Программа по абазинскому языку 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному абазинскому языку для 6-9 классов составлена на основе
следующих нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г.
№ 442;
3.
ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4.
«О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
утвержден приказом № 555 от 31.08.2022г.
5. «Об утверждении рабочей программы»приказ № 552 от 31.08.2022г.
6. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023
учебный год» утверждён приказом № приказом № 366 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и
рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом
№ 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
2. Состав учебно – методического комплекса
1.

Автор учебника

2.

Клычев Р., Табулова Н.
Т.
Автор рабочей тетради

3.

Автор
Пазов С.У.
Копсергенова Ф.А.

Название
учебника
Абазинскийязык.
Практика. 6 -7кл
Название
рабочей тетради

Издательство

Год издания

ООО «ПолиграфЮг» Майкоп
Издательство

2017

Книга
для
учителя
Методическое
пособие
по
абазинскому
языку 6-7 класс

Издательство

Год издания

ООО «ПолиграфЮг» Майкоп

2020

Год издания

2

Количество часов на первое полугодие -33;
на второе полугодие – 35
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета (курса) - Абаза бызшва
Родной язык. Учебник за 6– 7 классы.
Статус учебного предмета (курса) Объём учебного предмета

-

Обязательный
2 часа в неделю (68ч.)

Данная рабочая программа составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку 1 – 11 классов (2008г.)
Тематическое планирование по абазинскому языку составлено по учебно-методическому
комплекту:
1. Родной язык

Абаза бызшва. Учебник 7 класс

Авторы: Клычев Р., Табулова Н., Джердисов М.Х. » Майкоп, 2013.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы по абазинскому языку в 7 классе:
Курс абазинского языка в 7 классе направлен на достижение следующих
целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание бережного отношения к языку;
- развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, обеспечивающих
свободное владение родным языком;
- освоение знаний о абазинском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
4. Требования к уровню подготовки учащихся в 7 классе.
В результате изучения абазинского языка учащиеся должны знать:
- основные единицы языка (фонетику, лексику, морфологию, существительное,) .
- основные нормы абазинского языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание,
рассуждение);
3

Уметь
- опознавать изученные части речи ( имя существительное)
- употреблять изученные части речи, учитывая основные нормы абазинского языка;
-опознавать и воспринимать на слух тексты разных типов речи;
- анализировать тексты всех типов в речи с точки зрения особенности их построения;
- создавать тексты всех типов речи в соответствии с темой, замыслом, композицией и
заданным стилем речи;
При составлении рабочей программы предусмотрены следующие
виды контроля:
- диктант (выборочный, распределительный, словарный, с грамматическим заданием,
творческий, объяснительный, слуховой, предупредительный);
- тестирование;
- зачёт;
- изложение (сжатое, близкое к тексту, с элементами сочинения);
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Часы из школьного компонента используются на углубление некоторых тем разделов
«Лексика», «Словообразование», «Морфология»; для уроков развития речи (сжатое
изложение, изложение с элементами сочинения), для выполнения творческих работ, работ
над ошибками.
В том числе для проведения:
контрольных диктантов – 4 часов;
изложений – 2 часа;
сочинений – 2 часа.
Изучение абазинского языка на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательного
отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности;
* развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение абазинским языком в разных сферах и ситуациях
общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании;
* освоение знаний об абазинском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах
абазинского языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга
используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
* применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
* освоение знаний об абазинском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах
4

абазинского языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга
используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
*

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой
компетенций.
Одно из основных направлений преподавания абазинского языка – организация работы по
овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Программа по абазинскому языку в 7 классе предусматривает изучение общих сведений о
языке, об истории языка, его современных разновидностях – территориальных,
профессиональных.
Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задами
обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии,
словообразования, синтаксиса и стилистики карачаевского языка; речеведческие понятия,
на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также
преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Предметом изучения в 7 классе является систематический курс синтаксиса (простое
предложение) и соответствующие правила пунктуации.
Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий
этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий
программный материал в логике его развития.
В обучении используются традиционные методы обучения: объяснение нового материала,
беседа, самостоятельный анализ учебного материала, опрос и др. и инновационные
технологии: информационно-коммуникативные.
Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)
Количество контрольных работ: 5 часов
Количество часов развития речи: 3 часа
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО
АБАЗИНСКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА

5

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя
нужные примеры.
К концу класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
* производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и
односоставных предложений, предложений с прямой речью;
* составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные
однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями),
обращениями;
* пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем
речи;
* соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками
препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях

* с однородными членами,
* в предложениях с прямой и косвенной речью,
* при цитировании, обращении,
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать
слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

6

Учебно-тематический план по родному абазинскому языку
7 класс
№ п/п

1.
2.

