
осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного

6

образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности
«СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет
своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе
воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой
работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к
правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение
поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного
предмета предполагают использование разнообразных средств и
методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном
подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и
развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной
школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение
содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы
личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и
конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых
знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с
собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися
представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о
социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6—
9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому
поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с
позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся
практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном
процессе компьютерных технологий.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В основной школе предмет «Обществознание» изучается на уровне
основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6-9
классах.
Учебный план составляет в , 6, 7, 8, 9 классах по 34 учебных часов из
расчета 1 учебных часа в неделю.
Рабочая программа предполагает изучение курса обществознания в 6 9 классах общеобразовательной школы. Содержание программы
соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных
общеобразовательных
программ
федерального
государственного
образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего
образования, конкретизирует основные положения его фундаментального
ядра.
Программа рассчитана на 34 учебных часов, включая количество часов
для проведения контрольных, лабораторных работ, экскурсий, тем проектов.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: урок и
внеурочная деятельность.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений,
навыков учащихся являются:
- предварительный (диагностический) контроль знаний

7

- устный опрос
- самостоятельные работы
- индивидуальные письменные задания
- письменные задания по раздаточному материалу
- тестирование
- диктанты
- написание творческих сочинений
- практическая работа (работа с документами, составление таблиц,
составление схем, составление опорных конспектов, проверка выполнения
заданий в рабочих тетрадях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию
деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного
подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит
овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и
умениями, их реализующими.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в
сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых
в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей,
личностных качеств учащихся. В процессе использования приобретённых
знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся,
которые не подлежат контролю на уроке.
Личностные результаты:
 сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно - ориентированного подхода;
 Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, идентификация себя в качестве гражданина России;
 познавательный интерес к прошлому своей Родины;
 развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;

8

осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к самосовершенствованию;
 осознание своей идентичности, этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества освоение
гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
 понимание культурного многообразия мира, осознанное уважительное
и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира,
толерантность; готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 сформированность
целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира.
 сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
 формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность - учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы
и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.;
 формирование и развитие основ читательской компетенции;
 систематизировать,
сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать
информацию,
содержащуюся
в
готовых
информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм,
карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
 приобретение опыта проектной деятельности как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,


9






инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в
школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с
другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:
познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
регулятивной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
-приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизму и гражданственности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для
общества;

10

- понимание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
коммуникативной:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
- умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
конфликтов.

Содержание программы
Вводный урок
Тема 1. Мир экономики
Мир экономики. Экономика и ее роль в жизни общества. Главные
вопросы экономики. Собственность и экономическая система. Спрос и
предложение . Как рынок регулирует экономику. Экономика фирмы.
Контрольная работа « Мир экономики». Роль государства в экономике.
Деньги и их функции. Для чего нужны банки и биржи. Занятость и
безработица. Налоги. Государственный бюджет. Контрольная работа
«Налоги». Как развивается экономика
Тема2. Человек в экономических отношениях
Труд в современной экономике. Предпринимательство. Личные
финансы. Тестирование «Личные финансы». Экономика семьи. Права
потребителя. Собственность
Тема 3. Мир социальных отношений
Социальная структура общества. Социальные статусы и роли Как
изменяется социальная структура общества. Контрольная работа «Человек в

11

экономических отношениях». Какие группы составляют современное
российское общество. Этнические общности. Россия – многонациональное
государство . Социальная политика современного российского государства.
Образцы нравственности в культуре Отечества. Отклоняющееся поведение
Контрольная работа «Социальная сфера». Честь и достоинство как исток
нравственных отношений

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности:
печатные пособия:
Обществознание, 8 класс, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, , просвещение,
2022
4. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988г.
5. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе
и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к
курсу.— М., 1998г.
6. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001г.

12

7. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов
вузов.— М., 1988г.
8. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб,
пособие.— М., 1999г.
9.Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 2006.
10. Конституция РФ. М., 2005.
11. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ, 1994., № 32).
12. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14
(в ред. от 24.07.2007 г. № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 5.
13. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 03 июня 2006 г.№73-ФЗ, с изм.,
внес. ФЗ от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49.
14. Гражданский кодекс РФ (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 года
№ 231-ФЗ // СЗ РФ. 2006 г. № 52.
15.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №
138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 2002 г. № 1.
16.УК РФ (от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 25.
17. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002 г. №
1.
цифровые и электронные образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов
государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства
Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по
общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в
России.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы
Интернета — обществознание.

Приложение 3
Календарно-тематическое планирование
№
занятий

1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Наименование разделов и тем

Количество
часов

2
Глава I. Мир экономики
Мир экономики
Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность и экономическая система
Спрос и предложение
Как рынок регулирует экономику
Экономика фирмы
Контрольная работа « Мир экономики»
Роль государства в экономике
Деньги и их функции
Для чего нужны банки и биржи
Занятость и безработица
Налоги
Государственный бюджет
Контрольная работа «Налоги»
Как развивается экономика
Глава II. Человек в экономических отношениях
Труд в современной экономике
Предпринимательство
Личные финансы
Тестирование «Личные финансы»
Экономика семьи
Права потребителя
Собственность
Глава III. Мир социальных отношений
Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Как изменяется социальная структура

3

Календарные сроки
план
факт

4

5

Вид занятия

Вид
Примечание
контроля
Домашнее
задание

6

7

8

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Тестирование
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Тестирование
Комбинированный

