рабочая программа 11 класс этнография

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по этнографии составлена на основе следующих нормативных
документов:
1.Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства Просвещения РФ от 28.08.2022 № 442
3. ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утвержденного приказом
Министерства Образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897
4. Приказ «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия № 4 г.УстьДжегуты» утвержден приказом № 556 от 31.08.2022 года
5. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия № 4 г.УстьДжегуты» на 2022-2023 учебный год утвержден приказом 366 от 26.08.2022 года
6. Постановление от 28.01.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Сан6итарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»
Изучение учащимися 11 классов этнографии даст дополнительный стимул к
изучению истории. Эти знания дадут объяснение насколько многогранна эта наука,
вызовут интерес к изучению прикладных составляющих истории. У учащихся
проявится интерес
к исследовательской деятельности, к самостоятельному
изучению предмета, что является первейшим требованием ФГОС. Особенностью
проектов на старшей ступени образования является их исследовательский,
прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным
проектам, проектам с социальной направленностью. Рабочая программа составлена в
соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта
среднего общего образования. Индивидуальный проект представляет собой ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены
как одно из условий реализации основной образовательной программы на всех
уровнях общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее
методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации

проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах
и т.д., при решении практических жизненных задач. Программа позволяет
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы
является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения
учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, применять их
при решении практических задач. Цель программы — создание условий для
формирования умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности с
ее последующей презентацией, способствующих развитию индивидуальности
обучающихся и их творческой самореализации. В ходе решения системы проектных
задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:
 рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и
удерживать цели);
 планировать (составлять план своей деятельности);
 моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё
существенное и главное);  проявлять инициативу при поиске способа (способов)
решения задачи;
 вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта
должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления; способность к
инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных
задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования

В

результате

изучения

данной

дисциплины

ученик

должен:

– приобрести навыки по раскрытию содержания ключевых понятий этнографии;
–

владеть

–

знать

понятийно-категориальным
основные

аппаратом

закономерности

изучаемой

этногенеза

дисциплины;

народов

мира;

– владеть основными типами классификации этносов и характеристиками важнейших
этнических, антропологических и культурно-исторических процессов, на которых
основано
изучение
международных
отношений;
–

знать

содержание

и

проблемы

современной

мировой

этнографии.

Кроме этого курс предполагает освоение учениками представлений о наиболее общих
этнических процессах, необходимых для формирования общего знания для анализа
современных международных отношений. В данной связи важное место уделяется
рассмотрению основных этнических регионов. Курс " Этнографии " представляет
собой основу для последующего изучения теоретических и прикладных дисциплин
по
направлению
"международные
отношения".
.

Образовательная

программа

дисциплины

Тема 1. Введение в дисциплину. Этнокультурная характеристика народов
Австралии
и
Океании
Понятие этнографии и основные ее категории. Основные различия между народами.
Географическая среда и ее влияние на антропогенез и этногенез. Понятие этнической
территории. Расовые признаки и расовые различия. Основные расы и их
характеристики. Языки народов мира. Общее понятие о языковых семьях.
Взаимосвязь языка и этнокультурных характеристик. Происхождение этносов
(этногенез). Религиозные верования и их своеобразие у различных народов мира.
Язычество и мировые религии. Первобытные верования и национальные религии.
Традиционный уклад жизни и бытовая культура этносов. Характеристика смысла
этнонима и отражение в нем истории народа. Двойные имена некоторых народов
(самоназвания
и
этнонимы).
Общая классификация народов мира. Этническая картина мира. Проблема этногенеза
народов и основные этапы этнической истории. Народы Австралии и Новой Гвинеи,
их характеристика. Народы Меланезии и Новой Каледонии. Народы Полинезии и

Гавайских
островов.
Народы
Новой
Зеландии
и
Микронезии.
Основные
термины: аборигены
(автохтоны),
антропогенез,
антропология,
брахикефалы, долихокефалы, полиандрия, прогнатизм, промискуитет, раса,
экзогамия, эндогамия этногенез, этнография, этноним, этнос, язычество
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.
В чем заключается главное различие между этнографией и этнологией?
2.
Что такое этническая территория?
3.
Каковы главные признаки расовых отличий?
4.
Что такое этническое самосознание?
5.
Что такое этноним?
6.
В чем заключается главный смысл обряда инициации?
7.
Какие народы изучал в Австралии и Океании Н.Н. Миклухо-Маклай?
8.
Что такое эндогамия и экзогамия?

