Программа по абазинской литературе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному абазинской литературе для 6-9 классов составлена на
основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г.
№ 442;
3.
ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4.
«О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
утвержден приказом № 555 от 31.08.2022г.
5. «Об утверждении рабочей программы»приказ№ 552 от 31.08.2022г.
6. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023
учебный год» утверждён приказом № приказом № 366 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и
рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом
№ 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.

1.

Автор учебника
Дагужиев М.З.
Махожева Л.М.

2.

Автор
тетради

3.

Автор

рабочей

Название
учебника
Абазинская
литература

Издательство

Год издания

ОАО «Полиграф
–Юг» Майкоп

2011г

Название
рабочей
тетради

Издательство

Год издания

Книга
для
учителя

Издательство

Год издания

2

Рабочая программа по родной литературе для 7 класса к учебнику «Родная литература»
(Абаза литература) составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку 1 – 11 классов (2020г.)
Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с
особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы –
изображением человека. Изучение родной литературы как искусства слова предполагает
систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены
структура, содержание, методика курса литературы. Предполагается три круга чтения: для
чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; чтения и речевой деятельности.
Учащиеся 7 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию
прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух
и толкованию художественных произведений.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО
АБАЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора
(предания, пословицы, поговорки, песни (развитие представлений) ); развитие понятия»;
повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); тема и идея
произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия);
портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение
(развитие понятия); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления);
поэма (развитие понятия);
Учащuеся должны уметь:
• видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
• различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов
выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя
произведения;
• объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог
в собственном жизненном опыте;
• видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами
представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену
интонаций в речи героев пьесы;
3

• передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения,
монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении
• видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий;
формулировать вопросы к произведению;
• аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения –
от отдельного тропа до композиции и целостно воспринимать позицию писателя в
пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно
прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести,
пьесы; поставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного
рода;
• оценивать игру актеров в пределах законченнoгo эпизода;
• сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки
зрения выражения авторской позиции;
• стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
Место предмета

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
2.
Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной
программе образовательного учреждения).
3.
7 КЛАСС (34 ч.)
4.
5.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)
6.
Сказки в обработке
7.
ТобыльТольыстан. Мурат йщашихахыз.
8.
Меремкъвыль Владимир. СосрыкъвайырмцашрызгIайгыз»,
«НартыргIаБаданокъва», «СосрыкъвайахIва».
9.
10.
ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ (12 ч.)
11.
ДжырХІамид.АбзазараазыпшгІара.
12.
ЦекъваПасарби. АпшІашвара (ахабаргІвра «Ащхъарктащахахра» йгІалхпІ).
ДжьгватанКъали. АуагІарпадгьпсуам.
13.
ДжьгватанКъали. «АхьапщтшыгIв».
14.
Б. ТхайцуховТхІайцІыхвБемырза. Абзазараапа.
15.
Б. ТхайцуховТхІайцІыхвБемырза. Айсразтшынйалгаз.
16.
ЧвзыкІьаШахІымби. ГІвыджь (ахабаргІвра «Рызнамъа» йгІалхпІ).
17.
ЛагІвычвДжьамльадин. Абнахчайыладзква.
18.
ЙуанГIальиса. Май мыз Ажвба.
19.
4

