Программа по абазинской литературе 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по абазинской литературе для 6-9 классов составлена на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства
просвещения РФ от 28 августа 2020 г.
№ 442;
3. ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.УстьДжегуты» утвержден приказом № 555 от 31.08.2022г.
5. «Об утверждении рабочей программы»приказ № 552 от 31.08.2022г.
6. Годовой календарный учебный график работы Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.УстьДжегуты» на 2022-2023 учебный год» утверждён приказом № приказом №
366 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический
комплекс, который входит в Федеральный перечень учебников и
допущенных к использованию и рекомендован (утвержден) при МО РФ
приказом № 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
Состав учебно – методического комплекс
Учебник: Абазинская литература (Абаза литература) -9 класс
Авторы: Баталов К.А.
1.

Автор учебника
Баталов К.А.

2.

Название
учебника
Абазинская
литература
(учебникхрестоматия)

Копсергенова Ф.А. Методическое

Издательство

Год издания

ОАО
«Полиграф- 2015
Юг» Майкоп

ОАО

«Полиграф- Год
2

Шхагошева З.М.

Юг» Майкоп

пособие

издания 2019

Количество часов на первое полугодие -16;
на второе полугодие – 18
Всего – 34 часа; в неделю – 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку
1 – 11 классов (2008г.)
Наименование учебного предмета (курса) - Абаза литература
(Абазинская литература) 9 класс.
Статус учебного предмета (курса) Объём учебного предмета

-

Обязательный.
1 час в неделю (34 ч.)

Общая характеристика учебного предмета
Литература – один из главных предметов школьного образования, объединяющий
гуманитарные дисциплины. Этот предмет содействует становлению национального,
патриотического и гражданского самосознания учащегося, утверждает в нем чувство
родного языка, родной истории, родной природы, способствует эмоциональному,
интеллектуальному и эстетическому развитию школьника, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется
сущностью литературы как феномена культуры: она обладает силой воздействия на
читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой
начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На уровне
основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию
навыка осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, развитию восприятия
литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию
интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и
текстуальное изучение художественных произведений на родном языке. Каждое
произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.
Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к
человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком
культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного
произведения, формирование умения анализировать и толковать художественный текст
возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции.
3

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержанию художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Учебный предмет «Абазинская литература» тесно связан с другими учебными
предметами: родным языком, историей, географией, обществознанием. Литература
взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой,
изобразительным искусством, художественной культурой): на уроках литературы
формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Наряду с историей и
обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с
общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает
культурно-историческую память учащихся, активное отношение к действительности, к
природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество
учащихся. Умение грамотно, логично, образно изложить на родном языке свою точку
зрения (устно или письменно) является главным результатом изучения абазинской
литературы. Творческим работам различных жанров, способствующих развитию
аналитического и образного мышления школьника, должно уделяться особое внимание.
4. Цели изучения учебного предмета:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной
литературе и культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования абазинского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
* познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение
эстетического кругозора учащихся;
* практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный
текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного
произведения;
* эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний:
открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Виды контроля:
4

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица
рассказчика, художественный),
- выразительное чтение (в том числе наизусть),
- развернутый ответ на вопрос,
- викторины,
- анализ эпизода, анализ стихотворения,
- комментирование художественно текста,
- характеристика литературного героя,
- презентация проектов;
Методы обучения:
* ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
* ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
* ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;
* ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Основные содержательные линии:
- знакомство с личностью писателя;
- определение художественных особенностей произведений;
- установление взаимосвязей теории абазинской литературы с теорией русской
литературы.
В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и возвращаются забытые
имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе изучения предмета закладываются все базовые национальные ценности:
патриотизм, гражданственность, ценность жизни, добра, природы, семейные ценности,
труд и творчество, искусство и литература, духовность. Предмет способствует
формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры
межэтнических отношений, этике межнационального общения.
Место литературы в учебном плане
Примерная программа рассчитана на изучение учебного предмета «Абазинская
литература» на уровне основного общего образования в объёме 1 ч. в неделю, в каждом
классе 34 часа в год, за весь период с 5 по 9 классы – 170 часов.
В примерной программе предусмотрены часы для дополнительного чтения для
реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации
учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических
5

технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или
иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и
других эстетически значимых произведений, если это не приводит к перегрузке учащихся.
Результаты изучения предмета «Абазинская литература»
Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к малой родине, уважительного отношения к абазинской литературе, к литературе
и культурам других народов;
использование различных источников информации (словари, энциклопедии,
интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной
гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
понимание проблематики изученных произведений абазинской литературы;
понимание связи литературных произведений с историческим периодом их
написания, умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения;
владение элементарными литературными терминами;
приобщение к духовно-нравственным ценностям абазинской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное
чтение;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств родного языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания; вести диалог;
написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с
тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на
литературные и общекультурные темы.
Результаты изучения учебного курса «Абазинская литература» приведены в
разделе «Предметные результаты освоения программы учебного предмета». Требования
направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.
Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который
усваивается и воспроизводится учащимися.
6

Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах
деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять,
выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть
различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывании, диалоги,
понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с
элементами сочинения,отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
•
6 . Основное содержание учебного предмета
Систематический курс учебного предмета «Абазинская литература» в 9 классе
представлен следующими разделами:
устное народное творчество
произведения абазинских писателей
сведения по теории и истории литературы
страницы довоенной и послевоенной литературы
литература народов России
зарубежная (абхазская) литература
этнокультурный компонент
Для каждого класса дается:
– перечень произведений художественной литературы
– краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественной
своеобразие;
– изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества
писателя;
– материалы по теории представлены в каждом классе.
Устное народное творчество представлено всеми фольклорными жанрами: пословицы,
загадки, детские игры, сказки, предания, сказания, героический нартский эпос, народные
песни. В разные годы их собирали Т.Табулов, В. Тугов, В. Меремкулов.
Произведения, включенные в программу, представляют лучшие страницы
творчества абазинских писателей: Б. Тхайцухова, П. Цекова, Х. Жирова, К.Джегуатанова,
М. Чикатуева, З. Хачукова, Ш. Физикова, К. Баталова, К. Мхце, М. Тлябичевой, Ф.
Апсовой, Л. Шебзуховой, других.
Тематика произведений самая разнообразная: для детей, о природе, о любви к
Родине, о героизме народа, об истории абазин, о доброте, честности, мужестве.
В основной школе требуется освоить следующие основные теоретиколитературные понятия:
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла,
притча, басня; баллада, поэма; комедия, драма, трагедия).
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея;
автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж,
действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, композиция,
конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог,
монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф. Язык
художественного произведения.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет,
метафора, сравнение, антитеза. Ирония, юмор, сатира. Стих и проза. Основы
стихосложения.
Литература народов России представлена творчеством Али Шогенцукова, а
зарубежная литература – творчеством абхазского писателя Дмитрия Гулиа.
7

Абазинскую довоенную литературу представляют Н. Озов, М. Малхозов, И.
Табулов.
Этнокультурный компонент представлен рубриками: история моего рода – часть
истории моего народа; истории абазинских аулов.

9 АКЛАСС (сахIат 34)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ч.)
.
Аэпос «НартыргIа».
«Сосрыкъвиайныжвлашви», «СосрыкъвиСотраши», «СосрыкъвиСосранпи»,
«СосрыкъвиацыгIвхъачви», «Сосрыкъвайпсыща» - 4 сахIаткI.
АэпосамагIны. Аэпосабзазара. Аэпосаидеяхъадаква: хара-бзазара, аПсадгьылахвитнагIаазабакIра, ayaгIaрынасыпхчараагьиква. Аэпосатурасхъадаква:
Сосрыкъва, Сатаней. СосрыкъвайынцIра - бзазара. АуихъацIаратифырратийынкъвигаз,
(«СосрыкъвиСосранпи».«СосрыкъвиСотраши»).Сосрыкъвайагъачвадызрайсуаз.
АэпосапныСосрыкъвайтурасышгIарбу (йкъару, йгвыбзыгъара, йкъвышра).
Аэпос «НартыргIа» абызшва. АэпосагвацчпаалкIгIараква.
Аэпосиалитератури.
АЛ0КIКВА. АТУРЫХКВА. АХАБАРКВА
«АмариамзиpпxIa», «АтшанхчаМидпиатенгьызхакIвиртурых», «Токъвзальым»,
«ХIваджКъвапайхъацIара», «КIьауа», «Акваса» - 4 сахIаткI.
ЛокIззырхIвауа. АлокIажанрква. АшвырквайгIарыквчважвауаалокIква.
АфантастикаджьащахъвалокIква.
Авантюра локIква. АбзазаралокIквиасатиралокIкви.
ТурыхззырхIвауа. АтурыхкварпныйгIаншазийгIархъвыцызи шалу.
Хабар ззырхIвауа. АхабарахцIараква. AyaгIaахабарйшалапшуа.АлокI
«АмариамзиpпxIa».АриалокIгIазквчважвауа, фырхъадатайалу, асюжетшщаквгылу.
«АтшанхчаМидпиатенгьызхакIвиртурых». АуилокIратитурыхратийалу.
МидпайтурасышгIарбу (йфырра, йхъацIара, йхIальальра, йзахвара).
АтурыхажвларашалыхушгIанарбауа. Атурыхкварсюжетква, ркомпозиция,
рыбызшвашчпу.
АбзазараалокIква. АуатргвацчпаалкIгIараква.
Ашваквиагъыбзакви - сахIаткI.
Ашваквиагъыбзаквиртематика, ралаща. Агъыбза «Кына йпхIаМинат».
АуийгIанарбауаагIаншараква. АхIчваанхагIвчварбзазарайшалахъвмаруаз.
AyaгIaахIквиагIмыстачвийшырзаъаз.АшваагвацчпаалкIгIараква.
«АпхIвыспаФаризлгъыбза». АуийгIанарбауа, йшгIаншаз, йгIазквчважвауа, ачпаща.
Афольклоражанрхвыцква - сахIаткI.
Афольклоражанрхвыцква. Акытчаква. Ауатралаща. АуатйгIадырбауа. Ажважвква.
АуатйгIадырбауаагIаншараквиауыскви.
АкытчаквиажважвквиалитератураапныйшгIадрысабапуа.
ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА
АдильгериКешев
КIьачвАдыльгьари - «ГIвымызкIакытйштазгаз», «АхIаджьратква» - 3 сахIаткI.
XIX асквшышвАлагъьКIавкIазayaгIaдыррарылагараауысшныкъвуз. КIьачвАдыльгьари
(Къальамби) ayaгIaдыррарытрайазабакIуаздрапхъагылагIвпI. Ауийбзазара. Ставрополь
агимназияданапхьузасквшква. АуаъаштшгIайырбаз. Петербург университет
8