Тема 2.
Народы Африки и их этнокультурная характеристика
Основные особенности географической среды Африки. Африка — самый жаркий
материк. Роль Африки в истории: колыбель человечества. Загадки пустыни Сахары.
Открытие Африки европейцами. Основные вехи этнической истории.
Географические факторы и особенности культуры африканских народов. Египетский
очаг древнеземледельческой цивилизации. Нубийская, Сахарская и Эфиопская
локальные цивилизации. Древние миграции населения на континенте. Колониальный
захват
Африки.
Страны и народы Африки на современном этапе: политическая, антропологическая и
этнолингвистическая
характеристика.
Современная
этническая
ситуация.
Этнические, социально-экономические и культурные особенности «черного»
континента.
Основные термины: древнеземледельческая цивилизация, локальные цивилизации,
тотемизм,
магия,
негритюд,
этническая
культура,
этнолингвистическая
характеристика
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие основные природно-климатические зоны выделяются в Африке?

2. Почему Африку называют «колыбелью человечества»?
3. В какой части «черного континента» была расположена древнейшая
земледельческая цивилизация?
4. Что такое кочевничество?
5. В чем заключаются главные особенности Эфиопской и Нубийской
цивилизаций?
6. У кого из жителей Африки зафиксирован наименьший средний рост в 141 см?
7. Какие антропологические черты характерны для большой расы африканоидов?
8. Что такое негритюд?
Тема 3. Этнокультурная характеристика народов Северной Америки
Основные этапы этногенеза народов Америки. Древнее заселение Северной Америки.
Антропологическая характеристика американских индейцев. Особенности
неолитической революции на севере Америки. Классификация языков
североамериканских индейцев. Этническая культура арктической области Северной
Америки. Региональные особенности индейских племен алгонкинов и атапасков,
алеутов и тлинкитов, индейцев Калифорнии и т.д. Материально-хозяйственная
характеристика индейской культуры. Культура пуэбло и ее место среди
доколумбовых культур Северной Америки. Колонизация Северной Америки и ее
этнокультурные последствия. История формирования североамериканской нации.
Этнический и расовый состав населения США и Канады. Современная этническая
ситуация и состояние расовой проблемы в Новом Свете.
Основные термины: доколумбовые культуры, Ку-клукс-клан, овачира, племя, пуэбло,
расизм, эпикантус, этническая общность, этнический конфликт
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Каким образом шло древнее заселение Северной Америки?
В чем заключаются основные занятия северных морских охотников Америки?
Как назывались древние центры американских цивилизационных культур?
Каковы главные антропологические характеристики индейцев Северной
Америки?
Что такое эпикантус?
Что такое культура пуэбло и каковы ее главные особенности?
К чему свелись главные последствия колонизации для аборигенов Северной
Америки?
Каково современное положение индейцев в США и Канаде?

Тема 4. Этнокультурная характеристика народов Центральной и Южной
Америки
Основные этапы этногенеза народов Центральной и Южной Америки. Аборигены и
их языки. Основные экологические зоны и древние центры американских
цивилизаций. Высокие цивилизации и ранние империи инков, ацтеков и майя.
Антропологический состав населения Центральной и Южной Америки.
Материальная и духовная культура индейцев. Особенности общественного строя.