20.
ТЕМА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ (5 ч.)
21.
М. ТлябичеваТлабыча Мира. Уабагвжважвауа, абзазара, уабапссгІауа?
Ащхъадзыхьква. – сахIаткI.
22.
ШхайКатйа. Смакъымцриква. – сахІаткІ.
23.
ЙуанГІалиса. ЙгІаснахІвитІсгвыабазала. Адзын.– сахIаткI.
24.
ХьызшІыц. МыхцКьарим. – сахIаткI.
25.
Абазашта. УадыргІванагьи. ЙхІымарухІабазара. Сыбызшва.
26.
Щбзыхва Лариса.- сахIаткI.
27.
28.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБАЗИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (8 ч.)
29.
ЧвзыкІьаШахІымби. Ахьырахвасурат.
30.
ЛагІвычвДжьамльадин. Насып.
31.
ГІвхІаджьратчва. ЧквтІуМикаэль
32.
ДагвжвейМухІадин. Бакьыр.
33.
КІьыщмахваМаджьид. ДжьамырзайгІагвалашвахра. ГІвсемчкІакІ.
Йудырхума?
34.
Ауасасцарыквнызсара. БаталКъасей.
35.
36.
ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
37.
Тема и идея произведения. Композиция. Лирика. Поэма. Сюжет
произведения
38.
39.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (6 ч)
40.
«МужестовКарабита» (изложение, 1 ч.)
41.
«ЗаджвгьидгьхIхъмаштылтI, закIгьигьхIхъмаштылтI» (сочинение, 1 ч.)
42.
«Ауасасцарыквнызсара» (сочинение, 1 ч.)
43.
«ХI-ПсадгьылъагIалагауа» (сочинение, 2 ч.)
44.
«Абаза литература апхьарайгIаснатыз» (сочинение, 1 ч.)
45.
46.
КРУГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ
47.
ДжьгватанКъали. Даримас (ароман «ХьапщДжьуар» йгІалхпІ).
48.
ДжьгватанКъали. Рхъвыхра (ароман «Лаба» йгІалхпІ).
49.
ЧквтІуМикаэль. АпсныамгІваквала.
50.
ЧквтІуМикаэль.Амшынмзаанур.
51.
М. ТлябичеваТлабыча Мира. Аква гІаквитІ.
52.
Б. ТхайцуховТхІайцІыхвБемырза.АгвасриагвыжвпІи.
53.
Б. ТхайцуховТхІайцІыхвБемырза. Амлыкькварбжьун.
54.
МыхцКьарим. Схакв.
55.
МыхцКьарим. Лукоян Берендей йпа.
56.
ДагвжвейМухІадин.Квашуа.
57.
ЛагІвычвДжьамльадин. Кына йпхІаМинат.
58.
ЧвзыкІьаШахІымби. ХІасанчиКъарапагви.
59.
ХвыжьРащид. Урал апны (ахабаргІвра «Ан лылахь» йгІалхпІ).
60.
КъвапсыргьанВалентина.АхІададжьадквайанырзаманыз.
61.
КъврымбайАбдулахІ. АлийМырзабакь.

5

Учебно-тематический план по родной абазинской литературе
7 класс
№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

РАЗДЕЛ 1.
Устное народное
творчество.

1

2.

РАЗДЕЛ 2.
Литература
XX века

29

3.

РАЗДЕЛ 3. Современная
абазинская литература
Итого

4
34

Работ по
развитию
речи

Контрольных
работ
-

4

1
4

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АБАЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 7КЛАСС.
№
уро
ка

Наименование разделов
и тем

Колво
часов

Календарные
сроки
план

Вид занятия
Вид контроля

факт

РАЗДЕЛ 1. Устное народное творчество. 6 ч
1. Т.Табулов. Сказка «Как Мурат
1
совершенствование
отомстил за себя».
знаний и умений
РАЗДЕЛ 2. Литература XX века (28ч.+2Соч.)
2. Х.Жиров. Повесть «В поисках
1
совершенствование
жизни».
знаний и умений
3. Цеков П. «Встреча». (Отрывок из
1
изучение нового
повести «Месть горного аула»).
материала
4.
Теория литературы.Тема, идея и
1
изучение нового
композиция литературного
материала
произведения.
5. К.Джегутанов «АугIа рпадгьпсуам».
изучение нового
1
материала
6.

К. Джегутанов «Месть».
1

7.

К. Джегутанов «Месть».

1

8.

Б.Тхайцухов «Абзазараапа».

1

9.

Тхайцухов Б. «День Победы».

1

Примечание

фронтальный
опрос

Стр.3-26 пересказ
сказки.

индивидуальное
задание
фронтальный
опрос
индивидуальное
задание

Стр.27-40
прочитать.
Стр.41-58
прочитать.
Стр.58-59
прочитать.
Стр.60-71
прочитать.

изучение нового
материала

фронтальный
опрос
индивидуальное
задание

совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала

фронтальный
опрос
фронтальный
опрос

Стр.81-91
прочитать.
Стр.92-97
прочитать.

изучение нового

индивидуальное

Стр.98-99

Стр.60-71
прочитать.

РР.Подготовка к с сочинению «Никто
не забыт. Ничто не забыто»
РР. Написание сочинения «Никто не
забыт. Ничто не забыто».

1

материала
урок развития речи

1

урок развития речи

Ш.Физиков «Рисунок». Идея
рассказа.
Ш.Физиков. Двое (Отрывок из
повести «Серебряный пояс»).

1

изучение нового
материала
изучение нового
материала

индивидуальное
задание
фронтальный
опрос

прочитать.
Дописать
сочинение
Подготовить
сообщение по
творчеству
Ш.Физикова
Стр.100-103
прочитать.
Стр.103-118
прочитать.

Ш.Физиков. Двое (Отрывок из
повести «Серебряный пояс»).
Лагучев Д. «Слезы лесника».
Композиция и сюжет поэмы.

1

изучение нового
материала

фронтальный
опрос
фронтальный
опрос

Стр120-124
прочитать.
Стр.120-124
прочитать.

1

17.

Д.Лагучев «Счастье». Идея
стихотворения.
Чикатуев М. Поэма «Два абрека».

18

Чикатуев М. Поэма «Два абрека».

