Программа по абазинской литература 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5- класса составлена на основе следующих
нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г.
№442;
3.
ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4.
«О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
утвержден приказом № 602 от 31. 08.2022г.
5. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023
учебный год» утверждён приказом № 366 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и
рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом
№ 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.

2

2.Состав учебно – методического комплекса
1.

Автор учебника

Название
учебника
Ионова
А.А.,Джандарова Абазинский
Л.М, Джердисова А.М.
литература

Издательство

Год издания

ОАО «ПолиграфЮг»

2012г

Календарно-тематическое планирование по абазинскому языку в 5 классе составлено на
основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КЧР
(2022 г.)
Количество часов на первое полугодие -16;
на второе полугодие – 18
Всего – 34 часа; в неделю – 1 час
Планирование составлено на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку 1 – 11 классов (2008г.)
Учебник: Родная литература (Абаза литература) 5 класс
Авторы: Ионова А., Джандарова Л., Джердисова А.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку
1 – 11 классов (2008г.)
Наименование учебного предмета (курса) Абаза литература
(Родная литература) 5 класс
Статус учебного предмета (курса)
Объём учебного предмета

-

Обязательный

1 час в неделю

Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику « Родная литература» (Абаза
литература) 5 класс. Авторы:Ионова А.А., Джандарова Л.Б. Джердисова А.М.
составлена на основе регионального компонента государственного стандарта основного
общего образования.
3

Ведущая проблема в 5 классе — внимание к книге. Изучение литературы как искусства
слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям
посвящены структура, содержание, методика курса литературы. Предполагается три круга
чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и
речевой деятельности. Ученики 5 классов активно воспринимают прочитанный текст, но
недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени
уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной
литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
* авторов и содержание изученных художественных произведений;
* основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество,
жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение;
(начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы
(начальные представления); басня, аллегория, (начальные представления); литературная
сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие
сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; юмор; портрет, пейзаж,
литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род
литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного
произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
* воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его
элементов;
* отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,
строфа);
* видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление
(например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
* выявлять основную нравственную проблематику произведения;
* определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинноследственные связи между ними;
* прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
* воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в
произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление
авторского отношения к изображаемому;
* различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная
и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
* пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
4

* ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление,
предисловие, послесловие и др.);
* выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая
жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
* готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
* словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
* аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения
героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки;
* видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
* писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и
литературных впечатлений;
* сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
* создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному
произведению.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный
5 КЛАСС (34 часа)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (9 ч.)
Сказки. Загадки. Пословицы.
Что такое сказка? Жанры сказок. Их структура, темы, художественные особенности.
Что такое «Пословица»? Что означают поговорки?
Что такое «загадка»? Как раньше играли в эту игру.
СКАЗКИ: «Как дочь старика одолела князя» («Алыгажв йпхIа axI дшйайгIайыз»),
«Красавица и трое друзей» («АпхIвыспа пшдзи ахыгIвнбжьагIвчви»), «Богатство и ум»
(«Амлыкви акъыли»), «Старик и мурвей» («Алыгажви ахвымбырцIакIьи»), «Ласточки и
женщины» («АжвцIкви апхIвыскви»), «Трость старика» («Алыгажв йлаба»), «Кот»
(«Ацгвы»), «Гырпи – сын Дадамижа» («Дадамыжв йпаГъырпIи»), «Сын великана»
(«Айныжвпа»), «Как три брата обхитрили князя» («АхгIвайщчв аaxIдшыржьаз»), «Семь
слов» («БжьажвакI»).
ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБАЗИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (11 ч.)
М. Тлябичева «Поздняя осень» (Тлабыча Мира - «ДзынкIьаса»)
К. Баталов «Паук плетет паутину» (Батал Къасей - «Абагь йахыхитI абагьаха»)
Б. Тхайцухов «Птицы старушки» (ТхIайцIыхв Бемырза - «Атажв лцIараква»)
П. Цеков «Гуси» (Цекъва Пасарби - «Акъазква»)
К. Джегутанов «Мороз» («Джьгватан Къали - «Ашвыб»)
Ш. Физиков «Зимой» (ЧвзыкIьа ШахIымби - «Агъныла»)
Ш. Физиков «Кустарник» («ЧвзыкIьа ШахIымби - «Кбыт»)
5