данапхьузасквшква. АуниверситетдызгIацIырцаз. ЙапхъахауайгIвыраква
(«ГIвымызкIакытйштазгаз», «Аджьынкварбжьамта», «Пыпха»).
АгIвгIвыйдемократизмийцIабыргыри. АхабаргIвра «АхIаджьратква», агIахIвахраква
«Атобаахъаапны», «ГIвымызкIакытйштазгаз».
КъальамбийгIвыракварпныayaгIaрыжвлара-бзазарашгIарбу(ayaгIaшдрычрынуаз,
рбзазарашхьантаз, абайачваауатрпхдзылайшбзазуз, апхIвысхвитнагIашлымамызагьиква),
ayaгIaрылахьапроблема. Къальамби – ажвларауысданкъвгагIвыпI. Агазета «Терские
ведомости» даредакторпI. КъальамбиуыстайхазийгIвыраквамагIнытайрымууи.
АБАЗИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. XX ВЕК (12 ч.)
О возникновении абазинской литературы. Первые шаги.
Первые прозаики и поэты. Довоенный период. 1 ч.
ТобыльТольыстан, МуратыкъваЧухIайыб, МалхIвазМурадин, ТобыльИсмагIиль,
ДжырХIамид, ЦекъваПасарбирпычIвгIвыраква.
АуатртемаквиргIвыщакви. Алитератураатемахъада.
АлитературайгIалалуаагIвгIвчвашIаквауыстайгIащтIырхуа, ргIвыщашаъу.
ТобыльТольыстан - «Зули», «Зарыльа» - 5 сахIаткI.
ТобыльТольыстанйбзазарийынхари. АрыпхьараауысланхаратайакIвйыршаз.
Йарыпхьагаква. Жвларауыстайхаз. ЙлитературанхараахъаъагIаджвыквылуа.
Йапхъахауайуысква. Ашваквиапьесакви («Зули», «Зарыльа»), аинсценировкаква,
агIахIвахраква. АтурыхкваразкIкIриргIацIщтри.
Адырранхараква. ТобыльТольыстан абаза литература дащатащтIацIагIвпI.
Апьеса «Зули». Ауиатема. Мазана йтурасы. ЗулилбзазараамгIва. Али, ХIапIатI,
Мыстафартурасква. АпьесауыстайахазихIлитератураапнымагIнытайамуи. АпьесаагIвыща,
абызшва.
ТобыльТольыстанйгIвыраква абаза
yaгIaркультурирлитературиртурыхапнымагIнытайрыму.
МуратыкъваЧухIайыб - «Мурат дшкомандирхаз», «Атшыпхт» - сахIаткI.
МуратыкъваЧухIайыбйынхара-бзазара. АуийгIвыраквартемаква, рыбызшва.
МалхIвазМурадин - «АнасыпамгIва» - сахIаткI.
МалхIвазМурадинйынцIра-бзазара. ЙгIвыраква. Ауатртемаква, ртурасква, ргIвыща.
УазНыхIвргIвыраква абаза литература апнымагIнытайрыму.
УазНыхIв - «Муса дшгIамгIвайсыз» - сахIаткI.
УазНыхIвйынхара-бзазара. Уыстайхаз. ЙгIвыраква. Ауатртемаква, рыбызшва.
МуратыкъваЧухIайыб, МалхIвазМурадин,
ТобыльИсмагIиль - «Азамат», «РащидйгIайхра» - 4 сахIаткI.
ТобыльИсмагIильйбзазарийынхари. АйсраапхъалайгIвызауысаква.
Айсраамщтахьйыжвларанхарийлитературанхари. Апоэма «РащидйгIайхра».
АуиуыстайгIащтIнахуа, агIвыща, йроман «Азамат». АроманйгIанарбауаазаман. Ауиатема,
акомпозиция, асюжет. АроманапхъазаманayaгIaрбзазащашгIанарбауа.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)
Абхазская литература. Из творчества Дмитрия Гулиа
Гулиа Дырмит - «КIамачIычI» йауаташIчIвараквакI - 2 сахIаткI.
АпсыуакваабазаквайрайщчвапI. ГулияДырмитйынцIрийынхари. ЙгIвыракваробзор.
Йуысаквартематика. Гулиа ажвлараауысданкъвгагIвыпI, дапхьахьапI. Ароман
«КIамачIычI». АуиагIвыща. Афырхъадаква. Атема. Апьеса «Ахвагаква» («Анауырква»),
ГулииТобыльТольыстанирынхаразлапшу.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ. (2 ч.)
Кабардинская литература. Из творчества Али Шогенцукова.
9

