физика 10 класс рабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 10 класса, рассчитана на 34 учебных часа, 1
час в неделю. Преподавание ведется по учебнику «Физика – 10»
(Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский, М: Просвещение, 2014
г.)Программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
(Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
(Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Учебный план Медведевская гимназия на 2018-2019 учебный год (приказ № 31 от
01.09.2018 г.).
Сборник нормативных
документов
и
программно-методического
материала
«Физика 7-11 А.В. Перышкин.» - М.: Дрофа, 2012 г.
Данный курс предназначен для учащихся общеобразовательных классов, для
которых физика не является профильным предметом и должна изучаться в
соответствии с базисным компонентом учебного плана.
Основная цель – формирование у школьников представлений о методологии
научного познания, роли, месте и взаимосвязи теории и эксперимента в процессе
познания, об их соотношении, о структуре Вселенной и о положении человека в
окружающем мире. Курс призван сформировать у учащихся мнение об общих
принципах физики и основных задачах, которые она решает; осуществить
экологическое образование школьников, т.е. сформировать у них представление о
научных аспектах охраны окружающей среды; выработать научный поход к
анализу вновь открываемых явлений.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно
приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях,
законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине
мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и
технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости
процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений
и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие
творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к
продолжению образования и сознательному выбору профессии.
РАЗДЕЛ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение физики в 10 классе дает возможность обучающимся достичь
следующих результатов:
Предметные результаты
Физика и методы научного познания
Обучаемый научится давать определения понятиям: базовые физические
величины, физический закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире,
элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;
называть базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные
виды фундаментальных взаимодействий. Их характеристики, радиус действия;
делать выводы о границах применимости физических теорий, их
преемственности, существовании связей и зависимостей между физическими
величинами;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников
Кинематика
Обучаемый научится
давать определения понятиям: механическое движение, материальная точка, тело
отсчета, система координат, равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное и равнозамедленное движение, равнопеременное движение,
периодическое (вращательное) движение;
использовать для описания механического движения кинематические величины:
радиус- вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и
относительная скорость, мгновенное и центростремительное ускорение, период,
частота;
называть основные понятия кинематики;
воспроизводить опыты Галилея для изучения свободного падения тел,
описывать эксперименты по измерению ускорения свободного падения;
делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе;
применять полученные знания в решении задач
Динамика
Обучаемый научится
давать определения понятиям: инерциальная и неинерциальная система
отсчёта, инертность,
сила тяжести, сила упругости, сила нормальной реакции опоры, сила натяжения.
Вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения;
формулировать законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, закон всемирного
тяготения, закон Гука;
описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, опыт по
сохранению состояния покоя (опыт, подтверждающий закон инерции),
эксперимент по измерению трения скольжения;
делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью
механической модели кристалла;
прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных
космических полетах;
применять полученные знания для решения задач

Обучаемый получит возможность научиться
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на
основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными
понятиями: пространство, время, движение;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические
задачи, используя несколько физических законов или формул, связывающих
известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
-объяснять условия применения физических моделей при решении физических
задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
Законы сохранения в механике
Обучаемый научится
давать определения понятиям: замкнутая система; реактивное движение;
устойчивое, неустойчивое, безразличное равновесия; потенциальные силы,
абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар; физическим величинам:
механическая работа, мощность, энергия, потенциальная, кинетическая и полная
механическая энергия;
формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их
применимости;
делать выводы и умозаключения о преимуществах использования
энергетического подхода при решении ряда задач динамики
Статика Обучаемый научится
давать определения понятиям: равновесие материальной точки, равновесие
твердого тела, момент силы;
формулировать условия равновесия;
применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в
природе и в быту
Обучаемый получит возможность научиться
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на
основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты
Молекулярно-кинетическая теория
Обучаемый научится

