Программа по абазинской литературе 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному абазинской литературе для 6-9 классов составлена на
основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г.
№ 442;
3.
ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4.
«О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
утвержден приказом № 555 от 31.08.2022г.
5. «Об утверждении рабочей программы»приказ№ 552 от 31.08.2022г.
6. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023
учебный год» утверждён приказом № приказом № 366 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и
рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом
№ 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
1.

Автор учебника
Баталов К.А.

Название
учебника
Абазинская
литература

Издательство

Год издания

ОАО «Полиграф –
Юг» Майкоп

2011г

Издательство

Год издания

Издательство

Год издания

Издательство

Год издания

2.

Автор рабочей тетради

Название
рабочей
тетради

3.

Автор

Книга
учителя

4.

Автор

Учебный диск

для

2

Рабочая программа по родной литературе для 8 класса к учебнику «Родная литература»
(Абаза литература) составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку 1 – 11 классов (2008г.)
Планирование составлено на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку 1 – 11 классов (2008г.)

Количество часов на первое полугодие -16;
на второе полугодие – 18
Всего – 34 часа; в неделю – 1 час.
Учебник: Абазинская литература (Абаза литература) -8 класс
Авторы: Баталов К.А.ОАО «Полиграф-Юг» 2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку
1 – 11 классов (2008г.)
Наименование учебного предмета (курса) - Абаза литература
(Абазинская литература) 8 класс
Статус учебного предмета (курса) Объём учебного предмета

-

Обязательный
1 час в неделю (34 ч.)

Пояснительная записка 8 класс
Рабочая программа по абазинской литературе для 8 класса составлена на основании
следующих документов:
«Абазинский язык и литература»
(Программы и учебные планы) РИПКРО Государственный образовательный
стандарт.2008

3

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику
Абазинская литература. 8 класс: (Учебник для общеобразовательных
учреждений.Черкесск 1993) составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования (2009г.) и примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по абазинскому
языку 1 – 11 классов (2008г.)
Изучение литературы предполагает систематическое чтение художественных
произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса
литературы.
Предполагается три круга чтения:
- для чтения и восприятия;
- для чтения, истолкования и оценки;
- для чтения и речевой деятельности.
Ученики 7 -8 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию
прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух
и толкованию художественных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащuеся должны знать:
* авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретические понятия: народная песня, предание, аллегория; поэма, роман,
композиция, сюжет.
Учащuеся должны уметь:
• видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт
предшествующих классов;
• обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
• видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его
биографией и творчеством;
• сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходства и различия в
позиции авторов;
• выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать
индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
• сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
4

Учебно-тематический план по родной абазинской литературе
8 класс
№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Работ по
развитию
речи

1.

РАЗДЕЛ 1.
Устное народное
творчество.

3

2.

РАЗДЕЛ 2
ЛитератураXX века
РАЗДЕЛ
3.Современнаяабазинская
литература

22

4

9

2

Итого

34

6

3.

Контрольных
работ
-

1

5

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АБАЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 8КЛАСС.
№
уро
ка

Наименование разделов
и тем

Колво
часов

Календарные
сроки
план

Вид занятия
Вид контроля

факт

РАЗДЕЛ 1. Устное народное творчество. 6 ч
1. УНТ.Сказки. «Плохой и хороший».
1
2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.

УНТ. Старинные детские игры.
История рода Трамовых.
Становление абазинской
литературы. Т.Табулов. «Гвахъа».
И.Табулов «Холодное утро» .Тема и
идея произведения. История рода
Микеровых.
Х.Жиров. «Разбуженные солнцем».
Образы героев произведения.
История рода Лоовых.
П.Цеков «Гора Ахмета». Теория
литературы «Поэма».
РР.Подготовка к с сочинению «Никто
не забыт. Ничто не забыто».
РР. Написание сочинения «Никто не
забыт. Ничто не забыто».

Примечание

совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала
изучение нового
материала
РАЗДЕЛ 2. Литература XX века (28ч.+2Соч.)
1
совершенствование
знаний и умений

фронтальный
опрос
индивидуальное
задание
индивидуальное
задание

Стр.3-11 прочитать.
Стр.25-40
прочитать.
Стр.45-50
прочитать.
Стр.50-56
прочитать.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Стр.56-75
прочитать.