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

Опрос

конспект
§1, пересказ
конспект
§2, пересказ
§3, пересказ
§4, пересказ
§5, пересказ
Повторение
§6, пересказ
§7, пересказ
§8, пересказ
§9, пересказ
§10, пересказ
§11, пересказ
Повторение
§12, пересказ

1
1
1
1
1
1
1

Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
тестирование
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

§13, пересказ
§14, пересказ
§1, пересказ
Повторение
§16, пересказ
§17, пересказ
Конспект

1
1
1

Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный

Опрос
Опрос
Опрос

§18, пересказ
Конспект
§19, пересказ

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

14

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

общества
Контрольная работа «Человек в
экономических отношениях»
Какие группы составляют современное
российское общество
Этнические общности. Россия –
многонациональное государство
Социальная политика современного
российского государства
Образцы нравственности в культуре
Отечества
Отклоняющееся поведение
Контрольная работа «Социальная сфера»
Честь и достоинство как исток
нравственных отношений

1

Тестирование

Повторение

1

Комбинированный

Опрос

§20, пересказ

1

Комбинированный

Опрос

§21, пересказ

1

Комбинированный

Опрос

§22, пересказ

1

Комбинированный

Опрос

Конспект

1
1
1

Комбинированный
Тестирование
Комбинированный

Опрос

Конспект
Повторение
Конспект

Опрос

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И
СИСТЕМА ОЦЕНКИ В 8 КЛАССЕ.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов
включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути
народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности;

16

умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления
жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества
в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих
процедур исторического познания позволяет определить структуру
подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных
(объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается,
что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны
овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а
также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и
длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и
различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно)
об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ
жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и
иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п.
составлять описание исторических объектов, памятников.

17

5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание
(факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические
факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки
исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших
исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления,
определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и
следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки
сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в
общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры
(участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов
включают: · овладение целостными представлениями об историческом пути
народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа современности; ·
умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;

18

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления
жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества
в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих
процедур исторического познания позволяет определить структуру
подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных
(объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у
учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной
(гражданственной),
когнитивной
(познавательной),
информационнотехнологической,
коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе
относятся
следующие
убеждения
и
качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение
прав
и
свобод
человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном
обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в
следующих
качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
—
учебную,
общественную
и
др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на
электронных
носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и
др.

19

Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса
включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов
своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и
познания
современного
общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и
явлений
прошлого
и
современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность
и
познавательную
ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны
овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1.
Знание
хронологии,
работа
с
хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также
даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических
событий.
2.
Знание
исторических
фактов,
работа
с
фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических
событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3.
Работа
с
историческими
источниками:
·
читать
историческую
карту
с
опорой
на
легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных,
текстовых,
изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4.
Описание
(реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные
исторические
эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,
макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ,
объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие
явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

20

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.
Работа
с
версиями,
оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной
литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных
событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в
общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной
среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в
создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по
поиску и охране памятников истории и культуры).
Нормы оценки знаний, умений и навыков, учащихся по истории.
Проверка знаний, умений и навыков, учащихся осуществляется
посредством устных и письменных форм.
Устные формы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у
доски по карте с последующим комментарием и другое.
Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания
материала, самостоятельные работы, дифференцированные задания,
индивидуальные карточки, домашние задания.
Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:
Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что
учащийся:








логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом
выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их
раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или
профильном уровне основные социальные объекты и процессы,
выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных
социальных объектов;
обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу
теоретические положения и понятия социально-экономических и
социальных наук;

21








проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с
точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
показал умение формулировать на основе приобретенных
обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные
объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы;
на профильном уровне проявил понимание особенностей различных
общественных наук, основных путей и способов социального и
гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется
содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и
частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с
учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и
дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).
Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные
ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в
процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки
и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия
данного
вопроса
умение.
Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в
нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или
отвечающий не смог показать необходимые умения.
Оценка «2» может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух
ошибочных ответов по важным вопросам
Требования к устным ответам.
1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение
заявленной темы, вопроса, проблемы.
2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация
теоретических положений фактами или обобщение фактов и
формулирование выводов.
3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения,
концепций, выражение своей точки зрения.
4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой
терминологией.
5. Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.

22

Рекомендации по
практических задач.

оцениванию

решения

познавательных

и

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть
востребованы следующие умения:









анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать
соответствие между существенными чертами и признаками
конкретных социальных явлений, и обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по
заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и
аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам,
доказывать надежность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий.
Критерии оценивания устного ответа

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе
грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих
вопросов учителя (на зачете – с помощью наводящих вопросов
экзаменатора).
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие
элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при
раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с
обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в
контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной
жизни или собственный опыт.

23

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на
теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным
использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана
аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с
корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте
ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не
прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
формальном использовании исторических терминов. Дана
своего мнения с опорой на факты общественной жизни
социальный опыт.

точка зрения
раскрыта при
аргументация
или личный

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по
поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

24

Приложение 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя ________________________
Предмет ______________________________
Класс _________
Учебный год_______________
№
урока

Даты по
основному
КТП

Тема урока
по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
__________________(ФИО)

Дата
проведения
по факту

Тема урока
по факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель___________________(ФИО)
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».