Учебно-тематический план по родной абазинской литературе
9 класс
№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

РАЗДЕЛ 1.
Фольклор.
РАЗДЕЛ 2.
Эпос «Нарты».
РАЗДЕЛ 3.Сказки,
рассказы. Лирические
песни.
РАЗДЕЛ 4.Литература 19
века.

2

РАЗДЕЛ 5. Абазинская
литература XX века
РАЗДЕЛ6 .Абхазская
литература
РАЗДЕЛ 7. Литература

13

2.
3.

4.

5.
6.
7.

Работ по
развитию
речи

Контрольных
работ
-

4
5

4

2

2
4

народов России (2+ 2
соч.)
Итого

34

2

1

10

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АБАЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 9 КЛАСС.
№
уро
ка

Наименование разделов
и тем

Колво
часов

РАЗДЕЛ 1. Устное народное творчество. 6 ч
1. Значение фольклора.
1
2.

3.
4.

5.
6.

Малые жанры фольклора.
Пословицы. Поговорки. Загадки

1

Эпос «Нарты». Характеристика
персонажей.
Эпос «Нарты». «Сосруко и Сотраш»,
«Сосруко и Сосранпа». Главные идеи
эпоса.

1

Эпос «Нарты». «Сосруко и шестеро
мужчин». Образ Сосруко»
Эпос «Нарты».
«СмертьСосруко».Описание
жизненного пути Сосруко.

1

1

1

Календарные
сроки
план

Вид занятия

Примечание
Вид контроля

Факт

совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала

фронтальный
опрос
индивидуальное
задание

Стр.5-10
прочитать.
Стр. 93-95
прочитать.
Вопросы и задания
1-4

РАЗДЕЛ 2. Нарты
совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала

индивидуальное
задание
фронтальный
опрос

Стр.11-22
прочитать
Стр.22—32
прочитать.
Вопросы и задания
1-5
Вопросы и задания
1-3 по тексту.
Стр. 32-42
прочитать.
Вопросы и задания
1-6

изучение нового
материала
изучение нового
материала

индивидуальное
задание
фронтальный
опрос

РАЗДЕЛ 3. Сказки. Рассказы. Былины. (4)
7.

Сказка «Дочь Солнца и Луны».
1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

Стр.51-72
прочитать.

8.

9.

10.

Сказки « Айныжвпа», «Атшанхча
Мидпи атенгьыз хакIви ртурых»
Сюжет и композиция сказки.
Рассказы - были. «Токъвзальым»,
«ХIвадж Къвапа йхъацIара».

1

совершенствование
знаний и умений

фронтальный
опрос

Стр.72-78
прочитать

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Рассказы – были «КIьауа»,
«Акваса».

1

урок развития речи

индивидуальное
задание

Стр. 78 -83
прочитать Вопросы
и задания 1-4.
Стр.83-87
прочитать Вопросы
и задания 1-3

РАЗДЕЛ 4.Литература ХIХ века (4)
11.

