Положение о внеурочной деятельности

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического
совета 31.08.2022г., протокол №1

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 31.08.2022г. №597
Директор _________________
А.М.Байкулова

СОГЛАСОВАНО
протокол Совета обучающихся
МБОУ «Гимназия №4 г.УстьДжегуты» от 30.08.2022 №1
СОГЛАСОВАНО
протокол Общешкольного родительского совета
МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
от 30.08.2022 №1

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МБОУ «ГИМНАЗИЯ №4 Г.УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
1. Общее положение.
1.1. Положение регламентирует порядок нормирования и учета организации
внеурочной деятельности, а также определяет ее формы и виды и разработано с целью
повышения эффективности использования средств, направляемых на реализацию
основных образовательных программ в МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» (далее по
тексту – ОУ).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими
документами и рекомендациями:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
 письмом Минпросвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций» Информационно-методическое письмо об организации
внеурочной деятельности в рамках реализации обновлённых ФГОС начального общего и
основного общего образования;
 ФГОС
начального
общего
образования,
утвержденным
приказом
Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
 ФГОС
основного
общего
образования,
утвержденным
приказом
Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
 постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"»;
1

постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21).


1.3. Положение регламентирует условия реализации внеурочной деятельности,
порядок формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности,
организации краткосрочных мероприятий.
1.4. Образовательные программы реализуются в ОУ через урочную и внеурочную
деятельность.
1.5. Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, направленная на
содействие в достижении планируемых результатов освоения обучающимися основных
образовательных программ, осуществляемую в формах отличных от урочной.
1.6. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
1.7. Внеурочная деятельность должна обеспечить индивидуальные потребности
обучающихся ОУ на основании запросов обучающихся, выбора родителей (законных
представителей), при учете мнения обучающегося, до завершения получения им
основного общего образования, а также с учетом имеющихся кадровых, материальнотехнических и иных условий ОУ.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
2.2. Целью внеурочной деятельности является создание условий, обеспечивающих
достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание
условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во
внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески
растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность.







2.3. Ведущими идеями плана внеурочной деятельности ОУ являются:
создание условий для достижения обучающимися уровня образованности,
соответствующего их личностному потенциалу;
ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.
При этом решаются следующие основные педагогические задачи:
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
2

 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
 воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата;
 развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
 формирование стремления к здоровому образу жизни;
 подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном
мире.







2.4. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении
соответствующего уровня общего образования;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной
и ценностно-смысловой сферы;
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранном направлении
внеурочной деятельности;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, самоопределения обучающихся.

2.5. Содержание внеурочной деятельности. При этом внеурочная деятельность
должна обязательно иметь воспитательную направленность.
Содержание внеурочной деятельности
осуществляется
по
следующим
направлениям развития личности:
 социальное,
 творческое,
 интеллектуальное,
 общекультурное,
 физическое,
 гражданско-патриотическое развитие обучающихся.
2.6. С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно
использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или
иного вида деятельности:
 учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной
грамотности;
 с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве ОУ;
 с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
2.7. Предусмотренные на внеурочную деятельность 10 часов в неделю можно
распределить следующим образом:
Обязательная часть (для всех)
3

1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок);
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
В вариативную часть плана внеурочной деятельности целесообразно включить:
3 часа в неделю - на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках
реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов
"Орлята России");
2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников,
Юнармии, реализации проекта "Россия - страна возможностей").
2.8. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы,
обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность,
экскурсии, походы, деловые игры и пр.
2.9. В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования.
2.10. ОУ самостоятельно определяет конкретные формы и содержание организации
внеурочной деятельности, средства реализации внеурочной деятельности, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации
направлений внеурочной деятельности.
2.11. В случае, если обучающийся осваивает курсы, практику по дополнительным
общеобразовательным программам в ОУ или в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, то такие занятия засчитываются как часы внеурочной
деятельности в ОУ по соответствующему направлению внеурочной деятельности.
2.12. Зачет освоения обучающимся курсов, практики по дополнительным
общеобразовательным программам в ОУ или в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, осуществляется на основании документа об обучении,
выдаваемого по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями
самостоятельно.