Испанцы и гибель индейских империй.
Расовые и этнические группы в Латинской Америке. Метисы и креолы как результат
этнорасового смешения. Этнические процессы и развитие новых наций.
Хозяйственно-культурная специфика населения латиноамериканских стран.
Традиционные формы народной культуры – роль обычая и развлечений в
повседневной жизни народов Латинской Америки. Карнавалы и родео. Духовная
культура и ее современное состояние. Роль христианства и племенных религий.
Основные термины: адаптация (этническая), аккультурация, водуизм, генезис,
культура этноса, ойкумена, хозяйственно-культурный тип
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. В чем проявились главные особенности цивилизации майя?
2. Укажите специфические особенности существования империи инков.
3. Какая из высокоразвитых доколумбовых цивилизаций пользовалась т.н.
«узелковым письмом»?
4. Где располагалась столица царства ацтеков г. Теночтитлан?
5. Каковы главные этнокультурные последствия колонизации Нового Света?
6. Какие антропологические группы повлияли на формирование
латиноамериканских метисов?
7. Кто такие креолы и в чем их антропологическая специфика?
8. Какую роль оказало христианство на духовную жизнь Латинской Америки?
Тема 5. Этнокультурная характеристика народов Азии
Обобщенная географическая характеристика континента. Роль Азии в истории
человечества. Общий обзор этнической истории. Основные этапы этногенеза народов
Зарубежной Азии. Культуры неолита и главные очаги земледелия. Главные центры
раннеземледельческих цивилизаций. Народы Азии в раннем средневековье.
Этническая история до колониальных захватов. Основные историко-культурные
области Азии и особенности их историко-культурного развития.
Антропологическая принадлежность народов Азии. Многообразие культурнохозяйственных типов. Ремесла, торговля и их древние традиции. Разнообразие
социальных и экономических структур. Религии и верования. Загадочные народы:
айны, кеты и др. Культурный вклад народов Азии в общемировую цивилизацию.
Современная этническая картина Азии.
Основные термины: диаспора, каста, коренной этнос, община, полигамия, ритуал ,
сакральный, территория этническая
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие главные географические регионы выделяются в Азии?
2. Где располагались главные центры раннеземледельческих цивилизаций в
Азии?
3. С чем связано в Азии многообразие культурно-хозяйственных типов?
4. Кто такие айны и где они проживали?

5. Каковы главные антропологические особенности большой расы монголоидов?
6. Как называется титульная нация Китая?
7. В чем заключается этнографическое своеобразие Кавказа?
8. Какие религии можно встретить в Азии?
9. Что характерно для современной этнической картины Азии?
10.
Тема 6. Этнокультурная характеристика народов Европы .
Основные этапы этногенеза Европы. Крито-микенская, эллинская и римская
цивилизации. Римская империя и великое переселение народов. Кельтская,
славянская, германская и др. крупные этнические общности. Средневековье и
культурно-хозяйственное развитие народов Европы. Нашествие арабов,
норманнов и этническая миграция населения юго-запада и северо-запада
Европы. Турецкое владычество и этнический состав населения Балканского
полуострова. Формирование основных европейских наций. Великие
географические открытия и Европа. Национальное развитие Европы в первой
половине ХХ века. Характеристика современного населения: культура, быт,
религии. Этнокультурные особенности народов Европы на современном этапе.
Основные термины: ассимиляция, геноцид, демография, ритуал, сакральный,
самоидентификация (этническая), синкретизм
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какая древнейшая цивилизация существовала в Европе?
2. Какое влияние на современную Европу оказала греко-римская культура?
3. Что такое «великое переселение народов» и с чем оно было связано?
4. В какой части Европы особенно сильным оказалось влияние арабской
культуры?
5. Какие языковые семьи представлены в Европе?
6. Какие подрасы выделяются в большой европеоидной расе?
7. Какие факторы определяли развитие европейских наций?
Тема 7: Этнокультурная характеристика народов современной России и
КЧР
Природно-климатические зоны России и особенности географических условий.
Антропологическая характеристика населения Европейской части, а также
Сибири и Дальнего Востока. Национальный состав современной России.
Языковое разнообразие россиян. Основные этапы этногенеза. Материальнохозяйственные типы. Религиозные представления древнего населения
Российской Федерации.
Восточнославянские народы: этническое прошлое и настоящее. Процесс
формирования титульной нации. Народы Волго-Камья и их этническая
характеристика. Народы Кавказского региона. Народы Сибири и Дальнего
Востока. Современная этническая культура народов Российской федерации и
сохранение этнического своеобразия.
Основные термины: идентификация (этническая), моногамия, нация,
титульный этнос
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Какие антропологические типы представлены среди этносов России?
Какие основные регионы России характеризуются этническим своеобразием?
Что такое шаманизм и у каких народов России он встречается?
Какие основные языковые семьи представлены среди народов РФ?
Назовите древнейшие ареалы расселения восточных славян в РФ.
Какой регион Кавказа является самым многонациональным в РФ?