1

индивидуальное
задание
самостоятельная
работа
фронтальный
опрос

19.

Теория литературы. Поэма.

1

20.

М.Дагужиев.Рассказ «Бакьыр».

1

Стр.125. Выучить
отрывок наизусть.
Стр.126-133
прочитать.
Стр.133-139
прочитать.
Вопросы и задания
по тексту
Стр.140 выучить
наизусть.
Стр.141-152
прочитать.

10.
11.

12.
13.

14.
15.

16.

1

1

1

изучение нового
материала
изучение нового
материала
изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений

задание
Письменный
опрос
Письменный
опрос

самостоятельная
работа
фронтальный
опрос

8

21.

Теория литературы.Сюжет
литературного произведения.

22.

М.Кишмахов. Рассказ
1
изучение нового
фронтальный
«Воспоминания Джемурзы».
материала
опрос
М.Кишмахов. Рассказы «Два
1
изучение нового
индивидуальный
семечка», «Помнишь?»
материала
опрос
Лирика М.Тлябичевой. «Куда
1
изучение нового
самостоятельная
спешишь жизнь, куда летишь?»,
материала
работа
«Горный родник».
К.Баталов. Стихотворение «Если бы
1
совершенствование
индивидуальное
я стал таким».
знаний и умений
задание
Шхаева Е. Стихотворение «Родные
1
изучение нового
фронтальный
мелодии».
материала
опрос
В.Меремкулов «Как Сосруко вернул
1
изучение нового
индивидуальное
Нартам огонь», «Баданокоиз
материала
задание
Нартов», «Меч Сосруко».
Лирика Г.Ионова. «Сердце
1
изучение нового
фронтальный
подсказывает на абазинском»,
материала
опрос
«Девятое Мая», «Осень».
К.Мхце «Новое имя». Тема и идея
1
изучение нового
индивидуальное
стихотворения.
материала
задание
РАЗДЕЛ 3. Современная абазинская литература (3Ч +2Соч.)
РР. Подготовка к сочинению «Моя
урок развития речи
Письменный
малая Родина» на страницах
опрос
литературных произведений.
1
урок развития речи
Письменный
РР.Сочинение «Моя малая Родина»
опрос
на страницах литературных
произведений

23.
24.

25.
26.
27.

28.

29.

30.

31

32

Л.Шебзухова.Тема и идея

1

1

изучение нового
материала

изучение нового

индивидуальное
задание

индивидуальное

Стр.153 выучить
наизусть
Стр.154-158
прочитать.
Стр.158-166
прочитать.
Стр.167-171
прочитать.
Стр.172-174
прочитать.
Стр.175-176
прочитать.
Стр.177-188
прочитать.
Стр.189-191
прочитать.
Стр.192-195
прочитать.
Дописать
сочинение
Подготовить
сообщение по
творчеству
Л.Шебзуховой
Стр.196-198
9

стихотворений «Абазашта»,
«УадыргIванагьи».
33

34
Итого

Л.Шебзухова «Наше солнце, что мы
абазины», «Родной
язык».Теориялитературы.Лирика.
Итоговая контрольная работа за 7
класс

материала

задание

прочитать

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр.198-200
прочитать

1

контроль качества
знаний и умений

Письменный
опрос

Задание на лето

34

10

Приложение
Контрольная работа №1

Рхъвыхра нхара
I. Батал Къасей йуыса «Ауасас царыквныз сара» уысхъадата
йгIащтIнахуа гIалшвкIгIа.
2. Абашта айсраДу агIан хIуагIа багъьарати хъацIарати йгIадырбаз
йгIаквчважвауа агIвыраква рыхьызква гIашвырба.
3. НартыргIа рэпос атурыхква йрыдынхалыз абаза гIвгIвчва рыхьызква
жвгIвы.
4. КIьыщмахва Маджьид йгIахIвахра «Джьамырза йгIагвалашвахра»
гIазквчважвауа йзапшзаманйа?
5.ЧквтIу Микаэль йпоэма «ГIвхIаджьратчва» темахъадата йгIащтIнахуа
швгIаквчважва.
6. КIьыщмахва Маджьид йгIахIвахра «ГIвсемчкIакI» гIазквчважвауа
йзапшзаманйа? АгIахІвахра апны агIвычIвгIвыс йъачIвагIа йазцIабыргу
дшгIарбу швгIайыквчва.
7. НартыргIа рэпос атурых Бадан йтурасы шпагIарбу?
8. Йуан ГIалиса йуыса «Май мыз ажвба» гIазквчважвауа аидея
гIалшвкIгIа.
9.Абаза уагIарэпос «НартыргIа» афырхъада Сосрыкъва хъацIарата
йгIатигаз рыуа рыцIа йхъадайа? Ауи зхъадайа?
I0. Шхай Катйа луыса «Смакъым цриква» атема гIашвырба.