3.

Наименование разделов

РАЗДЕЛ I.
Повторение
РАЗДЕЛII
Морфология
РАЗДЕЛIII
Повторениеизученного за
7 класс.
Итого

Всего часов

Работ по
развитию
речи

Контрольных
работ

10

3

2

56
1
5
68

10

4

7

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АБАЗИНСКОМУ ЯЗЫКУ. 7 КЛАСС.
№
уро
ка

Наименование разделов
и тем

Кол –во
часов

Дата проведения

план.

1.

Повторение .Предложение

1

2.

Повторение. Виды предложений
по цели высказывания

1

Вид занятия

Вид контроля

Примечание

факт.

РАЗДЕЛ IПовторение. (2 )
совершенствование
знаний и умений
урок развития речи

устный опрос

Стр. 3 упр. 1

письменный опрос Стр. 4 упр. 3

РАЗДЕЛ II. Морфология (45 + 3к.+4 изл.+4соч.)
3.
4.
5
6.
7.

Классификация имен
прилагательных.
РР.Подготовка к сочинению «Мои
летние каникулы».
РР. Сочинение «Мои летние
каникулы».
Суффиксы имен прилагательных.

1

Категория имен существительных
и прилагательных.

1

8.

1

1

1

Имя числительное.

письменный
опрос
письменный
опрос

урок развития речи

Классификация имен
существительных.
9.

изучение нового
материала
урок развития речи

1

совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала

письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос

контроль качества
знаний и умений

письменный
опрос

Стр. 6 упр. 7
Стр. 7 упр. 8
Повторить
орфограммы.
Стр. 9 упр. 12
Стр. 11упр. 16
Стр. 13упр. 20

Стр. 17 упр. 27

10.

Порядковые числительные.

1

совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
контроль качества
знаний и умений

письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос

Стр. 21 упр. 33

11.

Порядковые числительные.

1

12.

Местоимение.

1

13.

Личные местоимения

1

14.

Контрольный диктант
« ЧIарачIа».
Анализ контрольного
диктанта.Глагол.

1

совершенствование
знаний и умений

устный опрос

Стр. 36 упр. 67

контроль качества
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
обобщение и
систематизации
знаний
урок развития речи

письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос

Стр. 38 упр. 69

устный опрос

Стр. 48 упр. 85

письменный
опрос.

Стр. 50 упр. 87

1

15.

16.

Классификация глаголов.

1

17.

Времена глаголов

1

18.

Наклонение глаголов

1

19.

Наклонение глаголов

1

20.

Наклонение глаголов

1

21.

Наклонение глаголов.

1

22.

Наклонение глаголов.

1

23.

Глагол (амуыра квпшыра).

1

Стр. 35 упр. 62
Стр. 36 упр. 65

Повторить
орфограммы.

Стр. 41 упр. 72
Стр. 42 упр.75
Стр. 46 упр.79
Стр. 46 упр.81
Стр. 47 упр. 83

10

24.

Порядковые числительные.

урок развития речи
1
1

урок развития речи

1

урок развития речи

1

совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала
изучение нового
материала
изучение нового
материала
изучение нового
материала
изучение нового
материала
контроль качества
знаний и умений
изучение нового
материала

27.

РР. Подготовка к изложению
«Сжвумпква ацIисква йшырфаз».
РР. Изложение «Сжвумпква
ацIисква йшырфаз».
Переходные глаголы.

28.

Переходные глаголы.

1

29.

Переходные глаголы.

1

30.

Непереходные глаголы.

1

31.

Субъект глагола.

