Программа по абазинской литературе 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по абазинской литературе для 6-9 классов составлена на основе
следующих нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г.
№ 442;
3.
ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4.
«О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
утвержден приказом № 555 от 31.08.2022г.
5. «Об утверждении рабочей программы»приказ№ 552 от 31.08.2022г.
6. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023
учебный год» утверждён приказом № приказом № 366 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и
рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом № 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.

2

1.

Автор учебника
Джердисова А.М.
Ионова А.А.

2.

Автор
тетради

рабочей

Название
учебника
Абазинская
литература

Издательство

Год издания

ОАО «Полиграф
–Юг» Майкоп

2014г

Название
рабочей
тетради

Издательство

Год издания

Наименование учебного предмета (курса) - Абаза литература
(Родная литература) 6 класс.
Статус учебного предмета (курса) Объём учебного предмета

-

Обязательный
1 час в неделю (34 ч.)

Рабочая программа по родной литературе для 6 класса к учебнику «Родная
литература» (Абаза литература)
Авторы: Джердисова А.М.,Ионова А.А.
Программа составлена на основе регионального компонента государственного стандарта
основного общего образования.
Основная задача обучения в 6 классе – познакомить учащихся с художественным
произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как
искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений.
Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и
оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 6 классов активно воспринимают
прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно
больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению
художественной литературы.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только
определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как
процесс овладения компетенциями.
3

Это определило цель обучения литературы:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской
деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и
письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико – литературных понятий как условие
полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании
календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы, которые определяют задачи обучения:
* приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы;
* овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
* устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица,
художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
* свободному владению монологической и диалогической речью в объёме
изучаемых произведений;
* научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;
* отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
* способами свободного владения письменной речью;
* освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно –тематического
планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование
ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с
возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

4

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
* авторов и содержание изученных художественных произведений;
* основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное
народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение;
роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы
(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь;
рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в
литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет,
композиция литературного произведения; автобиографичность литературного
произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
* выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
* сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их
художественное своеобразие;
* сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их
художественное своеобразие;
* переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к
герою, жизненной ситуации;
* видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
* определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного
произведения;
* сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства
(иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной
книги);
* сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
* использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с
изменением лица рассказчика и др.);
* писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники,
журналы, автобиографии и др.);
5

* отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
6 КЛАСС (34 ч.)
.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч.)
Сказки. Загадки. Пословицы. Предания.
«Три осла трех братьев», «Слуга, заработавший за год только лук» «Девушка, которую
подняли на небеса»
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ (8 ч.)
Произведения абазинских писателей К.Джегутанова, Б. Тхайцухова, П.Цекова, М.
Тлябичевой, З. Хачукова, Ш. Физикова.
ДжьгватанКъ.Агъайбагъьараапны.
ТхIайцIыхв Б .Сылахьашта.
ЦекъваП.АйсыгIвчкIвынчва анымгIвайсуа.
ЦекъваП.ТIапIанта. –сахIаткI.
Тлабыча М. «Съатадрийыз», «АщхъадзыгIвчкIвын»
ЦекъваП.Афыр йхъацIараква.
З. Хачуков Шапка отца (ХIачвыкъва З. Аба йхъылпа.)
ЧвзыкIьаШ.ПIатIайхъацIара.
ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБАЗИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (4 ч.)
К. Мхце «Осень», К. Баталов «Берегите лес», Г. Ионов «Весна», Ф. Апсова «Жираф»
(МыхцКь.Адзын. БаталКъ.Абнашвхча. Йуан ГI.АгIапын. Апса Ф. Ажираф.)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБАЗИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (16 ч.)
М. Чикатуев, Б. Тхайцухов, Д. Лагучев, Н. Муратков, К. Мхце, М. Дагужиев, Р. Хужев, Х.
Аджибеков, Е. Шхаева, В. Копсергенова.
ЧквтIу М. ЧмазагIвра.
ЧквтIу М. Дунай птшагIа.
ТхIайцIыхв Б. «Йалам, анчвайчIвы…».
ТхIайцIыхв Б. «Абага ацIабырг»
ЛагIвычв Джь.Пасарби дуарадгIвоуын.
ЛагIвычв Джь.Амыз.
Муратыкъва Н. СгьымбахIахтI.
МыхцКь. Эльдорадо.
МыхцКь.Схъышв санкIылпшра.
МыхцКь. Асквшква сыта йгIаситI.
Дагвжвей М.Ахъи агви.
ХвыжьР.ГIвагвана.
Аджьбакь ХI. Хъамы.
Шхай К. «Ан лашва»
Къвапсыргьан В. ХIтаца.
Шхай К. Ан лашва.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (4 ч)
6