4

3. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1. ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает план
деятельности, образовательные программы внеурочной деятельности.

внеурочной

3.2. План внеурочной деятельности ОУ является обязательной частью
организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы
внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела
основной образовательной программы.
3.3. План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей ОУ.
3.4. ОУ самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную
деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой
реализуемых основных образовательных программ с учетом времени, отводимого на
внеурочную деятельность на каждом уровне общего образования: на уровне основного
общего образования – до 1750 часов, на уровне начального общего образования – до 1320
часов.
3.5. Предельно допустимый объем недельной нагрузки занятий внеурочной
деятельности независимо от продолжительности учебной недели не может превышать 10
академических часов – для обучающихся, осваивающих основные образовательные
программы.
3.6. Время, отведенное на внеурочную деятельность обучающихся, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию
образовательных программ образовательной организацией. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, определяется ОУ самостоятельно с учетом запросов
обучающихся, возможностей ОУ и объема субвенций, выделенных для реализации
основных образовательных программ.
3.7. Время, отведенное ОУ на внеурочную деятельность, используется для
проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности,
реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений
театров, музеев и других мероприятий с учетом образовательных потребностей,
интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
3.8. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, ОУ
может разрабатывать с участием самих обучающихся и их родителей (законных
представителей) индивидуальные планы внеурочной деятельности.
3.9. Индивидуальный план внеурочной деятельности – план внеурочной
деятельности, обеспечивающий реализацию направления внеурочной деятельности
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося. Реализация индивидуальных планов
внеурочной деятельности сопровождается поддержкой классных руководителей ОУ.

5

3.10. Содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности
Модель плана
Содержательное наполнение
внеурочной деятельности
Преобладание
 занятия обучающихся по углубленному изучению
учебно-познавательной
отдельных учебных предметов;
деятельности
 занятия обучающихся по формированию функциональной
грамотности;
 занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
проектно-исследовательскую деятельность;
 профориентационные занятия обучающихся;
Преобладание
 дополнительные занятия обучающихся, испытывающих
педагогической
затруднения в освоении учебной программы;
поддержки обучающихся
 дополнительные занятия обучающихся, испытывающих
трудности в освоении языков обучения;
 специальные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в социальной коммуникации;
 специальные занятия обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
Преобладание
 занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
деятельности
деятельность детских общественных объединений и
ученических
органов ученического самоуправления;
сообществ
 занятия обучающихся в рамках циклов специально
и воспитательных
организованных внеурочных занятий, посвященных
мероприятий
актуальным социальным, нравственным проблемам
современного мира;
 занятия обучающихся в социально ориентированных
объединениях;
 экологических, волонтерских, трудовых и т.п.
3.11. Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план
внеурочной деятельности ОУ
Направление
внеурочной
деятельности

Рекомендуемое
Основное содержание занятий
количество
часов в неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
1
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.

Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
"Разговоры о важном"

Основная задача: формирование
соответствующей внутренней позиции
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения
в обществе.
6

Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной
истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением
к собственным поступкам.
Тематика занятий "Разговоры о важном" на 2022-2023 уч. год
Занятия
1
Основная цель: развитие способности
по формированию
обучающихся применять приобретённые
функциональной
знания, умения и навыки для решения задач
грамотности
в различных сферах жизнедеятельности,
обучающихся
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и
глобальных компетенций.
Основные организационные формы:
интегрированные курсы, метапредметные
кружки или факультативы
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные
1
Основная цель: развитие ценностного
на удовлетворение
отношения обучающихся к труду, как
профориентационных
основному способу достижения жизненного
интересов и
благополучия и ощущения уверенности в
потребностей
жизни.
обучающихся
Основная задача: формирование готовности
школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего
образования и будущей профессии,
осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей профессиональной и
внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение ярмарок профессий и
профориентационных парков.
Основное содержание:
знакомство с миром профессий и способами
7