1

32.

Субъект глагола.

1

33.

1

36.

Прямой объект глагола и
косвенный объект глагола.
Прямой объект глагола и
косвенный объект глагола.
Контрольный диктант
«АцIлахьызква».
Изменение глаголов.

37.

Изменение глаголов.

1

38.

Глагол и аффикс р.

1

25.
26.

34.
35.

1
1
1

совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала

письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос
письменный
опрос

Стр. 51 упр. 90
Дописать
изложение.
Повторить
орфограммы
Стр. 52 упр. 92
Стр. 53 упр. 95
Стр. 55 упр. 97
Стр. 57 упр. 99
Стр. 58 упр.101
Стр. 60 упр. 102
Стр. 61 упр. 104
Стр. 63 упр. 107
Повторить
орфограммы
Стр. 65 упр. 110

устный опрос

Стр. 66 упр. 112

письменный
опрос

Стр. 67 упр. 115
11

39.

Глагол и аффикс р.

1

изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений

письменный
опрос
устный опрос

Стр. 68 упр. 119

40.

Аффиксы глаголов з,чв.

1

41.

Аффиксы глаголов з,чв.

1

изучение нового
материала

письменный
опрос

Стр. 73 упр. 124

42.

Глагол и возвратный префикс ма.

1

Глагол и возвратный префикс ма.

1

письменный
опрос
устный опрос

Стр. 75 упр. 126

43.
44.

Контрольный диктант «ХIвсини
ауарби».

1

изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений
контроль качества
знаний и умений

устный опрос

Повторить
орфограммы

45.

Глагол и аффиксы направления.

1

Глагол и аффиксы направления.

1

47.

Глагол и вопросительные
аффиксы.

1

письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос

Стр. 81 упр. 132

46.

изучение нового
материала
изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений

48.

Глагол и вопросительные
аффиксы.

1

изучение нового
материала

письменный
опрос

Стр. 85 упр. 139

49.

Глагол и суффиксы чва,зла,дза.

1

устный опрос

Стр. 86 упр. 142

50.

Превербы и суффиксоиды в
глаголах.

1

изучение нового
материала
контроль качества
знаний и умений

письменный
опрос

Стр. 88 упр. 145

Стр. 71 упр. 121

Стр. 77 упр. 128

Стр. 83 упр. 135
Стр. 84 упр. 137

12

1

совершенствование
знаний и умений

письменный
опрос

Стр. 89 упр. 147

52.

Превербы и суффиксоиды в
глаголах.
Глагол и суффиксы гвыща.

1

совершенствование
знаний и умений

устный опрос

Стр. 90 упр. 149

53.

Глагол и суффиксы гвыща.

1

совершенствование
знаний и умений

устный опрос

Стр. 91 упр. 150

54.

РР. Подготовка к изложению
«Джьама йквыджьма».

1

урок развития речи

письменный
опрос

Работа по тексту
изложения.

55.

РР. Изложение «Джьама
йквыджьма».

1

урок развития речи

письменный
опрос

Повторить
орфограммы

56.

Повторение изученного по теме
«Глагол».

1

устный опрос

Стр. 93 упр. 152

57.

Повторение изученного по теме
«Глагол».

1

устный опрос

Стр. 94 упр. 155

58.

Контрольная работа по теме
« Глагол».

1

обобщение и
систематизации
знаний
обобщение и
систематизации
знаний
контроль качества
знаний и умений

письменный
опрос

Повторить
орфограммы

59.

РР. Подготовка к сочинению «Моя
малая Родина».

1

урок развития речи

письменный
опрос

Дописать
сочинение

РР.Сочинение «Моя малая
1
урок развития речи
Родина».
РАЗДЕЛ III. Повторение изученного за 7 класс. (5ч. +1к.+2 изл.)

письменный
опрос

Повторить
словарные слова

51.

60.

13

61.

Анализ творческой работы.
Лексика и фразеология.

1

62.

Лексика и фразеология.

1

63.

Лексика и орфография.

1

64.

. РР. Подготовка к изложению
«АчкIвынхвыци А-КIвольи».
РР. Изложение «АчкIвынхвыци АКIвольи».
Анализ творческой работы.
Морфология.
Итоговый контрольный диктант
«Цекъва Пасарби».