давать определения понятиям: микроскопические и макроскопические параметры;
стационарное равновесное состояние газа. Температура газа, абсолютный ноль
температуры, изопроцессы; изотермический, изобарный и изохорный процессы;
воспроизводить основное уравнение молекулярно-кинетической теории, закон
Дальтона, уравнение Клапейрона-Менделеева, закон Гей-Люссака, закон Шарля.
формулировать условия идеального газа, описывать явления ионизации;
использовать статистический подход для описания поведения совокупности
большого числа частиц, включающий введение микроскопических и
макроскопических параметров;
описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие устанавливать для
газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой;
объяснять газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории.
применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в
природе и в быту
Основы термодинамики
Обучаемый научится
давать определения понятиям: теплообмен, теплоизолированная система,
тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс, физических величин:
внутренняя энергия, количество теплоты, коэффициент полезного действия
теплового двигателя, молекула, атом, «реальный газ», насыщенный пар;
понимать смысл величин: относительная влажность, парциальное давление;
называть основные положения и основную физическую модель молекулярнокинетической теории строения вещества;
классифицировать агрегатные состояния вещества;
характеризовать изменение структуры агрегатных состояний вещества при
фазовых переходах
формулировать первый и второй законы термодинамики;
объяснять особенность температуры как параметра состояния системы;
описывать опыты, иллюстрирующие изменение внутренней энергии при
совершении работы;
делать выводы о том, что явление диффузии является необратимым процессом;
применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для
рационального природопользования и охраны окружающей среды
Электростатика
Обучаемый научится
давать определения понятиям: точечный заряд, электризация тел;
электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии
напряженности электрического поля, свободные и связанные заряды, поляризация
диэлектрика; физических величин: электрический заряд, напряженность
электрического поля, относительная диэлектрическая проницаемость среды;
формулировать закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, границы
их применимости;

описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять
их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости
конденсатора;
применять полученные знания для безопасного использования бытовых приборов
и технических устройств
Законы постоянного электрического тока
Обучаемый научится
давать определения понятиям: электрический ток, постоянный электрический ток,
источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, дырка, последовательное и
параллельное соединение проводников; физическим величинам: сила тока, ЭДС,
сопротивление проводника, мощность электрического тока;
объяснять условия существования электрического тока;
описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное
соединение проводников, тепловое действие электрического тока, передачу
мощности от источника к потребителю; самостоятельно проведенный
эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и
вольтметра;
использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон
Джоуля- Ленца .
Электрический ток в различных средах
Обучаемый научится
понимать основные положения электронной теории проводимости металлов,
как зависит сопротивление металлического проводника от температуры
объяснять условия существования электрического тока в металлах,
полупроводниках, жидкостях и газах;
называть основные носители зарядов в металлах, жидкостях, полупроводниках,
газах и условия при которых ток возникает;
формулировать закон Фарадея;
применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в
природе и в быту
Личностные результаты:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность к научно-техническому творчеству
чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
положительное отношение к труду, целеустремленность;

экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным
богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных
ресурсов и разумное природоиспользование.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся сможет:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели
ресурсы;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные УУД:
Обучающийся сможет:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
различные модельно-схематические
средства для
представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить не его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задачи;
приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения,
так и в отношении действий и суждений другого человека;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные отношения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть
учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее
решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся сможет:
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т.д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использование
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности,
как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в
адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая
при этом личностных оценочных суждений.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) - Основные особенности физического метода исследования.
Введение. Физика и познание мира. Физика – фундаментальная наука о
природе. Научный метод познания. Методы научного исследования физических
явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности
измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений.
Физические законы и теории. Границы применимости физических законов.
Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и
технологии производства.
МЕХАНИКА (10 ч)
Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория. Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение
движения. Мгновенная и средняя скорость. Ускорение. Движение с постоянным
ускорением. Свободное падение. Равномерное движение точки по окружности.
Кинематика абсолютно твердого тела.
Динамика. Основное утверждение механики. Сила и масса. Первый. Второй и
третий законы Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Геоцентрическая система
отсчета. Гравитационное взаимодействие. Закон всемирного тяготения. Сила
тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения.
Законы сохранения в механике. Импульс материальной точки. Закон
сохранения импульса. Механическая работа и мощность силы. Кинетическая
энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Работа
сил тяжести, упругости. Динамика вращательного движения абсолютно твердого
тела.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9 ч)

Молекулярно-кинетическая теория. Основные положения МКТ. Размеры
молекул. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение
газообразных, жидких и твердых тел.
Основное уравнение МКТ. Температура и тепловое равновесие. Энергия
теплового движения молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Насыщенный пар.
Давление насыщенного пара. Влажность воздуха.
Кристаллические и аморфные тела.
Основы термодинамики. Внутренняя энергия. Работа газа в термодинамике.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первый закон
термодинамики. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД
тепловых двигателей.
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (13 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон
сохранения заряда. Закон Кулона. Единицы электрического заряда.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии. Поле
точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей. Проводники
и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциальная энергия заряженного
тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля
и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля
и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Электроемкость.
Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора.
Законы постоянного тока. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка
цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное
соединения проводников. Работа и мощность постоянного тока.
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи
Электрический ток в различных средах. Электрическая проводимость
различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость
сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический
ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Электрический
ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях.
Закон электролиза. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и
самостоятельный разряды.
Обобщающий урок -1 час