получения профессионального образования;
создание условий для развития
надпрофессиональных навыков (общения,
работы в команде, поведения в конфликтной
ситуации и т.п.);
создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы
и возможности.
Вариативная часть
Количество часов в неделю вариативной части определяется с учетом выбранной
модели реализации плана внеурочной деятельности.
Занятия, связанные с
3
Основная цель: интеллектуальное и
реализацией особых
общекультурное развитие обучающихся,
интеллектуальных и
удовлетворение их особых познавательных,
социокультурных
культурных, оздоровительных потребностей
потребностей
и интересов.
обучающихся
Основная задача: формирование
ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного
будущего, и к культуре в целом, как к
духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России.
Основные направления деятельности:
занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных предметов
или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования или
особыми этнокультурными интересами
участников образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников,
испытывающих затруднения в освоении
учебной программы или трудности в
освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
или испытывающими затруднения в
социальной коммуникации.
Занятия,
2
Основная цель: удовлетворение интересов и
направленные
потребностей обучающихся в творческом и
на удовлетворение
физическом развитии, помощь в
интересов
самореализации, раскрытии и развитии
и потребностей
способностей и талантов. Основные задачи:
обучающихся
раскрытие творческих способностей
в творческом
школьников, формирование у них чувства
и физическом
вкуса и умения ценить прекрасное,
8

развитии, помощь
в самореализации,
раскрытии
и развитии
способностей
и талантов

Занятия,
направленные
на удовлетворение
социальных
интересов
и потребностей
обучающихся,
на педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно
с обучающимися
комплекса

2

формирование ценностного отношения к
культуре;
физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых; оздоровление
школьников, привитие им любви к своему
краю, его истории, культуре, природе,
развитие их самостоятельности и
ответственности, формирование навыков
самообслуживающего труда. Основные
организационные формы:
занятия школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских, поэтических или
писательских клубах и т.п.)
занятия школьников в спортивных
объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турниров и
соревнований);
занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев);
занятия по Программе развития социальной
активности обучающихся начальных классов
"Орлята России".
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений
- заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою
точку зрения и принимать другие точки
зрения.
Основная задача: обеспечение
психологического благополучия
обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для
развития ответственности за формирование
макро и микро коммуникаций,
складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного
влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение деятельности
Российского движения школьников и
Юнармейских отрядов;
волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, создаваемых для социально
9

мероприятий
воспитательной
направленности

ориентированной работы;
выборного Совета обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников
по вопросам управления образовательной
организацией;
Совета старост, объединяющего старост
классов для облегчения распространения
значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных
коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов);
творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в
ОУ и т.п.

4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




4.1. Реализация внеурочной деятельности осуществляется:
через часть учебного плана, сформированную отдельно в виде Плана внеурочной
деятельности;
через использование
потенциала дополнительного образования ОУ
через деятельность педагогических работников (педагога-организатора, педагогапсихолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных
характеристик должностей работников образования.

4.2. Организация внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с
Планом внеурочной деятельности, календарным учебным графиком и расписанием
внеурочной деятельности, которые утверждаются директором ОУ в начале каждого
учебного года дополнительно к основному расписанию учебных занятий.
4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составляется в
соответствии с Положением о рабочей программе.
4.4. При организации внеурочной деятельности допускается комплектование групп
обучающихся одного возраста и (или) групп обучающихся разных возрастных категорий
с учетом обеспечения их образовательных потребностей и запросов обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.5. Зачисление обучающихся в группы осуществляется на срок, предусмотренный
для реализации программы внеурочной деятельности.
4.6. В организации занятий внеурочной деятельности могут принимать участие
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, иные
10

