Программа по абазинскому языку 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5- класса составлена на основе следующих
нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г.
№442;
3.
ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4.
«О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
утвержден приказом № 602 от 31. 08.2022г.
5. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023
учебный год» утверждён приказом № 366 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и
рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом
№ 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.

1.

Автор учебника
Джердисов М. Клычев Р.
Табулова Н.

2.

Автор
методического
пособия
Джердисов М.

Название
учебника
Абазинский
язык. Практика.
5кл
Название
учебника

Издательство

Издательство

Год
издания

Абазинский
язык. 5кл

Черкесск

2020

Черкесск

Год
издания
2017.

Состав учебно – методического комплекса
2

Родной язык. Учебник за 5 класс
Авторы: Джердисов М.Х., КлычевР.Н.Табулова Н.Т.
Календарно-тематическое планирование по абазинскому языку в 5 классе составлено на
основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КЧР
(2022 г.).Данное тематическое планирование имеет познавательно-тематическую
направленность в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по
абазинскому языку, Примерной программы по абазинскому языку для
общеобразовательных учебных заведений (1 – 11классы)
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность
и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере
учения, познания, профессионально-трудового выбора и личностного развития. Это
предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной
личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном
обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы
реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной
личности путем включения его в различные виды человеческой деятельности: учеба,
познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие,
ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и
системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения
компетенциями.
3. Цели обучения:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательного
отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение абазинским языком; готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом
самосовершенствовании;
• освоение знаний об абазинском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах литературного
языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
3

осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитие и функционировании;
• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях
общения; основными нормами абазинского языка; формирование способностей к анализу
и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
• освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Виды контроля: контрольный диктант, словарный диктант,
сочинение, изложение, проверочная работа, тестирование
4.Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
- определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий,
орфографических и пунктуационных правил.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя
главными членами) – синтаксически; составлять простые и сложные предложения
изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;
- пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы родного языка в пределах изученного материала;
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы;
- находить орфографические ошибки и исправлять их;
4

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в
5 классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками
препинания,
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии
с изученными правилами.
По связной речи:
- определять тему и основную мысль текста;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами
описания предметов, животных);
- составлять простой план исходного и собственного текста;
- писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях
из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по
картине;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с
изученным языковым материалом);
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в
текстах разного содержания;
- грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в
устной и письменной речи;
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, и толковыми словарями.
Метапредметные связи:
* Русский язык
* история
* ИЗО
* музыка
5. Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.
5

Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:
Ученик должен знать:
- роль родного языка как национального языка абазинского народа, отражение в
языке культуры и истории народа
- основные единицы языка, их признаки; нормы речевого этикета
- основные нормы литературного языка (грамматические, орфографические)
- основные разделы родного языка
- признаки текста, его функционально- смысловых типов
- правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными
конструкциями.
Ученик должен уметь:
- уметь передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде
- создавать письменные высказывания (кратко, выборочно, полно),составлять план
- владеть монологической речью, умением вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге(понимать точку зрения собеседника, приводить примеры,
формулировать выводы)
- конструировать предложения
с различными видами осложнения, а также
составлять схемы
- выполнять все виды разборов
- писать сочинения разных жанров
Учебно-тематический план по родному абазинскому языку
5 класс
№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Работ по
развитию
речи

Контрольных
работ

1.

РАЗДЕЛ I.
Повторение изученного за
1-4 классы.

4

2

-

2.

РАЗДЕЛ II. Фонетика.

12

3.

РАЗДЕЛ III. Лексика.

15

2

1

РАЗДЕЛ IV
Морфология.

37

3

2

Итого

68

7

4

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5 КЛАССЕ
6

Количест
во часов

№ занятий

Наименование разделов и
тем

Календарные
сроки
план

Вид занятия

Вид контроля

Обобщение
и
систематиза
ции знаний

Устный опрос

Примечани
е

факт

Повторение (4ч.)
1.

Повторение.Предложение.

1

Стр.3,упр.2
.

2.

Повторение.Предложение

1

обобщение и
систематиза
ции знаний

Письменный
опрос

Стр. 4
Упр.5.

3.

РР.Подготовка к
сочинению «Мои летние
каникулы».

1

урок
развития
речи

Письменный
опрос

Дописать
сочинение.