1

индивидуальное
задание

1

изучение нового
материала
изучение нового
материала

Стр.75-82
прочитать.
Работа над
сочинением.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос
индивидуальное
задание

Работа над
сочинением

К.Джегутанов .Тема и идея
стихотворения «Весенняя жизнь».
История рода Кячевых.
К.Джегутанов. Отрывок из романа
«Лаба» «Маленький Барцыц». Теория
литературы. Роман.

1

совершенствование
знаний и умений

фронтальный
опрос

Стр. 83-88
прочитать

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

РР.Подготовка к с сочинению
« История моего аула».
РР. Сочинение.« История моего
аула».
Б.Тхайцухов. Стихотворение «Голос
предков». Роман «Горсть земли».
Теория литературы. Тема и идея
произведения.
Ш. Физиков «Маленькие огоньки»,
«Река работала». История рода
Лафишевых.

1

урок развития речи

1

урок развития речи

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание
Письменный
опрос
Письменный
опрос

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

15.

Ш.Физиков. «Какана в гостях»,
«КIакIана и белый всадник»,
«КIакIана и волшебный конь».

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

16.

Д.Лагучев. Тема и идея
стихотворений «Если повезет»,
«Ночью мне приснился».
Д.Лагучев «Джьандра». Отрывок из
романа «Джьандра». Образ главного
героя.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Стр.88-100
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Подбор материала
к сочинению.
Дописать
сочинение
Стр.100-132
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.132-141
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.141-158
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.160-166
прочитать.

9.

10.

11.
12.
13.

14.

17.

1
изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Стр.166-178
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
8

18.

М.Чикатуев. Идея поэмы
«Урышвайгва».

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

19.

М.Чикатуев. Сказки Ходжи» Теория
литературы. Сюжет литературного
произведения.

1

изучение нового
материала

самостоятельная
работа

20

З.Хачуков «Преданность». Тема и
идея рассказа.

1

совершенствование
знаний и умений

фронтальный
опрос

21.

М.Тлябичева. Отрывок из поэмы
«Поклон тебе мир » «Родники гор».
Тема любви к Родине и жизни
«Поделила свое сердце».
История рода Клычевых.

1

изучение нового
материала

самостоятельная
работа

1

совершенствование
знаний и умений

фронтальный
опрос

К.Мхце.Тема Родины в стихах «Моя
жизнь», «Абазашта», «Дома»,
«Альдебаран»
«Голуби», «Дума», «Возвращение»,
«Мой двор».
М.Дагужиев. «Друзья». Образы
героев рассказе. Р.Хужев
«Мужество».

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Ф.Апсова. Тема и идея
стихотворений.

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

22.

23.

24.

25.

Стр.181-192
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.192-198
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.198-206
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.207-215
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.216-223
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.224-232
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.233-237
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.237-241
прочитать.
Вопросы и задания
9

1-2
РАЗДЕЛ 3. Современная абазинская литература(7Ч+2Соч.)
К.Баталов «Если я дерево не
посадил?» , «Мой Красный Восток»
«Снег шел», « Очаг», «Родник.
Основы стихосложения.Тоника.
К.Шхаева.Тема Родины в стихах
«Дороги в мой аул», «Дома», «Не
верю», «Еще раз».

1

изучение нового
материала

самостоятельная
работа

1

совершенствование
знаний и умений

индивидуальное
задание

28.

Творчество Ч.Татаршао и П. Нирова.
Рассказы «Медвежонок», «Брат и
сестра».

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

29.

Н. Муратков «Преданность Родине».
Тема рассказа. Теория литературы.
Очерк.

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

30.

В. Копсергенова. «Столетие и
женщина». Образ героини рассказа.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

31

Г.Ионов. Тема Родины в стихах
«Отчий дом», «Две строки».
М.Кишмахов «Мешок Кещифа».

1

совершенствование
знаний и умений

Письменный
опрос

32

Лирика Х. Аджибекова
.Л.Шебзухова«Мой язык»,
«Абазины», «Мой народ» «По
законам гор». Тема любви к Родине.

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

26.

27.

Стр.253258прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.258-263
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.263-281
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.282-288
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.289-302
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.302-315
прочитать.
Вопросы и задания
1-4
Стр.316-327
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
10

33

34
Итого

РР. Подготовка к сочинению « Мое
любимое литературное
произведение».
РР. Сочинение « Мое любимое
литературное произведение».