Схема календарно-тематического планирования учебного предмета
№
занят
ий

Наименование разделов и Кол
тем
ичес
тво
часо
в

Календарные
сроки
план
факт

Вид занятия

Вид контроля Примечание

1

2
3
1
Введение. Основные
1
особенности
физического
метода исследования.
Механика
2
1
Механическое
движение.Система
отсчета.Координата.За
кон
сложения
скоростей.
3
Виды
движения. 1
Уравнение движения с
постоянным
ускорением.
4
Основное
1
утверждение
механики.
Сила.
Масса. Первый закон
Ньютона.
Второй
закон Ньютона. Третий
закон Ньютона.
5
Принцип
1
относительности.
Инерциальные
системы
отсчета.
Закон
Всемирного
6
1
тяготения. Сила
тяжести.
Вес
тела.
Невесомость.
7

8

9

10

11

Сила упругости. Закон
Гука. Л.Р.№1 «Движение
тела по окружности под
действием силы тяжести
и упругости»
Импульс.Закон
сохранения
импульса.Реактивное
движение.

1

Закон
сохранения
в
механике.Л.р.№2
«Изучение
закона
сохранения механической
энергии".
Обобщение
раздела
«Механика»

1

Контрольная работа №1
по теме «Механика»

1

4

1

1

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. Термодинамика
Величины,характеризую
12
1
щие молекулы.Основные
положения МКТ.1

5

6
Изучение
нового
материала

Изучение
нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Изучение
нового
материала

Опрос.Изучени
е нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Лабораторная
работа
Опрос
Изучение
нового
материала
Лабораторная
работа
Опрос
Изучение
нового
материала
Закрепление
изученного
материала
Опрос
Изучение

7

8

13

Идеальный газ.Основное
уравнение МКТ

1

14

Температура.Абсолютна
я температура.Измерение
скоростей молекул.

1

15

Уравнение состояния
идеального
газа.Газовые
законы.Л.р №3
!Изучение
газовых
законов»
Насыщенный
пар.Влажность
воздуха.Кристалли
ческие и аморфные
тела.
Внутренняя
энергия.Работа
в
термодинамике.Ко
личество
теплоты.Первый
закон
термодинамики.
Принцип
действия
тепловых двигателей.

1

19

Повторение
раздела
«МКТ.Термодинамика»

1

20

Контрольная работа №2
по
теме
«МКТ.
Термодинамика»

1

16

17

18

Электродинамика
21
Электрический
заряд.Элементарные
частицы.Законсохране
ния
заряда.Закон
Кулона.
Электрическое
поле.
22
Характеристикиэлектрич
еского поля.
23

Электроемкость.Конденс
атор.Энергия
заряженного
конденсатора.

нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Лабораторная
работа

1

Опрос
Изучение
нового
материала

1

Опрос
Изучение
нового
материала

1

Опрос
Изучение
нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Закрепление
изученного
материала

1

Опрос
Изучение
нового
материала

1

Опрос
Изучение
нового
материала
Опрос
Изучение
нового

1

Сила тока. Закон Ома
для участка цепи.Л.р
№4
по
теме
«Последовательное и
параллельное
соединение
проводников».
Электродвижущая сила.
Закон Ома для полной
цепи.

1

Л.р№ 5 по теме
«Измерение ЭДС и
внутреннего
сопротивления
источника тока»
Решение задач по теме
«Законы Ома»

1

28

Обобщение
темы
«Постоянный ток»

1

29

Электрический ток в
металлах.Сверхпроводим
ость.

1

30

Электрический ток в
Полупроводниках
р-н
переход.

1

31

Электрический ток
ввакууме,жидкостя
х и газах.

1

32

Семинар
по
теме
«Электрический ток в
различных средах».

1

33

Контрольная работа №2
по
теме
«Электродинамика»

1

34

Обобщающий урок

1

24

25

26

27

1

1

материала
Лабораторная
работа

Опрос
Изучение
нового
материала
Лабораторная
работа

Опрос
Изучение
нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Опрос
Изучение
нового
материала
Закрепление
изученного
материала
Опрос

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя _______________________
Предмет ______________________
Класс _________________
Учебный год __________________
№
урока

Даты по
основному
КТП

Тема урока по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________

Дата
Тема урока
проведения
по факту
по факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель ______________(ФИО)

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя _______________________
Предмет ______________________
Класс _________________
Учебный год __________________
№
урока

Даты по
основному
КТП

Тема урока по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________

Дата
Тема урока
проведения
по факту
по факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель ______________(ФИО)

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя _______________________
Предмет ______________________
Класс _________________
Учебный год __________________
№
урока

Даты по
основному
КТП

Тема урока по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________

Дата
Тема урока
проведения
по факту
по факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель ______________(ФИО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».