Лирические песни «Гващагъагъ»,
«Кына йпхIа Минат».

1

урок развития речи

Письменный
опрос

12.

А. К.Кячев. Повесть «Абреки».
Характеристика персонажей.

1

изучение нового
материала

Письменный
опрос

13.

А. К.Кячев. Повесть «Абреки».
Отношение автора к обычаям
кровной мести.
Контрольная работа по теме
«Фольклор и литература».

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

14.

Стр. 88 -93
прочитать.
Вопросы и задания
1-4
Стр.130 146прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.146-169.
Вопросы и задания
1-3.
Повторить
орфограммы

РАЗДЕЛ 5. Абазинская литература XX века

15.

Введение. Абазинская литература XX
века.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

Стр.170-174
прочитать.
Вопросы и задания
12

Жизнь и творчество Т. З. Табулова.
Научные труды Т.З.Табулова.

1

17.

Пьеса Т.З.Табулова «Зули». Образ
Мазана.

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

18.

Пьеса Т.З.Табулова «Зули».
Жизненный путь Зули и ее
становления на путь истины.
Пьеса Т.З.Табулова
«Зарыльа».Композиция и язык пьесы.
Пьеса Т.З.Табулова«Джьалдуз». Тема
и идея пьесы.

1

изучение нового
материала

самостоятельная
работа

1

совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала

фронтальный
опрос
самостоятельная
работа

21.

Творчество Ч.Мураткова. Рассказ
«Как Мурат стал командиром»,
«Атшыпхт».

1

совершенствование
знаний и умений

фронтальный
опрос

22.

М.Малхозов.Поэма «Дорога
счастья». История аула Псыж.

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

23.

Творчество Н.Озова. Рассказ «Муса
дшгIамгIвайсыз». Тема и идея
произведений Н. Озова.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

24.

Творчество И.Табулова. Роман

1

изучение нового

индивидуальный

16.

19.
20.

изучение нового
материала

1

фронтальный
опрос

1-3
Стр.175-181
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.181-190
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр.190-206
прочитать.
Вопросы и задания
1-5 по пьесе.
Стр.207-210
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр. 287 -299
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр. 300-305
прочитать.
Вопросы и задания
1-4
Стр. 305-314
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Стр. 318-332
13

«Азамат». Образ и быт горских
поселений до революции.

материала

опрос

прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр. 332-345
прочитать.
Вопросы и задания
1-4
Стр. 345-368
прочитать.
Вопросы и задания
1-10
Стр. 369 -375
прочитать.
Вопросы и задания
1-6

25.

И.Табулов «Азамат». Тема,
композиция, сюжет романа.

1

совершенствование
знаний и умений

фронтальный
опрос

26.

И.Табулов «Азамат». Система
образов романа.

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

27.

И.Табулов. «РащидйгIайхра». Тема,
композиция и сюжет поэмы. Теория
литературы. Роль литературы в
современном мире. Литература и
общество.
Введение. Абазинская литература XX
века.

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

1

совершенствование
знаний и умений

индивидуальное
задание

Стр.170-174
прочитать.
Вопросы и задания
1-3

Стр.211-248
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.248-269
прочитать.
Вопросы и задания
1-5

28.

РАЗДЕЛ 6. Абхазская литература (2ч)
29.

30.

Абхазская литература. Дмитрий
Гулиа. Дмитрий Гулиа. Роман
«КIамачIычI». Характеристика
персонажей.
Дмитрий Гулиа. Роман «КIамачIычI».

1

изучение нового
материала

самостоятельная
работа

1

совершенствование
знаний и умений

индивидуальное
задание

РАЗДЕЛ 7. Литература народов России (2+ 2 соч.)
14

31.

32.

33.

34.
Итого

Кабардинская литература. Из
творчества Али Шогенцукова.
Отрывки из романа «Къамбот и
Льаца».
Кабардинская литература. Из
творчества Али Шогенцукова.
Отрывки из романа «Къамбот и
Льаца». Характеристика персонажей.
РР. Подготовка к сочинению « Мое
любимое литературное
произведение».
РР. Сочинение « Мое любимое
литературное произведение».