4.

РР.Сочинение «Мои летние
каникулы».

1

урок
развития
речи

Письменный
опрос

Повторить
орфограмм
ы

5.

Фонетика. Гласные и
согласные звуки.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.11,
упр.19

6.

Фонетика. Гласные и
согласные звуки

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.12,
упр.21.

изучение
нового
материала

Устный опрос

Стр.14,
упр.24

7.

1

Слоги и букв
1

8.

Алфавит.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.5,
упр.28

9.

Заглавная буква.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.17,
упр.30

10.

Классификация согласных

изучение

Письменный

Стр.20.
7

букв.

11.

12.

13.

14.

15.

16

Классификация согласных
букв.
Правописание удвоенных
согласных с гласными
буквами.

1

1

1

Правописание удвоенных
согласных с гласными
буквами.

1

Слог. Правила переноса
слова.

1

Контрольный диктант
«АдзынцIыхъва».
Анализ контрольного
диктанта.Ударение.

1
1

нового
материала

опрос

изучение
нового
материала

Устный опрос

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

изучение
нового
материала

Устный опрос

изучение
нового
материала

Устный опрос

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.29.

контроль
качества
знаний и
умений

Письменный
опрос

Повторить
орфограмм
ы.

Письменный
опрос

Стр.41.Упр
79

Стр.42.Упр
82.

Упр.34
Стр.21.
Упр.36
Стр.26
Упр.46
Стр.27.
Упр.48
Стр.27.
Упр.50

Упр.54

РАЗДЕЛ III.(10+5к) Лексика. 15
17.

Анализ контрольного
диктанта. Лексика.
Значение слова

1

18.

Многозначные слова.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

19.

Синонимы.

1

изучение
нового
материала

Устный опрос Стр.45.У
пр.92

20.

Омонимы.

1

изучение

Устный опрос

изучение
нового
материала

Стр.48.Упр
8

нового
материала
21.

Антонимы.

1

22.

РР.Подготовка к
сочинению «Моя семья»

1

23

РР. Сочинение «Моя
семья»

24

25

26

изучение
нового
материала

.99.
Устный опрос Стр.49.Упр
105.

урок
развития
речи

Письменный
опрос

1

урок
развития
речи

Письменный
опрос

Архаизмы.

1

изучение
нового
материала

Устный опрос

Стр.53.
Упр.118.

Архаизмы.

1

совершенств
ование
знаний и
умений

Устный опрос

Стр.54.

совершенств
ование
знаний и
умений

Устный опрос

Неологизмы.

1

Дописать
сочинение.

Повторить
орфограмм
ы.

Упр.119.
Стр.53.
Упр 120.

27

Контрольный диктант
«ТобыльТольыстан».

1

контроль
качества
знаний и
умений

Письменный
опрос

Повторить
орфограмм
ы.

28

Анализ контрольного
диктанта. Повторение по
теме «Лексика».

1

совершенств
ование
знаний и
умений

Письменный
опрос

Стр.54
Упр.122.

29

Повторение по теме
«Лексика».

1

совершенств
ование
знаний и
умений

Устный опрос Стр.54.
Упр.119.

9

30

31

РР.Подготовка к
изложению «ЧIарачIа».

1

РР.Изложение
«ЧIарачIа».

1

урок
развития
речи

Письменный
опрос

урок
развития
речи

Письменный
опрос

Стр.55
Упр.124.
Дописать
изложение

РАЗДЕЛ IV . Морфология. 37
32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

Морфология.Части слова.

Корень слова.

Корень слова

Суффикс.

Суффикс.

Приставка.

Приставка.

Сложные слова

1

1

1

1

1

1

1

1

изучение
нового
материала

Устный опрос Стр.62.

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

совершенств
ование
знаний и
умений

Устный опрос Стр.65.

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.66.

совершенств
ование
знаний и
умений

Письменный
опрос

Стр.67.

изучение
нового
материала

Устный опрос Стр.69.

совершенств
ование
знаний и
умений

Письменный
опрос

Стр.70.

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.72.

Упр.148.
Стр.64.
Упр.152.

Упр.155.

Упр.158.

Упр.161.

Упр.163.

Упр.166.

Упр.174.

10

40.

Сложные слова.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.74.
Упр.178.

41.