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (для заучивания наизусть):
Сказки (10 произведений).
Пословицы. Загадки (по 20 единиц).
«Дорога судьбы» (ТхIайцIыхвБемырза - «Сылахьашта».)
«Когда смотрю через окно» (МыхцКьарим - «Схъышв санкIылпшра».)
«Луна» (ЛагIвычвДжьамльадин - «Амыз».)
«Горная речка» (Тлабыча Мира - «Ащхъа дзыгIвчкIвын».)
«Песня матери» (Шхай Катя - «Ан лашва».)
«Малыш» (МыхцКьарим - «Саби».)
КРУГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ
Произведения Т. Табулова, К. Мхце, К. Джегутанова, З. Хачукова, Ш. Физикова, М.
Тлябичевой, Х. Жирова, Г. Ионова.
ТобыльТ.Дадыри аунагIвашвкIи ртурых.
Тобыль Т. Къвартпа.
ТобыльТ.Арахвхча Бати ауи йпхIа ауасахчаЗачиртурых.
МыхцКь.Саби.
Цекъва П. АмашинанкъвцагIв.
Джьгватан Къ.АцхIашвыйакIнуаща.
ХIачвыкъваЗ.АрыпхьагIвМухIарбидгIайхтI.
ЧвзыкIьаШ.Ачвгьиабзии.
Б. Тхайцухов ТхIайцIыхвБ.ГIвтгIачвакIрымадза.
ЧвквтIуМ.АндрухаййхIагIара.
ЛагIвычвДжь.Бзазара.
М. ТлябичеваТлабычаМ.АгIапынагIаталра.
МыхцКь. ГIвзаманкIайчважвитI.
МыхцКь.Ауарба.
МыхцКь. СкацацIлаква.
Джыр ХI. Надасра.
ДжьгватанКъ. АхьапщтшыгIв.
Йуан ГI. АпопиауийынхагIвы Балди ртурых.

7

Учебно-тематический план по родной абазинской литературе. 6 класс
№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Работ по
развитию
речи

Контрольных
работ

1.

РАЗДЕЛ I. Устное
народное творчество.

6

-

2.

РАЗДЕЛ II.Произведения
абазинских писателей XX
– XXI веков.

27

2

3.

РАЗДЕЛ
III.Современная
абазинская литература
1ч

1

Итого

34

4

8

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АБАЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6 КЛАСС.
№
уро
ка

Наименование разделов
и тем

РАЗДЕЛ 1.Устное народное творчество. 6 ч
1. Устное народное творчество. Сказки.

Колво
часов

изучение нового
материала

3.

Сказка «АхгIвайщчва рыхтшадакI».
Композиция.
Сказка.Ахабарква. «ГIарщ
йхъаргылы затпхIа».Сюжет
ЧикатуевМ. Сказки оХодже. «На
свадьбе».

1

6.

М.Чикатуев. Сказки оХодже.
«Болезнь».

факт

1

1

1

Примечание
Вид контроля

1

Пословицы. Загадки.

5.

план

Вид занятия

совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала
изучение нового
материала
изучение нового
материала

1

2.

4.

Календарные
сроки

фронтальный
опрос
индивидуальное
задание
фронтальный
опрос
индивидуальное
задание
фронтальный
опрос
индивидуальное
задание

7.

РАЗДЕЛ 2.Произведения абазинских писателей XX – XXI веков. 27ч
К.Джегутанов «В тылу у врага».
1
совершенствование
фронтальный
знаний и умений
опрос

8.