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

1

изучение нового
материала

индивидуальное
задание

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос

1

совершенствование
знаний и умений

Письменный
опрос

Стр.270 -277
прочитать.
Вопросы и задания
1-2
Стр.277-286
прочитать.
Вопросы и задания
1-3
Дописать
сочинение.
Задание на лето

34

15

Приложение

9 класс. Контрольная работа №1
Йапхъахауа рхъвыхра нхара
1. Афольклори алитератури разазаъаща шваквгIашIас. Абаза фольклор
жанрта йызлахъырцауайа?
2. НартыргIа рэпос атурыхква уыс хъадата йгIащтIырхуайа? Сосрыкъва
йтурасы шгIарбу шваквгIашIас.
3. Сосрыкъва йынцIрабзазара, ауи хъацIарати фыррати йынкъвигаз
гIашвырба.
4. НартыргIа рэпос атурыхква йрыдынхалыз абаза гIвгIвчва рыхьызква
жвгIвы.
5.Кына йпхIа Минат, АпхIвыспа Фариз лгъыбза. Ашвакви агъыбзакви
ртематика, ралаща рмагIны шгIарбу гIалшвкIгIа.
6.Афольклор ажанр хвыцква шврыквгIашIас. Акытчакви ажважвкви
алитература апны йшгIадрысабапуа швгIалачважва.
7. КIьачв АдыльгьарийгIвыраква магIныта йрыму, ауи ayaгIaрыжвларабзазара шгIайырбауа швгIаквчважва.
8. КIьачв АдыльгьарийхабаргIвра«АхIаджьратква» апны агIвгIвы
йдемократизми йцIабыргыри гIашвырба.
9.Тобыль Тольыстан йдырра нхараква абаза уагIа рыхъазла магIныта йаму
гIахъшвтIы.
10.Тобыль Тольыстанйпьеса «Джьалдуз» атеми агIвыщи шваквгIашIас.
9 класс. Контрольная работа №2
ЙгIвбахауа рхъвыхра нхара

1. Абаза уагIа рэпос «НартыргIа» афырхъада Сосрыкъва хъацIарата
йгIатигаз рыуа рыцIа йхъадайа? Ауи зхъадайа?
2. Тобыль Тольыстанйпьесаква «Зули», «Зарыльа» темата йгIащтIнахуа
шваквгIашIас.
3. Муратыкъва ЧухIайыбйгIвыраква ртемаква, рыбызшва швгIаквчва.
4.МалхIваз Мурадин йгIвыраква темата йгIащтIырхуа шваквгIашIас. Ауат
гIазквчважвауа азаман йакIвшуз ауагIа ртурасква шпагIарбу?
5. Уаз НыхIв йынхара-бзазара, ауи уыста йхаз, йгIвыраква ртемаква,
рыбызшва
швгIаквчва.
1. Тобыль ИсмагIиль йроман «Азамат» апхъазаман ayaгIaрбзазаща
шгIанарбауа шваквгIашIас.
2. Тобыль ИсмагIиль йроман «Азамат» афыр хъада йтурасы
швгIалачважва.
3. Тобыль ИсмагIиль йпоэма «Ращид йгIайхра» атеми асюжети
йгIашвырба.
4. Абхаз литература йауата. Гулиа Дырмит «КIамачIычI» ароман афыр
хъада швгIалыквчважва.
5. ШогьанцIыкIв Али йпоэма «Къамботи Льаци» атема, аидея, атурасква
гIахъшвтIы.

9 класс.Тест №1. Йапхъахауа атест
1. Абаза уагIа рэпос атурых «Сосрыкъва йпсыща» згIвыда?
А) КIьачв Адыльгьари
Б) Меремкъвыль Владимир
В) Муратыкъва ЧухIайыб
17

Г) Уаз НыхIв
Д) Тобыль ИсмагIиль
2.Арат ажваква гIазлыху йзапш локIйа?
«БначвыцIа дукI апны гIвадыгь цIолакI дтабзазауа айныжвкI даъан. Зны
кыткI дагвыстI, унагIвакI дырчвнашылтIдзгъабкI (зтахIацагIа намдзаз
апхIвыспа) дырчвыгIвниган, йбзазарта дигатI.»
А. «Атшанхча Мидпи атенгьыз хакIви ртурых»
Б. «Айныжвпа»
В. «Токъвзальым»
Г. «Амари амзи рпхIа»
Д. «Сосрыкъви Сотраши»
3.Арат ажваква НартыргIа рэпос атурыхква запш гIвырайа йгIазлыху?
Сотраш атоба дхвынгылапI,
Сосрыкъва дйызпшуа дгылапI.
АпстхIва квайчIва дылагылапI.
Сосрыкъва атоба днахъаххылтI…»
А. «Сосрыкъви ацыгIвхъачви»
Б. «Сосрыкъви айныжвлашви»
В. «Сосрыкъви Сотраши»
Г. «Сосрыкъви Сосранпи»
Д. «Сосрыкъва йпсыща»
4. НартргIа рэпос атурыхква йрыдынхалыз агIвгIвчва гIалшвкIгIа:
18