М. Чикатуев «По весенней дороге» (ЧквтIу Микаэль - «АгIапын мгIвала»)
К. Джегутанов «Весна» (Джьгватан Къали - «ГIапны»)
Д. Лагучев «Лейся, дождь» (ЛагIвычв Джьамльадин - «УгIаква, аква!»)
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ (3 ч.)
М. Тлябичева «Я люблю эту землю» ( Тлабыча Мира «Бзи йызбитI сара ари адгьыл»)
З. Хачуков «Памятник отца» (ХIачвыкъва ЗамахIщари - «Аба йсин»)
К. Мхце «Сын и мать» (Мыхц Кьарим - «Ани апи»)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБАЗИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (5 ч.)
З. Хачуков «Халид» (ХIачвыкъва З. - «Халид»)
ЧвзыкIьа ШахIымби - «АчумаданчIвыхвхвыц»
Джьгватан Къали - «Абзазара агIапын»
Йуан ГIалиса - «Зпа ддухауа аба йашва»
ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
эпитет, сравнение, олицетворение, литературный язык,
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (для заучивания наизусть):
Абаза локIква (10 йайхIата).
Ажважвква. Акытчаква (гIважва-гIважва).
Мыхц Кьарим - «Май».
М. Тлябичева Тлабыча Мира - «Бзи йызбитI сара ари адгьыл».
Б. Тхайцухов ТхIайцIыхв Бемырза - «АчIвыйа Псадгьыл ззырхIвауа?»
ЛагIвычв Джьамльадин - «УгIаква, аква!»
Йуан ГIалиса «Зпа ддухауа йашва» - гIвшIчIваракI.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (8 ч)
КРУГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ:
Сказки и произведения для детей Б. Тхайцухова, Г. Ионова, Т. Табулова, Ш. Физикова, Р.
Хужева, Ф. Апсовой, М. Дагужиева.
Сказки:
ХъабыжьчкIвыни анажгIвыршIыдзи. ТIыгв В.
ХъабыжьчкIвыни айныжвкви. ТIыгв В.
Сосрыкъва амца НартыргIа йшрызгIайгхыз. Йуан ГI.
Произведения для детей:
Суфа дзыршваз апхыз. ТхIайцIыхв Б.
АкIвбыри аджьычIвцIли. Тобыль Т.
ТIатIащ. Тобыль Т.
АтшыгIв шкIвокIви КIакIани. ЧвзыкIьа Ш.
АпстIа ащтала. ЧвзыкIьа Ш.
Аба йгIахIвахра. ТхIайцIыхв Б.
Агвасри агвыжвкIри. ТхIайцIыхв Б.
ЧкIвынхъа. АхабаргIвыра «Азамат йшахв» йгIалхпI. Хвыжь Р.
ГIагвалашвахра. АхабаргIвыра «Ан лылахь» йгIалхпI. Хвыжь Р.
Адзын. Апса Ф.
ДгIайхуазтын дызбапI. Дагвжвей М.
КIана. Дагвжвей М.
ГIвзачва. Дагвжвей М.
6

Учебно-тематический план по родной абазинской литературе. 5 класс
№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Работ по
развитию
речи
1

1.

РАЗДЕЛ 1.
Введение. Устное
народное творчество.

12

2.