Б.Тхайцухов.Басни.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Прочитать стр.3-4.
Вопросы и задания.
Прочитать стр. 4-6.
Вопросы и задания.
Прочитать стр. 610.
Вопросы и задания
1-3.

Вопросы и задания
1-4.Прочитать
стр.21-33.
Прочитать стр. 3444.

Вопросы и задания
по басням.
9.

Творчество П.Цекова.

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

10.

Н.Муратков.Рассказ «Не обиделся».

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

11.

Поэзия К.Мхце.

1

совершенствование
знаний и умений

фронтальный
опрос

12.

М.Дагужиев рассказ «Голова и
сердце».

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

13.

Р.Хужев. Рассказ «Дорога».

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Х.Аджибеков Рассказ «Шуба».

1

изучение нового
материала

Тлябичева М. Стихи «Моя Родина»,
«Горный родник».

1

фронтальный
опрос
фронтальный
опрос

П.Цеков Рассказ «Герой».

1

14.
15.

16.

изучение нового
материала
изучение нового
материала

индивидуальное
задание

Прочитать стр. 4551.
Вопросы и задания
по песням.
Прочитать стр. 5152.
Вопросы и задания
по рассказу.
Прочитать стр. 5255.
Выучить стихи по
выбору
Прочитать стр. 5658.
Вопросы и задания
по рассказу.
Прочитать стр. 5865.
Вопросы и
заданияпо рассказу.
Прочитать стр. 6671.
Тлябичева М.
Стих.«Горныйродн
ик» выучить
наизусть.
Прочитать стр. 7376.
Вопросы и задания
10

17.

Физиков Ш. «Пата- герой». Г.Ионов.
Стихотворение «Весна».

1

изучение нового
материала

18

Ф.Апсова. Стихи «Жираф»,
«Трусливый Пата».

1

совершенствование
знаний и умений

19.

З.Хачуков . Рассказ «Отцова
шапка».В.Копсергенова. Рассказ
«Наша невеста».

1

изучение нового
материала

20.

К.Шхаева. Стихи «Червь и жук»,
«Колючка», «Песня матери».

1

совершенствование
знаний и умений

21.

Табулов Т. Поэма - сказка «Дадыра и
сто семей».Тестирование

1

изучение нового
материала

22.

Табулов Т. «Къвартпа».

1

изучение нового
материала

23.

Табулов Т. «АрахвхчаБатиауи йпх1а
ауасахчаЗачиртурых.»

1

изучение нового
материала

24.

Табулов Т. «АрахвхчаБатиауи йпх1а
ауасахчаЗачиртурых.»

1

изучение нового
материала

по рассказу.
самостоятельная Прочитать стр. 76работа
80.
Вопросы и задания
по рассказу.
фронтальный
Прочитать стр.82опрос
83
Вопросы и задания
1-4.
самостоятельная Прочитать стр.83работа
89.
Вопросы и задания
1-3.
фронталь Прочитать стр.90ный опрос 91.
Вопросы и задания
1-5.
индивидуальное Прочитать стр.92задание
115.
Вопросы и задания
1-5
фронтальный
Прочитать стр.116опрос
121.
Вопросы и задания
1-3
индивидуальный Прочитать стр.122опрос
134.
Вопросы и задания
1-3.
самостоятельная
работа
Прочитать стр.13411

25.

Мхце К. «Малыш». Характеристика
персонажей.

1

совершенствование
знаний и умений

26.

П.Цеков. Рассказ «Водитель».

1

изучение нового
материала

27.

Хачуков З. «Учитель
Мухарбивернулся».Тестирование

1

изучение нового
материала

28.

Ш.Физиков.Отрывокизповести
«Серебряный пояс»
(«Хорошееиплохое»).

1

изучение нового
материала

29.

Б.Тхайцухов. Отрывокизповести
«Тайна двух семей».

1

изучение нового
материала

30.

М.Чикатуев. Поэма
«АндрухаййхIгIара».Д.Лагучев
«Бзазара».

1

изучение нового
материала

31

Лирика М.Тлябичевой и К.Мхце.

1

изучение нового
материала

32

Х.Жиров.Отрывок из повести «В
поисках жизни».