1

обобщение и
систематизации
знаний
обобщение и
систематизации
знаний
совершенствование
знаний и умений
урок развития речи

1

урок развития речи

1

совершенствование
знаний и умений
контроль качества
знаний и умений

Анализ контрольного диктанта.
Морфология.

1

Итого

68

65.
66.
67.

68.

1

обобщение и
систематизации
знаний

устный опрос

Стр. 96 упр. 157

устный опрос

Стр. 98 упр. 159

устный опрос

Стр. 100 упр. 161

письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос

Стр. 102 упр. 165

письменный
опрос

Дописать
изложение.
Повторить
орфограммы
Повторить
словарные слова

письменный
опрос

14

15

Приложение

Контрольный диктант– 7кл. Текст№1
ЧIАРАЧIА
ХIамзат йалаша ауырата, ахъапахь йачIва шкIвокIва алачIвата, йхIагIата, акIвын
йшаъаз. ГIврала тшыкI гьамрыпIатIауазтI. Дарыкъвактдза хъвмарракI гьагIвымсуазтI кыткытла йъаламцуз. ЙъакIвызлакIгьи абаракъ йара йгIанагуан. Ахъвмарраквагьи баз йаста
йгIапырагылыргьи атдзы йырчвнашылуан. Райша йщтIалуа йкIылкIвыруан, рахIа
йырчвнашылуан. КIара ацрахIвата къвабызи кIыжкIыжи йаназасуаз тIыркъа-тIыркъа –
хIва ащапIква апщбагьи щтIнахуамца йъагылаз йатымпауата йгIахIвуан! Йабадза хIайуан
мчыз ауи! Йабадзагьи хIайуан гвыбзыгъаз! Зайыкъва дтырган Жаква тацакI дыргун.
Уаридада рхIвауа, къвабызи кIыжкIыжи ахъдырцуа нырчвла йымгIвайсуан. А-ЧIарачIа
ауи анагIа йахътI, йызладхIвалаз шIначIватI, адзыгIвгьи йырын йрыщталтI.

Контрольный диктант – 7 кл. Текст№2.

АцIлахьызква
Азаргьи акыб цIлаква йырыуапI. Амара гьачвымгъым,йаргьи ауи йгIалцIла
айхIара ашIапхараква йгIайитI. Азар акIарма апшта йкъапщхитI, ауаса рыцIа
йпхатшахитI, хIвасазшва йаъапI. Азар багъьапI. Ауи лабата чвхIвчIвыта
йырчпитI.
АмазагIв цIлаква рыпхын зынгьи йгьтыцIуам. Ауат агънылггьи йачIвата
йгылапI. АмзагIв цIлаква зигIва щарда йнадзитI.
Абна йабатырпI аджьычIв.Ауи ащайдзагьи , апкъгьи , амахъвквагьи ,
абыгъьквагьи багъьапI, нцIра ду рымапI. Уаба йаба йатайбаркIваху йбаз
аджьычIв цIла ужвыгьи йбгъьыршвшваркIвитI, йгыларкIвапI, ажвра агвы
йгьгIатамшвастI.
АгIапыла абна цIлаква зымгIва рапхъа йгIашIыхитI, апхынла ауат
хвышхвапI, адзынла абыгъьква чварта тIатIата йщтIапI, агъныла ацIлаква
дзыргIвитI, ауаса йбзазитI: йгIайуаш агIапын тшазадыргалитI. Абна
швцапхьадза гврыхIа жвымган, абна швцапхьадза цIлакI лашвцIа!