А. Тобыль Тольыстан
Б. МеремкIвыль Владимир
В. Муратыкъва ЧухIайыб
Г. Йуан ГIалиса
Д. МакьарУмар
5. АхабаргIвра «ГIымызкI акыт йштазгаз» згIвыда?
А. КIьачв Адыльгьари
Б. Тобыль Тольыстан
В. Муратыкъва ЧухIайыб
Г.Гулиа Дырмит
Д. Тобыль ИсмагIиль
6. АгIахIвахргIвра «Муса дшгIамгIвайсыз» згIвыда?
А.ТобыльТольыстан
Б.Муратыкъва ЧухIайыб
В. Уаз НыхIв
Г. МалхIваз Мурадин
Д. КIьачв Адыльгьари
7. АхабаргIвра «АхIаджьратква» згIвыда?
А. МалхIваз Мурадин
Б. КIьачв Адыльгьари
В.ТобыльТольыстан
Г.Гулиа Дырмит
19

Д. ШогьанцIыкIв Али
8.Апоэма «КЪамботи Льаци» згIвыда?
А.ТобыльТольыстан
Б.Гулиа Дырмит
В. ШогьанцIыкIв Али
Г.Уаз НыхIв
Д. КIьачв Адыльгьари
9. Арат йгIарбу йрыуата Гулиа Дырмит йгIвыракI гIалшвкIгIа
А.«АхIаджьратква»
Б.«Амари амзи рпхIа»
В.«КIамачIычI»
Г. «Гващагъагъ»
Д. «Зули»
10. АгIахIвахра «Атшыпхт» згIвыда?
А.В. ШогьанцIыкIв Али
Б.Уаз НыхIв
В.ТобыльТольыстан
Г.Муратыкъва ЧухIайыб
Д. КIьачв Адыльгьари

9 класс.Тест №2. ЙгIвбахауа атест
1. Абазафольклор йапхъахауата азкIкIра йадынхалда?
А.ТобыльИсмагIиль
20

Б.УазНыхIв
В.МакьарУмар
Г.КIьачвАдыльгьари
Д.ТобыльТольыстан
2. Абаза гIвгIвчваквайрыуатаКъвбинакытйгIатадрыйыздзачIвыйа?
А. ЧвзыкIьа ШахIымби
Б. ЛагIвычвДжьамльадин
В. ТIыгв Владимир
Г. Дагвжвей МухIадин
Д. ЧквтIу Микаэль
3. Арат агIвыраквазгIвыда? Апьесаква «Зули», «Зарыльа»
А.КIьачвАдыльгьари
Б.Гулиа Дырмит
В.ТобыльТольыстан
Г.Тобыль ИсмагIиль
Д. Уаз НыхIв
4. Апьеса «Джьалдуз» згIвыда?
А.ТхIайцIыхв Бемырза
Б. МакьарУмар
В. Тобыль Тольыстан
Г. Муратыкъва ЧухIайыб
Д. КIьачвАдыльгьари
5. Абаза уагIа рэпос « НартыргIа» рфыр хъада арат ахьызква
рпныдгIалкIгIа:
21

А. Баданокъва
Б. Сосран
В. Сотраш
Г. Сосрыкъва
Д. Сатаней
Е. Тотращ
6. Арат ажваква гIазлыху запш гIвырайа?
«ДбхъацIапI», - рхIван мышвтанакI дгIаржьылтI.
Йщахвадуква тахIванащъапI?
Ймахъа дуква чIвыргъватIыгапI…
А. «Кына йпхIа Минат»
Б. «АпхIвыспа Фариз лгъыбза»
В. «Чвагъвара уарад»
Д. «АчлахIвара уарад»
7. АхабаргIвра «ГIвымызкI акыт йштазгаз» згIвыда?
А. Тобыль Тольыстан
Б. КIьачв Адыльгьари
В. МалхIваз Мурадин
Г. Уаз НыхIв
Д. Тобыль ИсмагIиль
8. Арат ажваква гIазлыху запш гIвырайа?
«ХIара абнала хIджвыквылтI. Йбылуаз акыт йгIахъыцIуаз амцабызква абна
атшпы хIнадзандзыкIьара хIымгIва гIанарылашарун. Ага сгIапсазтынгьи ацIх
шабгаз сгIвылакIгьгIахъвмстI. Акыт шшахуаз сыла йгьыцIымцIуазтI,
льажьакI змамкIва йсщыз йчIвагIагIбыжьгьи слымхIа йгьтымцIуазтI»…
22