Контрольная работа №2

Рхъвыхра нхара
I. Абаза уагIа рэпос «НартыргIа» афырхъада Сосрыкъва
швгIайыквчважва.
2. Йуан ГIалиса йуыса «ЙгIаснахIвитI сгвы абазала» йалу ажваква
«Йыркьахв гIапныта уыдзын. Ауаса ухъахв уымрыдзын» - йгIаныцIуа
шпагIашвгвынгIвуа?
3. Мыхц Кьарим йуыса «ХьызшIыц» апны зкыти зуагIи хъачвамщара
рзызчпахыз агIвычIвгIвыс дшгайырбауа гIалшвкIгIа.
4. НартыргIа рэпос йауата атурыхква рыхьызква гIащаквшвыргыл.
5. Алитература гIвыра апны сюжет ззырхIвауа ачIвыйа?
6. КIьыщмахва Маджьид йгIахIвахра «Джьамырза йгIагвалашвахра»
гIазквчважвауа йзапшзаманйа?
7. Щбзыхва Лариса луыса «УадыргIванагьи» гIазквчважвауа
гIалшвкIгIа.
8. Щбзыхва Лариса луыса«ЙхIымару хIабазара» уыста йгIащтнахуа
швгIаквчважва.
9. Щбзыхва Лариса луыса «Абазашта» гIазквчважвауа атеми аидеи
шпагIашвгвынгIвуа.
I0. Лирика амагIны гIащаквшвыргыл.
II.ТобыльТольыстан йынцIра-нхара ауагIа рыхъазла магIныта йамайа?
МагIныта йамаз гIазырбауа шваквчважва.
I2. Джыр ХIамид йхабаргIвра «Абзазара азыпшгIара» афырхъадаква
гIалшвкIгIа.
I3. АгIвыра атеми аидеи рмагIны гIащаквшвыргыл.
I4. Джьгватан Къали йроман «Ламбагвыр» йгIалху ашIчIвара
«Щахахра» фырхъада йтурасы швгIаквчважва.
I5. ТхIайцIыхв Бемырза йгIахIвахра «Абзазараапа» гIазквчважвауа
гIашвырба.

I6.ТхIайцIыхв Бемырза йуыса «Айсра зтшын йалгаз» амагIны
гIащаквшвыргыл.
I7. ЧвзыкIьа ШахIымби йгIахIвахра «Ахьырахв асурат» темата
йгIащтIнахуа гIалшвкIгIа.
I8. ЛагIвычв Джьамльадин йуыса «Абнахча йыладзква» апны
ашIырпшырата йалу жвгIвы.
9.ЧквтIу Микаэль «ГIвхIаджьратчва» йалу атурасква злапшым
гIашвырба.
I0. Дагвжвей МухIадин йгIахIвахра «Бакьыр» ззынарху запшзаманйа?
II.КIьыщмахва Маджьид йгIахIвахраква рпны гIвычIвгIвысагIара
шгIарбу швгIаквчважва.
I2. Тльабыча Мира луысаква алкIгIара хцIарата йрыму гIашвхIва.
I3. Батал Къасей йуыса «Ауаса сцарыквныз сара» идейа хъадата
йамайа?
I4. Шхай Катйа луыса «Смакъым цриква» абаза макъымква
йшпагIарыквчважвауа?
I5. Абаза уагIа рэпос «НартыргIа» йалу афырква рыхьызква жвгIвы.
I6. Меремкъвыль Владимир йтурыхква рпны НартыргIа Сосрыкъва
дшпагIарбу? Афырхъада Сосрыкъва швгIайыквчважва.
I7. Йуан ГIалиса йуысаква темата йгIащтIырхуайа?
I8.Мыхц Кьарим йуыса «ХьызшIыц» атеми аидеи гIалшвкIгIа.
I9. Щбзыхва Лариса луысаква темата йздынхалуа ачIвыйа? Ауи
луысаква алкIгIара хъадата йалу ачIвыйа?
20. Лирика ззырхIвауа швгIаквчважва.

13

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к
учебным занятиям:
Автор

Название

1.

Тугов В.Б.

2.

Пазова Р.Х.

Память и мудрость
веков(фольклор абазин:
жанры,темы,идеи,образы,поэ
тика)
Журнал «Абазги»

3.

Копсергенова Ф.А.

Журнал «Марамыз»

Издатель
ство
Карачаевс
к

Год
издания
2002

Черкесск

2012

Черкесск

2009-2015

14

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематического планирования)
Учитель: Копсергенова Ф.А.
Предмет: родная абазинская литература

№ урока

Класс: 7
Учебный год: 2022-2023
Даты по
основному
КТП

Тема
урока по
основному
КТП

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель_______________(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________________(ФИО)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».