ЧвзыкIьа ШахIымби

17

Контрольный диктант – 7 кл. Текст№3.
ХІВСИНИ АУАРБИ
СквшыкIгьи гьагIвымсуазтI ХIвсин ачкIвынчваква дрыцта ащхъа дхъамылуата.
АйцIбачва ауи данрыцыз ргвы тынчын, шваракIгьи гвыргIваракIгьи ргвы
йгьгIатамшвузтI.СквшыкI акыт арахви ауаси ъадырхIвуаз ащтанчIв дукI гIарыщцан
ауасаква рдзыжвырта йгьакъвымцIуазтI, асыс пшкаква гIанакIуанта йкIылнагун.
АрахвырхIагIвчвагьи йырчпуш амальта йгьрымдыруазтI, йрыжвуаш адзы
гьрызгIамгхуазтI. ЗымгIвагьи ашшуан. ХIвсин ауи ахабар анигIа, ащтанчIв шIас амамкIва
дазыпшгIатI. АщтанчIв ачIварта гIайаутI.
Ауи алахъвгIахъасра ахысбыжь гIагатI. ЙгIацымхушта йхвхаз ащтанчIв йцIыхъвахауа
акъаруква азнакIкIын цIыхъвала армалагьи агъьмалагьи йкшауа йалагатI. Йызбаз
йшырхIвахуала, ащтанчIв ацIыхъва араса бацаква хънассунйа.Йхъвлауата акIвпI ауи апсы
аналцI.

18

Итоговый контрольный диктант – 7 кл. Текст№4.

Цекъва Пасарби
АуагIа рбзазара апны ауарад магIаныта йаму араъа йхIымхIварыгьи
ауаштI-уараддаъа агIвычIвгIвыс гьйакIвымта апсабарагьи
шымпсабаарахауата бергьльыпI. Апша ангIасуа, аква ангIаквауа , ажвгIванд
анддуа (рыуа йгIашIупхьадзушйа) дара рмакъымква рымапI, дара рашва
пшдзаква рхIвитI.
ЗакIы гьазхIвам агIвычIвгIвысгьи апсабара дашIпшыта , ауи дашIыбжьата
йара йыквыргIапсу амакъымквагьи гIанйыршауа , йара йуарадквагьи йхIвауа
далагазтынгьи . Ауи акIвпIта , агIвычIвгIвысгьи макъымдаъа, уараддаъа
дыгьгIамбзазатI йгьи дыгьбзузум. Ауаса йанаъазара , ари адунай апны
угIахъакIгьи гьаъамзапI уарад змам, уарад зымхIвауа.
Йапхъадзахауата хIуарадква ргIаныршара, ауат рхIвара джвыквызцIаз
Цекъва Пасарби йакIвпI. Ауи апсабара йгIайыланацIан ауарадхIвара
швабыжта дазычпан, ауыла лшара дудздза йыман. Йаргьи ауи акIвпI абазала
уарад гьузыхIвушым –хIва йызрыбагъьаквуз йрыдадзамкIва ауарадква
рыгIвра тшзадикIылыз , угIахIвырныс узыргвышвхуз йгьи уыладзква
гIайнацIыкIьара уылахь аквызцIуз ауарадква йыгIвуа йгьи йара йхIвахуа
дзалагаз.
ЛагIвычв Джьамльадин

19

Изложение – 7кл.

Текст№1

СЖВУМПКВА «АЦIИСКВА» ЙШЫРФАЗ.
МышкIы МацIина щымтадза хIпны днаххылтI жвумпхъвшвара хIшацушызла
дгIасыхIватI. Сара МацIина йылхIваз сгвапхан, лахъвгIахъасракIла тшызгIвычан хIан
лпны ахIвара сыгIвтI. СащайцIба Сальим, сара, МацIина, ауи лащайцIба МухIаб хIацыта
мгIва хIыквылтI.
Ачвахын гIадзахьан. АрхъамгIва рыцIагьи йзырцIагIвуаз архъа хIвра жвпIа
ахIврапшдза чIарачIаква гIалкIкIгIун. ХIаргьи ауат хIрайгвыргъьауа, хIхъвмаруа
хIымгIвайсуан.
Амарагьи бзидздзара йгIахъалхьата жвумп ъащардаз акIвар хIнадзатI. ХIара хIкIлат
алапачкIвынква рызна жвумп гIазхIкIкIын, ауат гIаныгIжьын, жвумпфара агьаба
хIашIалтI.
ТшытракI анцIы, МацIина закIы лтахъыта лхIван, хIкIлатква ъащтIаз апны дцатI.
МацIина дхIызгIайхтI, йыншазгьи хIымдыруа, лащайцIба йнапIы гIалкIын, дцахуата –
лхIватI.
Ауат гIаджвыквылхтI. Сащагьи саргьи МацIина лцIыхъва хIтагылын хIкIлатква
рахькIьала хIгIайхтI. ХIъагIайхыз скIлат ацIгIва закIы-гIвба жвумп ахIа гьтахым!
– Уа сара гIальамат, сжвумпква абаца? – МацIина тшылзынасырхатI.
– ЙакъвыздыргIайа бжвумпква ъацаз? – МацIина дгIасыквцIырныс далаган,
уацIыхъван ъанквындза йгIацылцIахтI: «АцIисква йырфазапI…»
Сара
МацIина
закI
гIасалхIвхуашдзысщауа
слызпшытI.
Ауаса
ауи
дгIасмачважвахуа лаща хвыц йнапIы лкIын хIапхъа дгIаджвыквылхтI!
ХIаргьи
псайспадза
хIгIаджвыквылхтI.
ХIангIайхуаз
амгIва
аурала
йгIахIайгвыргъьуз ахIврапшдзаквагьи ацIис чкIвынквагьи гьхIуысхмызтI.
Ари агIаншара амщтахь сара МацIина тшкIвабарагьи ажвква гIацхрагьи
слыццарныс гьсымуыхтI.