РАЗДЕЛ 2.Литература
XXвека

20

РАЗДЕЛ 3. Современная
абазинская литература
И того

2

Контрольных
работ

3.
1

34

7

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АБАЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5 КЛАСС.
№
уро
ка

Наименование разделов
и тем

Кол-во
часов

Календарные
сроки
план

Вид занятия

Примечание
Вид контроля

факт

РАЗДЕЛ 1.
Введение. Устное народное творчество. 12 ч.
1.

Устное народное творчество. Сказки.

1

2.

Пословицы. Поговорки.

1

3.

Загадки.

1

4.

В.Тугов. Сказка «Красавица и три
друга».
В. Тугов. Сказка «Ум и богатство».

1

5.

1
6.

В. Тугов. Сказка «Старик и муравей».
1

совершенствовани
фронтальный
е знаний и умений
опрос
совершенствовани
е знаний и умений
изучение нового
фронтальный
материала
опрос
изучение нового
индивидуальное
материала
задание
изучение нового
материала
фронтальный
опрос
изучение нового
индивидуальное
материала
задание

7.

В. Тугов. Сказка «Ласточки и
женщины».

1

совершенствовани
е знаний и умений

фронтальный
опрос

8.

В. Тугов. Сказка «Палка старика».

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Стр.3-4 прочитать.
Стр.4 выучить.
Стр.5 выучить.
Стр.13-15
прочитать.
Стр.16-17 выучить.
Стр.17-18 выучить.
Стр.18-20
прочитать.
Вопросы и задания
1-3.
Стр.20-23
прочитать.
Вопросы и задания

9.

Т.Табулов. Рассказ «Дадамыжв
йпаГъырпIи».

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

10.

В.Тугов «Сын Циклопа».

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

11.

Т.Табулов. Рассказ «Как три брата
обманули князя».

1

совершенствовани
е знаний и умений

фронтальный
опрос

12.

В.Тугов. Рассказ «Семь слов».

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

1-3.
Стр.24-30
прочитать.
Вопросы и задания
1-3.
Стр.32-40
прочитать.
Вопросы и задания
2-3
Стр.42-50
прочитать.
Вопросы и задания
3-4
Стр.51-52
прочитать.
Вопросы и задания
1-2

РАЗДЕЛ 2Литература XXвека 21ч.

13.

14.
15.

16.

Творчество М.Тлябичевой.
Стихотворение «Поздняя осень».

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Стр.53прочитать.
Вопросы и задания
1-4

ТворчествоМ. Тлябичевой.
Стихотворение «Как я люблю эту
землю». Тема любви к жизни».
К.Баталов. «Паук плетет паутину».
Тема и идея стихотворения.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Б. Тхайцухов. Рассказ «Атажв

1

Стр.54 прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.55-56
прочитать.
Вопросы и задания
2-5.
Стр.56-59

1
изучение нового
материала
изучение нового

фронтальный
опрос
индивидуальное

10

лцIараква».Композиция рассказа.

материала

задание

17.

П.Цеков. Рассказ «Гуси». Тема и идея
произведения.

1

изучение нового
материала

самостоятельная
работа

18

З.Хачуков «Халид». Идея рассказа.

1

совершенствова
ние знаний и
умений

фронтальный
опрос

19.

К. Джегутанов.Стихотворение
«Иней».Тема любви к природе.

1

изучение нового
материала

самостоятельная
работа

20.

Ш. Физиков. Стихотворение
«Зимой».Тема любви к Родине природе
и Родине.
Теория литературы. Сравнение. Эпитет.
Олицетворение. Метафора.

1

совершенствова
ние знаний и
умений
изучение нового
материала

фронтальн
ый опрос
индивидуальное
задание

22.

Ш. Физиков. «Голубой чемоданчик».
Образы героев в рассказе.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

23.

Ш. Физиков. «Кбыт». Образы героев в
рассказе.

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

24.

Тема любви к Родине в
стихотворениях М. Чикатуева
«Весенней дорогой».

1

изучение нового
материала

самостоятельная
работа

21.