РР. Подготовка к
сочинению «Роль книги
в жизни человека»

1

урок
развития
речи

Письменный
опрос

Дописать
сочинение

42.

РР. Сочинение «Роль
книги в жизни
человека»

1

урок
развития
речи

Письменный
опрос

Повторить
орфограмм
ы

43.

Повторение по теме
«Морфология».

1

контроль
качества
знаний и
умений

Письменный
опрос

Стр.78.Упр
.188.

44.

Повторение по теме
«Морфология».

1

совершенств
ование
знаний и
умений

Письменный
опрос

Стр.79.Упр
.190.

45.

Части речи. Имя
существительное.

1

изучение
нового
материала

Устный опрос Стр.82-83.
Упр.195.

46.

Имя существительное.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.83.
Упр.197.

47.

Собственные и
нарицательные имена
существительные

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.84.
Упр.199.

48.

Собственные и
нарицательные имена
существительные

1

совершенств
ование
знаний и
умений

Письменный
опрос

Стр.85.
Упр.201

49.

РР.Подготовка к
изложению «Хвыта
йблахъква»

1

урок
развития
речи

Письменный
опрос

Дописать
изложение

50.

РР.Изложение «Хвыта

1

урок
развития

Письменный
опрос

Повторить
орфограмм
11

речи

йблахъква»

ы

51.

Собственные и
нарицательные имена
существительные

1

совершенств
ование
знаний и
умений

Письменный
опрос

Стр.86.
Упр.203

52.

Класс имен
существительных.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр. 89.
Упр.208.

53.

Класс имен
существительных.

1

совершенств
ование
знаний и
умений

Письменный
опрос

Стр.89.
Упр.209

54.

Класс имен
существительных.

1

совершенств
ование
знаний и
умений

Письменный
опрос

Стр.90.
Упр.211.

55.

Префиксы имен
существительных.

1

изучение
нового
материала

Устный опрос Стр.91.
Упр.212

56.

Префиксы имен
существительных.

1

обобщение и
систематиза
ции знаний

Письменный
опрос

Стр.91-92.
Упр.215.

57.

Классификация имен
существительных.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.94.
Упр.218

58.

Классификация имен
существительных.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Повторить
орфограмм
ы.

59.

Контрольный диктант
«Йуан ГIалиса».

1

контроль
качества
знаний и
умений

Устный опрос

Стр.97.Упр
.223.

60.

Анализ контрольного
диктанта. Число имен
существительных.

1

изучение
нового
материала

Устный опрос

Работа по
тексту
изложенен
ия

61.

РР. Подготовка к
изложению «Квыджьма»

1

урок
развития
речи

Письменный
опрос

Написание
изложения.
12

62.

РР.Изложение
«Квыджьма».

1

урок
развития
речи

Устный опрос Стр.101102.
Упр.236.

63.

Способы образования
имен существительных.

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Стр.102.
Упр.237

64.

Правописание имен
существительных

1

изучение
нового
материала

Письменный
опрос

Повторить
орфограмм
ы.

65.

Повторение изученного.
«Фонетика. Лексика».

1

обобщение и
систематиза
ции знаний

Устный опрос Стр.5556.Упр.123
.

66.

Повторение изученного о
теме «Морфология».

1

обобщение и
систематиза
ции знаний

Устный опрос Стр.69.Упр
.163

67.

Итоговый контрольный
диктант «ЙпссгIауа
атен».

1

контроль
качества
знаний и
умений

Устный опрос Повторить
орфограмм
ы

68.