1

урок развития речи

индивидуальный
опрос

1

урок развития речи

Письменный
опрос

Написать
сочинение
Задание на лето

34

11

Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.
Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:
Ученик должен знать:
- роль родного языка как национального языка абазинского народа, отражение в
языке культуры и истории народа
- основные единицы языка, их признаки; нормы речевого этикета
- основные нормы литературного языка (грамматические, орфографические)
- основные разделы родного языка
- признаки текста, его функционально- смысловых типов
- правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными
конструкциями.
Ученик должен уметь:
- уметь передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде
- создавать письменные высказывания (кратко, выборочно, полно),составлять план
- владеть монологической речью, умением вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге( понимать точку зрения собеседника, приводить примеры,
формулировать выводы)
- конструировать предложения
с различными видами осложнения, а также
составлять схемы
- выполнять все виды разборов
- писать сочинения разных жанров

Приложение

8 класс. Тест№1
1. Арат ажваква фольклор жанр рылузтын йгIарылкIгIа:
А) агIахIвахра
Б) алокIква
В) ахабаргIвра
Г) акытчаква
Д) ажважвква
2. Ароман «Джьандра» згIвыз арат абаза гIвгIвчва дрылазтын дгIарылкIгIа:
А) Мыхц Кьарим
Б) ЛагIвычв Джьамльадин
В) ЧвзыкIьа ШахIымби
Г) ТхIайцIыхв Бемырза
Д) Джыр ХIамид
3. Арат ажваква рпны ачважвара ахъвква йрыуата чвапшырахьыз алазтын
йгIалкIгIа:
А) гIаталтI
Б) квайчIва
В) апхьагIв
Г) гIвабджьа
Д) шкIвокIва
4. Ароман «Нышв напIыкI» йалу афырхъадаква арат ахьызква рпны йгIалкIгIа:
А) Асйат
Б) Сосрыкъва
В) Къапльан
Г) Гващамыда
Д) КIавкIаз

13

8 класс. Тест№2
1. Абаза хIарыфква гIанзырша дзачIвыйа?
А) ТхIайцIыхв Бемырза
Б) Мыхц Кьарим
В) МакьарУмар
Г) Тлабыча Мира
Д) ТобыльТольыстан
2. Абаза гIвгIвчваква йрыуата Къвбинакыт йгIатадрыйыз дзачIвыйа?
А) ЧвзыкIьа ШахIымби
Б) ЛагIвычвДжьамльадин
В) ТIыгв Владимир
Г) Дагвжвей МухIадин
Д) ЧквтIу Микаэль
3. Арат агIвыраква згIвыда? Апьесаква «Зули», «Зарыльа»
А) ЛагIвычв Джьамльадин
Б) Джьгватан Къали
В) ТобыльТольыстан
Г) Къвапсыргьан Валентина
4) Ароман «Нышв напIыкI» згIвыда?
А) ТхIайц1ыхв Бемырза
Б) Мыхц Кьарим
В) МакьарУмар
Г) Тлабыча Мира

14

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным
занятиям:
Автор

Название

Издательс
тво
Дрофа

1.

Гринина А.В.

2.

Земскова А.М

Литература. 8 класс:
Методические рекомендации для
учителя.
Обучение сочинениям 5 -8 классы. Волгоград:
Учитель

Год издания
2004

2012

3.

2.Методическая литература:
Автор

Журнал «Страна Абазги».

1.
2.

Название

Шхаева Е.М.

Издательст
во
«Алашара»

Теория
и
методика Карачаевск
преподавания родного языка.

Год издания
2012-2015
2014

3.
4.

3. Литература для учащихся
Автор

Название

Издательство

1.

Копсергенова В.З.

Марамыз

Черкесск

Год
издания
2011

2.

Тугов В.Б.

Память
и
мудрость
веков(фольклор
абазин:
жанры,темы,идеи,образы,поэти
к

Карачаевск

2002

3.
15

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематического планирования)

№ урока

Учитель: Копсергенова Ф.А.
Предмет: родная абазинская литература
Класс: 8
Учебный год: 2022-2023
Даты по
основном
у КТП

Тема
урока по
основному
КТП

Дата
проведени
я
по факту

Тема
урока по
факту

Способ
Причина
корректировки корректировки

Учитель_______________(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________________(ФИО)
16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».