1

изучение нового
материала

143.
Вопросы и задания
1-6.
индивидуальное Прочитать стр.143задание
144.
Вопросы и задания
1-2.
фронтальный
К.Джегутанов.
опрос
Отрывок из поэмы
«КIвастхахъа»
индивидуальное Прочитать стр. 155задание
161
Вопросы и задания
1-3.
фронтальный
Прочитать стр.162опрос
170
Вопросы и задания
1-3.
индивидуальное Прочитать стр.170задание
189.
Вопросы и задания
1-2.
индивидуальный Прочитать стр.189опрос
201.
Вопросы и задания
1-4
фронтальный
Прочитать стр.201опрос
211.
Вопросы и задания
1-2
индивидуальное Прочитать стр.211задание
223.
12

33

К.Джегутанов. (Отрывок из романа
«Волшебная игла») «Золотой
всадник».

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

Вопросы и задания
1-2
Прочитать стр.211223.
Вопросы и задания
1-2

РАЗДЕЛ 3 Современная абазинская литература 1ч.
34

Современная абазинская
поэзия.ЛШебзухова.

1

Задание на лето

13

Приложение
6 класс тест №1
1. Арат ажваква рпны агIвна швырква гIалкIгIа:
А) пыль
Б) х1выс
В) мшвы
Г) джьма
Д) тен
Е) тшы
2. Арат ахъвмарщаква рыуа рыцIа бзи йубауа ахъвмарща гIалкIгIа:
А) Къваласра
Б) Кьым
В) Джьакъвыжв
Г) Тларыджа
Д) ЦIамп1ыра
3. Арат ажваква рпны чважварахъвы алазтын йгIалкIгIа:
А) Йаъухьыз
Б) Ажванахъа
В) Чвапшырахьыз
Г) Ажвалачпа
4. Абаза фольклор жанр хвыцква рыуа арат ажваква йрылазтын йгIарылкIгIа:
А) Кытча
Б) гIахIвахра
В) Ажважв
Г) роман
Д) ло

6 класс тест №2
1. АхабаргIвра « Абзазара азыпшгIара» згIвыз абаза гIвгIвы дгIалкIгIа:
А) Батал Къасей
Б) Шхай Катйа
В) Джыр ХIамид
Г) Дагвжвей МухIадин
Д) ТхIайцIыхв Бемырза
2. ТIапIанта диалектла йчважвауа акытква йгIалкIгIа:
А) Къвбиналокт
Б) Хъвыжвду
В) Бибаркт
Г) Апсуа
Д) Мало-Абазинск
3. Ауыса «Сылахь ашта» згIвыз арат абаза гIвгIвчва дрылазтын дгIарылкIгIа:
А) ТобыльТольыстан
Б) ТхIайцIыхв Бемырза
В) КIьачв Адыльгьари
Г) ЛагIвычв Джьамльадин
Д) Шхай Катйа
4. Айсра амщтахь алитература йгIалалыз абаза гIвгIвчвата йудыруа гIалкIгIа:
А) ТхIайцIыхв Бемырза
Б) ЛагIвычв Джьамльадин
В) Джыр ХIамид
Г) Тобыль ИсмагIиль
Д) Дагвжвей МухIадин

15

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематического планирования)
Учитель: Копсергенова Ф.А.
Предмет: родная абазинская литература

№ урока

Класс: 6
Учебный год: 2022-2023
Даты по
основному
КТП

Тема
урока по
основному
КТП

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель_______________(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________________(ФИО)

16

Методическая литература:
Автор
1.

2.

Скрипкина В.А.

3.

Шхаева Е.М

Название

Издательс
тво
Дрофа

Литература. 6 класс:
Методические
рекомендации для
учителя.
Контрольные
и Дрофа
проверочные работы по
литературе. 5 – 8 классы.
Теория и методика
обучения родному
(абазинскому) языку

Карачаевск

Год
издания
2010

2011

2014

4.

3. Литература для учащихся

1

Автор

Название

Издательств
о

Тугов В.Б.

Память
и
мудрость Карачаевск
веков(фольклор
абазин:
жанры,темы,идеи,образы,
поэтика)

Год
издани
я
2002

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».