Повторение и
систематизация
изученного за 5класс

1

обобщение и
систематиза
ции знаний

Устный опрос

Итого

68

13

Приложение
5класс. Контрольный диктант №1.
АдзынцIыхъва
Абна апны агъны ахъазла фачIвы зрыхIазыруа ашвырква, руысква гьгвымхам
адзынцIыхъва агIангьи. Ауат рыгIвараква, анахьанат ркъачIвахыртаква фачIвыла
йчIвыпIта, йъашварацуа закIы йанйарыгьи йырфитI, йанымйарыгьи, адзынцIыхъви агъни
йрызхъуш фачIвы ъазыркIхьу йгIалцIла ргвы бзита йныкъвитI. Амшвква, агIащыщква
ашIапхараква рпны йхъвмаритI, ауаса рыгIвараква тшгьырчвдрыхъарум. Апыжвбанагьи
ацIлабыгъь пхаква агвыр хъвцквала тшрыланарблыгьумца йазнагитI, агъныла пхапI ауат
рыцIахь.
АдзынцIыхъва йалагитI агъныцIсра тшазадзымгалуа ашвырква ргвыргIвара. Ауат
йырдыритI, ацIлабыгъьквагьи, йгIанхаз ашвырквагьи анахьанат афачIвквагьи асы
йшхънагIва хуаш йгьи ахьта ймлащиуа йыхъазла йшчвгьу.(71)
(ЧвзыкIьа ШахIымби)

Контрольный диктант №2

ТобыльТольыстан
Абаза литература ащатащтIацIагIв, йапхъахауата абазаква ршIалахIвара азкIкIра
джвыквызцIаз, абаза йгьи къабард бызшвалаква апхьагакви ахIарыфкви алазцIаз Тобыль
Тольыстан асквш 1879 агIан АлбыргIан кыт дйытI. Ауи дгIазлыцIыз ауагIахъа дырра
рауырныс швабыжта йтахъын, йылшуз закIгьи ахъазла йыгьгIанийымжьтI. Тольыстан
алфавит, апхьагаква йалайц1уз йахъазымкIва, йхъатала арыпхьагIвтагьи сквшщарда
дынхатI. Ауи йпьесаква «Зули», «Заральа», «ФатIимат»; азкIкIра «Абаза турыхква»;
ажважвква, акытчаква, «НартргIа рхабарква» къару щарда рыдигалтI. Ашвъабгъьы
йанылуа шымдзуаз дыруаз ахъацIа гвыбзыгъа аугIа ршIалахIвара азикIкIуан, апхьагаква
алайцIун. (67)

5 класс. Контрольный диктант №3
Йуан ГIалиса
Зажва пчарахIу абаза уысагIв Йуан ГIалиса асквш 1943, октябрь а 19 ТIапIанта
кыт дйытI. ГIалиса йаба айсра даладзтI. Ауи дшсабийыз абзазара абаргвыраква зымгIва
йыршыштI. Ага ауаса йаъазтынгьи, адырра, апхьара дазгIашыкъта дгIадзынгылуан.
БыжькласскI дангIарылга, Черкесск город апны ауыхвара училища дапхьатI. Ауи
хIкъраль шIыпIа щарда гIамидатI, тыдзщарда йуыхватI. «ЗымгIва алауцIарыквын,
кыткI надзушзапI»,- йхIвитI ГIалиса.
Йуан ГIалиса дхвыцын йгIашIарышвта ашIалахIвара бзи йбун, ййрдыруан,
дашIамсуата йхъа дадынхалуан. ГIалиса абзазара апны даззычпам гьаъам, ауаса ауысара
зымгIва рацкIыс бзи йбитI йгьи йгIадахIвитI. Ауи йазкIкIраква «Садгьыл ашваква»,
«АгIвычIвгIвыси ахъацIари», «Абзазара ахIврапшдзаква» йырну ауысаква апхьагIвчва
бзи йырбитI. УахьчIвала ГIалиса йымч тапI, дынхитI, дыршIыйитI .

Итоговый контрольный диктант №4.
ЙпссгIауа атен.
Съацушыз снадзатI.ЦIхъва змамызшва тшызчпуз сымгIва цIагIв ауыра бнала йкIвыршата
кытхвыцкI сналанадатI. ХъвлагIанцIакI сгIамгIвайстI, ауаса зджьарагьи сыла
йгьгIацIамшватI йпссгIауа ззырхIвауа атен.
Ай, йзачIвытагьи йызбара стахъыйа ауи; саргьи «псхIауышвхIа щарда гIбахьатI»-хIва
хабар зхIваквауа рапшта зджьара тшаласыртшхъвушын.
ЙгьамуытI суысква. ЦIабыргыта,сара йпссгIауа тен збарныс гьакIвмызтI
сызджвыквлыз,нбжьагIвыгIа борчын сджвыквызцаз-сынбжьагIв ауи ашIнатла днанагата
рхIван,ауи сизыпшгIун.ДгьсмаутI ауыгьи. ГIвымызкI райхIа сыззыпшгIаз сынбжьагIв
зтшын дгIасауыз акIвпI йпссгIауа атенгьи сананйа. Абар ауи шцаз.Асы уымъашIахIвара
йгIагIвсуан, амгIва утыцIта амаль гьамамызтI.Тшыджьанахла сызламгIвайсуаз амгIва
апны гIвджьанахкI гьзагIвымсуазтI.