№

план
1.

2.

Календарно-тематическое планирование
факт тема
Тип урока
Форма
контроля
Что изучает этнография
изучение
групповая
нового
работа
материала
Главные признаки расовых
комбинированн фронт-ый
отличий
ый
опрос

Инф. сопрние
пр-ия,ин-ет
ресурсы
пр-ия,ин-ет
ресурсы

3.

Колыбель Земли

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

4.

Народы Древнего мира

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

5.

Великое переселение народов

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

6.

Что такое этническая
территория

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

7.

Этническое самосознание

комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

8.

Народы Африки, Австралии и
Океании

комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

комбинированн

групповая

пр-ия,ин-ет

9.

10.

Кочевничество
Эфиопская и Нубийская

Домашнее задание
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,

цивилизация

ый

работа

ресурсы

11.

Антропологические черты
африканоидов

комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

12.

Этногенез народов Америки

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

13.

Колонизация Америки

комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

14.

Этнический состав Канады и
США

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

15.

Латинская Америка

комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

16.

Христианство в Латинской
Америки

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

17.

Раннеземельные цивилизации
Азии

комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

18.

Антропологические
особенности монголоидов

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

19.

Китай.Япония.Корея

комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

20.

Этнографическое своеобразие
Кавказа

комбинированн
ый

индивидуа
льная

пр-ия,ин-ет
ресурсы

работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над

21.

Религии в Азии

комбинированный

работа
фронт-ый
опрос

22.

Греко-Римская Европа

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

23.

Влияние арабской культуры на
Европу

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

24.

Языковые семьи Европы

комбинированн
ый

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

25.

Подрасы европеоидной расы

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

26.

Антропологические типы
этносов России

комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

27.

Религии и религиозные
верования народов России

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

28.

Языковые семьи народов России комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

29.

Кавказ – этническое
многообразие

комбинированный

фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы

30.

КЧР. Народы КЧР

комбинированн
ый

групповая
работа

пр-ия,ин-ет
ресурсы

пр-ия,инетресурсы

проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом

31.

Этногенез народов КЧР

комбинированн
ый

пр-ия,ин-ет
ресурсы

комбинированн
ый

индивидуа
льная
работа
фронт-ый
опрос

32.

Обычаи и традиции народов
КЧР

33.

Защита проектов

комбинированн
ый
комбинированн
ый

групповая
работа
фронт-ый
опрос

пр-ия,ин-ет
ресурсы
пр-ия,ин-ет
ресурсы

34.

Защита проектов

пр-ия,ин-ет
ресурсы

Выучить конспект,
работа над
проектом
Выучить конспект,
работа над
проектом
§ 38 ответить на
вопросы
Написать эссе

3. Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1.Садохин, А.П. Этнология : учебник для вузов / А.П. Садохин . – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012.
2. Тавадов Т.Г. Этнология: учебник / Т.Г. Тавадов. – М., 2011.
3.Этнология : учебник для вузов / под ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова. – М., 2011.
Дополнительная литература
1.Азимов, А. Расы и народы / А. Азимов, А. – М., 2009.
2.Гумилев, Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. – М., 2009.
3.Евстигнеев, Ю.А. Российская Федерация. Народы и их подразделения: краткий этнологический справочник / Ю.А. Евстигнеев.
– СПб., 2010.
4. Лурье, С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. – М., 2009.
5.Фридкин В.Н. Этнология: сборник тестовых заданий / В.Н. Фридкин. – Мурманск, 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».