1

прочитать.
Вопросы и задания
1-6
Стр.59-68
прочитать.
Вопросы и задания
1-4
Стр.68-76
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.77 прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.78 Выучить
наизусть.
Стр.79-80
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.80-86
прочитать.
Вопросы и задания
1-6
Стр.86-91
прочитать.
Вопросы и задания
1-5
Стр.91 прочитать.
Вопросы и задания
1-3
11

25.

К. Джегутанов.Стихотворение
«Весна».Тема любви к природе.

1

совершенствова
ние знаний и
умений
изучение нового
материала

индивидуальное
задание

26.

К. Джегутанов. «Приди дождь».Тема и
идея стихотворения.

1

27.

Творчество К.Мхце. Тема любви к
Родине природе в стихотворениях
«Май», «Мать и сын».
З.Хачуков «Памятник отца».Тема и идея
рассказа.

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Г.Ионов .Стихотворение «Песня отца у
кого растет сын».

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

30.

Б.Тхайцухов «Сон, из-за которого
испугался Суфа».

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

31

Ш.Физиков «Какана и белый всадник»,
«По следам росы».

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

32

Г.Ионов «Как Сосруко вернул Нартам
огонь».

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

33

Г.Ионов «Как Сосруко вернул Нартам
огонь».

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

28.

29.

фронтальный
опрос

Стр.92 прочитать.
Вопросы и задания
1-4
Стр.94 прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.99 прочитать.
Вопросы и задания
1-6
Стр. 100-104
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.105 прочитать.
Вопросы и задания
1-4
Стр.105 прочитать.
Вопросы и задания
1-7
Стр.117-130
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.143-150
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.143157прочитать.
Вопросы и задания
1-4
12

34

РАЗДЕЛ 3 Современная абазинская литература 1ч.
Повторение и обобщение изученного по
1
обобщение и
теме «Современная абазинская
систематизации
литература».
знаний

индивидуальное
задание

13

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.
5 класс тест №1
1.Арат ажваква рпны ацIлахьызква гIалкIгIа:
А) алчIвы
Б) гырраса
В) лагIвыдж
Г) джьчIвы
Д) жачIвы
Е) гьын
2. Арат ажваква рпны абнашвырква гIалкгIа:
А) тшы
Б) асльан
В) жвы
Г) квыджьма
Д) бага
Е) уаса
3. Абаза хъвмарщаквазгIвыда? Арат агIвгIвчва дрылазтын дгIарылкIгIа:
А) ЛагIвычвДжьамльадин
Б) ЧквтIу Микаэль
В) ТIыгв Владимир
Г) Мыхц Кьарим
4. Арат алокIква рыуа ТIыгв Владимир йгIвыз рылазтын йгIалкIгIа:
А) Амлыкви акъыльи
Б) Хъамы
В) АжвцIкви апхIвыскви
Д) ДунейптшагIа

5 класс тест №2
1. Арат ажваква рпны агIвнашвырква гIалкIгIа:
А) пыль
Б) хIвыс
В) мшвы
Г) джьма
Д) тен
Е) тшы
2. Арат ахъвмарщаква рыуа рыцIа бзи йубауа ахъвмарща гIалкIгIа:
А) Къваласра
Б) Кьым
В) Джьакъвыжв
Г) Тларыджа
Д) ЦIамп1ыра
3. Арат ажваква рпны чважварахъвы алазтын йгIалкIгIа:
А) Йаъухьыз
Б) Ажванахъа
В) Чвапшырахьыз
Г) Ажвалачпа
4. Абаза фольклор жанр хвыцкварыуа арат ажваква йрылазтын
йгIарылкIгIа:
А) Кытча
Б) гIахIвахра
В) Ажважв
Г) роман
Д) локI
15

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематического планирования)
Учитель: Копсергенова Ф.А.
Предмет: абазинская литература

№ урока

Класс: 5
Учебный год: 2022-2023
Даты по
основному
КТП

Тема
урока по
основному
КТП

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель_______________(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________________(ФИО
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».