(ЧвзыкIьа ШахIымби)

17

Изложение – 5 класс. Текст№1
ЧIАРАЧIА
ХIамзат йалаша ауырата, ахъапахь йачIва шкIвокIва алачIвата, йхIагIата, акIвын
йшаъаз. ГIврала тшыкI гьамрыпIатIауазтI. Дарыкъвактдза хъвмарракI гьагIвымсуазтI кыткытла йъаламцуз. ЙъакIвызлакIгьи абаракъ йара йгIанагуан. Ахъвмарраквагьи баз йаста
йгIапырагылыргьи атдзы йырчвнашылуан. Райша йщтIалуа йкIылкIвыруан, рахIа
йырчвнашылуан. КIара ацрахIвата къвабызи кIыжкIыжи йаназасуаз тIыркъа-тIыркъа –
хIва ащапIква апщбагьи щтIнахуамца йъагылаз йатымпауата йгIахIвуан! Йабадза хIайуан
мчыз ауи!
Йабадзагьи хIайуан гвыбзыгъаз! Зайыкъва дтырган Жаква тацакI дыргун. Уаридада
рхIвауа, къвабызи кIыжкIыжи ахъдырцуа нырчвла йымгIвайсуан. А-ЧIарачIа ауи анагIа
йахътI, йызладхIвалаз шIначIватI, адзыгIвгьи йырын йрыщталтI.
ХIамзат йанйархIв дхъыччан хабаргьи йгьйымбатI.ХымшкIы анцIы атшы йапшым
асхъа пшдзаква ацрахIвата йгIардхтI. ЙшырхIвахызла, а-ЧIарачIа адзы йырын афайтон
йащталтI. КъасейхIабльа йаннадза: «Абазаква р-ЧIарачIа гIайитI», - рхIватI атшы зынла
йыздырыз. Ауи йащталтI, боракI йтарцан йгIаркIытI. Зхъагвы аквыз заджвы даквчIван
ахымшкIгьи атацанадлра йгIадырхIвуа тшуратлас йдрыхъвмаруа йрыман.
Атшнацылраквагьи йара райгIайтI, атшрыгIвраквагьи йара райгIайтI. Атшы ауаса йарайара ахъвмарра йъацаз, йгIатнагаз зымгIва шацрахIваз йызчIвыз йызгIардхтI.

18

Изложение – 5 кл. Текст№2.
ХВЫТА ЙБЛАХЪКВА
Ачуан гьажьычкIвын абах гIахъычитI, аблахъ нхагIвы тIыгв-тIыгв! – хIва абаста
хъыннархIвитI.
«Сблахъ гвыбзыгъа хвыц ужвжвы ТIульа хъагIадза уарчуштI, йпхапхауа абаста
унарыфуаштI», – дымшыркъвитI нана, йгвжважвауа йгIагIвнапалыз лпа йпа дгIайпшуа.
Ажьрыдзи абаста пхи йгвы анрызчIвара ТIульа бзи йбалитI йанду Джьансарей
лхабарква дрыздзыргIвныс. УахьчIва Шармат Хвыта йхабар гIалрахатI:
– Акыт заджвы йапшымкIва Хвыта амшIы дазъазан. АпхIвысква шабгу
йырзичпазапI ари апш аблахъ чкIвынква. Йара Хвыта рыцхIа адуней йхIваджьищтара
щарда цIитI. Ауаса Гвымлокт унагIвакIгьи гьаъамзапI ауи йчпаз аблахъкви,
амшIкIвпIикви, амшIмхIачIвакви уыжвгIандзара йынкъвзымгауа. ЙтхIвыса чкIвын йыма
хъвлагIандзакI амшIы дадынхалуан Хвыта, йалкIгIата йблахъква. Абар ужвы Хвыта
йблахъ хIальаль чкIвын ушгIашылхуа йгвыргъьачIвитI, ТIульа хъагIадза уарчарныс бзи
йабитI.
Асыртла йбзазауа ЧвагваргIа таца днардылитI. Акъвабыз абыжьгьи гIагитI,
ахъачва ауасаква рщитI. Баста зчпуш акIьадыгв апхIвысква дасу йблахъ йыма йгIайитI.
Аблахъ чкIвынква тIыгв-тIыгв! – хIва йынхитI, абастаква хъйитI. ХIнана Джьансарейгьи
атацачва дгIархьымшвауа дцIарата абаста хъынлырхIвитI.
– ШвапшыстI, атацачва чкIвынква баста чпарала сшгIашвхьымшваз, ауи Хвыта
йсзичпаз йблахъ ласы чкIвын акIвпI йгIасцхърагIаз, – лхIватI Джьансарей.
– ЙгIдыритI, нана, хIаргьи абаста чпара хIгьамрыгIапсатI. ХIара хIблахъквагьи
Хвыта йблахъ ласы чкIвынква йрыуапI, – рхIватI атацачва йпшвырхъыччауа.