социальные партнеры по согласованию с педагогическим работником, осуществляющим
реализацию программы внеурочной деятельности, без их включения в списочный
состав.
4.7. Для организации внеурочной деятельности в ОУ используются различные
объекты инфраструктуры: предметные кабинеты, библиотека, спортивные объекты, музей,
кабинеты для организации занятий дополнительного образования и др.
4.8. ОУ самостоятельно определяет содержание внеурочной деятельности,
осуществляет выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий
по реализуемым им программам внеурочной деятельности. Использование при
реализации программ внеурочной деятельности методов и средств обучения и
воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся, запрещается. Использование в организации
внеурочной деятельности инновационных образовательных программ и технологий,
расписания занятий, режимов занятий внеурочной деятельности возможно при
отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье
обучающихся.
4.9. Формы, методы и средства организации деятельности в программах курсов
внеурочной деятельности определяются педагогическим работником, участвующим в
разработке соответствующих программ. Особой формой организации внеурочной
деятельности является индивидуальный проект обучающихся (учебное исследование
или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся
самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в
рамках одного или нескольких направлений внеурочной деятельности в любой
избранной области (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно- творческой, иной).
4.10. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
 сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
 способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
 сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя ресурсы одного или нескольких курсов внеурочной деятельности или
направлений внеурочной деятельности;
 способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов.
4.11. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года
или двух лет в рамках времени, специально отведенного планом внеурочной
деятельности, и должен быть представлен
в виде завершенного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.

11

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Условия реализации курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать
для участников образовательных отношений возможность:
 достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы в соответствии с планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в
том числе одаренными детьми;
 развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения
социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через
организацию внеурочной деятельности;
 осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего
успешного образования и профессиональной деятельности;
 работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных
областях образовательной, творческой деятельности;
 формирования у обучающихся российской гражданской идентичности,
социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите
Отечества, службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
 самостоятельного
проектирования
обучающимися
образовательной
деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных
учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
 выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках
времени, специально отведенного планом внеурочной деятельности и (или) учебным
планом;
 развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности:
 образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной,
информационно- исследовательской, художественной и др.;
 развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и
осуществления нравственного выбора;
 формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития
опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его
среды образа жизни;
 использования
в
образовательной
деятельности
современных
образовательных технологий;
 эффективного использования профессионального и творческого потенциала
педагогических и руководящих работников образовательной организации, повышения их
профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
 эффективного управления образовательной организацией с использованием
информационно-коммуникационных
технологий,
современных
механизмов
финансирования.
6. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

12

6.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности
либо их отдельных частей ОУ может организовывать деятельность обучающихся с
использованием:
 дистанционных образовательных технологий;
 электронного обучения;
 образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники
предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных
исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и
диагностических заданий, печатные учебные издания).
6.2. В рамках курсов внеурочной деятельности ОУ вправе организовывать в
дистанционном режиме:
 проектные и исследовательские работы обучающихся;
 деятельность школьных научных обществ;
 просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей,
концертов;
 посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;
 общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и
карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных
организаций;
 просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных
достижениях науки и технологий;
 оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки
и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
 мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические
классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального
времени при помощи телекоммуникационных систем.
6.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением
дистанционных образовательных технологий ОУ самостоятельно определяет соотношение
объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических
работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий.
6.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных
образовательных технологий ОУ:







своевременно доводит до сведения родителей (законных представителей) обучающихся
информацию о правилах участия во внеурочной деятельности; сообщает расписание
запланированных
дистанционных
активностей
обучающихся,
наименования
используемых технологических платформ и ресурсов, список рекомендованных сайтов
и ресурсов;
разъясняет формы добровольного представления результатов и достижений для учета в
портфолио;
ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам курсов
внеурочной деятельности;
обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций по запросам
обучающихся и их родителей (законных представителей);
организует деятельность руководителей проектных и исследовательских работ
обучающихся;
13

оперативно информирует родителей (законных представителей) об изменениях
расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимым в режиме
реального времени;
 при использовании изданий на печатной основе обеспечивает своевременное
информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и
заданиях.


7. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех
обучающихся начального, основного и среднего общего образования.
7.2. Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной деятельности
допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели
классов, так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня образования.
При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на группы.
Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной деятельности
осуществляется приказом директора ОУ ежегодно до начала учебного года.
Наполняемость группы устанавливается содержанием программы курса.
Формирование групп для разовых и кратковременных мероприятий осуществляется
на основании плана мероприятий.
7.3. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале
учебного года заместителем директора по воспитательной работе по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима
труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором ОУ. Перенос занятий
или изменение расписания производится только по согласованию с администрацией ОУ и
оформляется документально.
7.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется
педагогическими работниками в журнале учета внеурочной деятельности.
7.5. Порядок ведения, хранения журнала учета внеурочной занятости аналогичен
правилам хранения и ведения классных журналов. Журналы хранятся в специально
отведенном для этого месте.
8.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММ

8.1. Освоение программ внеурочной деятельности должно содействовать
достижению планируемых результатов обучающихся в соответствии с реализуемыми ОУ
образовательными программами.
8.2. Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности, их
содержанию и условиям реализации должны учитывать возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся при получении общего образования, а также значимость
соответствующего уровня общего образования для продолжения обучения на следующем
уровне или для профессионального самоопределения и успешной социализации.
8.3. Результаты освоения курсов внеурочной деятельности должны отражать:
 развитие личности обучающихся средствами предлагаемого направления
внеурочной деятельности: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения,
ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и
14

коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению;
 приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной
деятельности;
 развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению
ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному
приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному
решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и
коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
 обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать
избранное направление деятельности;
 обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
8.4. Результаты освоения курсов внеурочной деятельности отражаются в
программах курсов внеурочной деятельности на трех уровнях:
1) приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни;
2) формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества
и к социальной реальности в целом;
3) приобретение опыта самостоятельного социального действия.
9. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9.1. Освоение программ курсов внеурочной деятельности, в том числе отдельной
части (модуля) или всего объема программы курса внеурочной деятельности,
сопровождается оценкой достижения планируемых результатов, проводимой в формах,
определенных планом внеурочной деятельности, и в порядке, установленном настоящим
положением.
9.2. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы
курса внеурочной деятельности, в том числе отдельной части (модуля) или всего объема
программы курса внеурочной деятельности разрабатывается автором и должна
предусматривать:
 обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения программ
курсов внеурочной деятельности;
 обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в
процессе реализации внеурочной деятельности;


использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг

друга;
использование результатов освоения программ курсов
деятельности, характеризующих уровень достижения планируемых
обучающимися, как основы для оценки деятельности ОУ.


внеурочной
результатов

9.3. Система оценки достижений результатов освоения образовательных программ
внеурочной деятельности может осуществляться на трех уровнях:

15

представление коллективного результата деятельности класса (группы
обучающихся) в рамках одного и (или) нескольких направлений внеурочной
деятельности;
 индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании личного портфолио обучающегося.
 качественная и количественная оценка эффективности деятельности в целом по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся.


9.4. Результативность реализации программ курсов внеурочной деятельности
определяется по результатам участия обучающихся в итоговых мероприятиях ОУ и (или)
выполнения обучающимися в рамках одного или нескольких направлений внеурочной
деятельности в любой избранной области (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) исследования, проекта
и т. п.
9.5. Участие в таких мероприятиях для обучающегося является обязательным и не
требует его согласия и согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
10. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10.1. Журнал внеурочной деятельности является основным документом учета
занятий внеурочной деятельности обучающимися и ведется по каждому направлению
(модулю) внеурочной деятельности отдельно. Педагогический работник, реализующий
программу курса внеурочной деятельности, фиксирует в журнале внеурочной
деятельности учет проведенных занятий. Ведение соответствующих записей
обязательно для каждого педагогического работника. К ведению журнала внеурочной
деятельности предъявляются требования, установленные соответствующим локальным
нормативным актом ОУ.
10.2. Классный руководитель осуществляет учет занятости обучающихся во
внеурочной деятельности, в том числе в других организациях.
10.3. Заместитель директора по ВР систематически осуществляет контроль за
правильностью ведения журнала внеурочной деятельности.
11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Положение вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
В случае изменения действующего законодательства, а равно иных условий,
влекущих изменение, дополнение или отмену закрепленных в нем положений,
положение подлежит пересмотру на предмет соответствия действующему
законодательству РФ.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».