А. КIьачв Адыльгьари «АхIаджьратква»
Б. Тобыль Тольыстан «Зарыльа»
В.Уаз НыхIв «Муса дшгIамгIвайсыз»
Г. Муратыкъва ЧухIайыб «Мурат дшкомандирхаз»
Д. Гулиа Дырмит«КIамачIычI».
9.Апоэма «Анасып амгIва» згIвыда?
А.Уаз НыхIв
Б. Тобыль ИсмагIиль
В. Тобыль Тольыстан
Г. МалхIваз Мурадин
Д. Муратыкъва ЧухIайыб
10. Арат ажваква зчIвуда?
«УпхIа арахв дашIуырпшума? УпхIа дгьрахвым, дгIвычIвгIвыспI?
Дыззырбзазуш дгIалыщталызтын дйыт, дйумрыхвгIан. Уара ахрат мгIва
сыквгылапI, сгьсудагьарым ухIвитI, ауи ахъахь упхIа хвбзила лтира
уащтапI…»
А. Тобыль Тольыстан «Зули»
Б. МалхIваз Мурадин «Анасып амгIва»
В. Муратыкъва ЧухIайыб«Мурат дшкомандирхаз»
Г. Тобыль Тольыстан «Зарыльа»
Д. КIачв Адыльгьари «ГIвымызкI акыт йштазгаз»
11.Арат ажваква гIазлыхуйзапш гIвырайа?
БнайластI, бнайластI, Къаращащ,
Къаншвоуби дхIызгIайхуазтын хIпшыпIи.
23

ДгIамихуазтын хIпны Къаншвоуби пшдза,
Уай, ахIахъвыжв агIвцнацIыкIьа хIшвырчIву.
А.«АхIаджьратква»
Б. «Зарыльа»
В.«Муса дшгIамгIвайсыз»
Г. «Гващагъагъ»
Д. «Зули»
12.Арат ажваква гIазлыхуйзапш гIвырайа?
«МгIва ауыра гIамидатI,
ДзыгIв чIыхв щардагьи дгIарылстI?
Къала щардагьи дгIарыгвстI,
Ужвый – Псадгьыл цри дазгIайхтI…
Ращидгьи мышкIы ахIа тшпсимщакIва
ТшигIвычан акIантор дазнайтI…»
А. «Гващагъагъ»
Б. «Мурат дшкомандирхаз»
В. «Зарыльа»
Г. «ГIымызк Iакыт йштазгаз»
Д. «Ращид йгIайхра»
13. Арат ажваква гIазлыху запш гIвырайа?
«Залихи сари (акIважва ахIба лыхьыз ауи акIвын) йыхIхъазыта хIгIанхатI.
Ауаса йымкъвауата Къарабахын хIахькIьала дгIайхтI…АчкIвын ажва
пшдзаквакI акIважва йлайхIвызтIхIва, лара хабартагьи дгьлымбатI.»
А. «Мурат дшкомандирхаз»
24

Б. «Гващагъагъ»
В. «ГIвымызкI акыт йштазгаз»
Г.«АхIаджьратква»
Д. «Азамат»
14. Апоэма «Анасып амгIва»згIвыда?
А. Тобыль Тольыстан
Б. МалхIваз Мурадин
В. Муратыкъва ЧухIайыб
Г. Уаз НыхIв
Д.Тобыль ИсмагIиль
15. АчIвыйа композиция ззырхIвауа?
А. АгIвгIвы йгIвыра апны йгIайырбаз абзазара агIаншаракви йапшым
атураскви композиция - хIва йапхьитI.
Б. АгIвыра ахъвква ращтацащи ауат радхIвалщи композиция – хIва йапхьитI.
В. Экспозиция, алагара, агIаншара рапхъаланарыскIьара, алгара зму
композиция - хIва йапхьитI.
Г. Хъвщардала йалата уыса квпшыра зму композиция - хIва йапхьитI.

Аджьауапква
Архъвыхра нхара архъйара дакъикъа45 гIаунатитI. АпхьагIвчва
зымгIва анхара азцIгIараква рстол йъадзхъачIву йыквызлара атахъыпI.
25

Йапхъахауа атест

ЙгIвбахауа атест 15

10 рджьауапква

рджьауапква

1. Б

1. А

11. Г

2. Б

2. Б,Г

12.Д

3. В

3. В

13.В

4. А, Б, Г

4. В

14.Б

5. А

5. Г

15.Б

6. В

6. А

7. Б

7. Б

8. В

8. А

9. В

9. А

I0. Г

I0. А

26

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематического планирования)
ФИО учителя: Копсергенова Ф.А.
Предмет: родная абазинская литература
Класс: 9

№ урока

Учебный год: 2022-2023
Даты по
основному
КТП

Тема
урока по
основному
КТП

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель_______________(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________________(ФИО)
27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».