19

Изложение – 5 кл. Текст№3.
ДЖЬАМА ЙКВЫДЖЬМА
ЙанакIвызлакIгьи абна швырта йылу зымгIва рацкIысгьи абага рыцIа
йгвыбзыгъата, йкъвышта, йхIайльата рхIвитI. Аквыджьма ауи аъара йгвыбзыгъапIта,
йсакъпIта, акъапгIангьи йгьазакIуам. Абага ацIыхъва баба джьанащауа ага къапгIан
йыртапахьатI. Аквыджьма алымхIаква агIвычIвгIвыс йлымхIаква рацкIыс жвипщынла
рыцIа йцIарапI. «Аквыджьма шуырчалакIгьи, абнала йпшитI» ззырхIвауа ажважв йшабгу
йгьцIабыргым. Аквыджьма агIвычIвгIвысгьи йыщцитI.
Зны Джьама квыджьмакI йыманта, ала ацкIысгьи йгврыхван. Ауи йаба ХIамзат
дшварацуата йгIайауын. МызкIы axIa зхъымцIыз ласпакI йапшын. Пельуанын ахьызгьи.
Джьама йыцта уаса йыцнахчун. Айсра агIан намыца уагIвырсызкI дайхсын йщытI.
Ауи Джьама уихьысзарквын йгIауыжвылуан. Ауи чырта йгIазгыз ХIамзат айсра
дандырцуз, йшгврымуаз, штшйыкIвнаршуз! ДшгIахънымхIвыхуаш адыруазарын.
Абарауи айсра Ду агIан Джьамагьи йыквлагIвчва чкIвынчва хвыцквагьи уаса
рхчауа анамыца машинаква злагIамгIвайсуаз амгIва атшпы йыквын. Ауасаква ангIарба,
анамыцаква рыцIа йагъькву ркIуа йалагатI.
Ауаъа намыца лачIыхвдукI ДжьамаргIа ртыгъь данамцIас, Апельуан надзатI,
йыхъвда апыц цIараква алнарышвттI. Анамыца данчIвагIгIа, датша солдаткI дхысын,
аквыджьмагьи ауи зыхъвда акIызгьи йщытI. ЙгIапкIыз анамыцаква ауасаква зхчуз
ацIайквагьи хъырщгIушын, аргваныта йгылаз абна йырчвыламылзарквын.
«Аквыджьма йамгвапхаз ауыгьи дайчвапI», - рхIватI, ауи ахабар загIаз ахIбачва
анамыцаква рыхъаз. ЙзагIзаз «ХIамзат мыгIва йща ахахтI», - рхIватI Джьама йаба ХIамзат
айсра дшаладзыз ахабар ангIага зымгIвагьи.Пельуан йара йъащхаз йыцIарцIатI. Ауи
амщтахь аквыджьма анышвынтара синкIгьи ахъадздыргылтI. Аквыджьма хъацIарата
йачпазгьи ауаъа йанырцIатI.

20

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Учитель: Копсергенова Ф.А.
Предмет: родной абазинский язык
Класс: 5
2022 – 2023 учебный год
№
урока

Даты по
основному
КТП

Тема
урока по
основному
КТП

Дата
проведе
ния
по
факту

Тема урока
по факту

Причина
корректировки

Способ
корректи
ровки

Учитель_______________(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________________(ФИО

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».