20

Изложение – 7 кл.

Текст№2
ДЖЬАМА ЙКВЫДЖЬМА

ЙанакIвызлакIгьи абна швырта йылу зымгIва рацкIысгьи абага рыцIа
йгвыбзыгъата, йкъвышта, йхIайльата рхIвитI. Аквыджьма ауи аъара йгвыбзыгъапIта,
йсакъпIта, акъапгIангьи йгьазакIуам. Абага ацIыхъва баба джьанащауа ага къапгIан
йыртапахьатI. Аквыджьма алымхIаква агIвычIвгIвыс йлымхIаква рацкIыс жвипщынла
рыцIа йцIарапI. «Аквыджьма шуырчалакIгьи, абнала йпшитI» ззырхIвауа ажважв йшабгу
йгьцIабыргым. Аквыджьма агIвычIвгIвысгьи йыщцитI.
Зны Джьама квыджьмакI йыманта, ала ацкIысгьи йгврыхван. Ауи йаба ХIамзат
дшварацуата йгIайауын. МызкIы axIa зхъымцIыз ласпакI йапшын. Пельуанын ахьызгьи.
Джьама йыцта уаса йыцнахчун. Айсра агIан намыца уагIвырсызкI дайхсын йщытI.
Ауи Джьама уихьысзарквын йгIауыжвылуан. Ауи чырта йгIазгыз ХIамзат айсра
дандырцуз, йшгврымуаз, штшйыкIвнаршуз! ДшгIахънымхIвыхуаш адыруазарын.
Абарауи айсра Ду агIан Джьамагьи йыквлагIвчва чкIвынчва хвыцквагьи уаса
рхчауа анамыца машинаква злагIамгIвайсуаз амгIва атшпы йыквын. Ауасаква ангIарба,
анамыцаква рыцIа йагъькву ркIуа йалагатI.
Ауаъа намыца лачIыхвдукI ДжьамаргIа ртыгъь данамцIас, Апельуан надзатI,
йыхъвда апыц цIараква алнарышвттI. Анамыца данчIвагIгIа, датша солдаткI дхысын,
аквыджьмагьи ауи зыхъвда акIызгьи йщытI. ЙгIапкIыз анамыцаква ауасаква зхчуз
ацIайквагьи хъырщгIушын, аргваныта йгылаз абна йырчвыламылзарквын.
«Аквыджьма йамгвапхаз ауыгьи дайчвапI», - рхIватI, ауи ахабар загIаз ахIбачва
анамыцаква рыхъаз. ЙзагIзаз «ХIамзат мыгIва йща ахахтI», - рхIватI Джьама йаба ХIамзат
айсра дшаладзыз ахабар ангIага зымгIвагьи.Пельуан йара йъащхаз йыцIарцIатI. Ауи
амщтахь аквыджьма анышвынтара синкIгьи ахъадздыргылтI. Аквыджьма хъацIарата
йачпазгьи ауаъа йанырцIатI.

21

Изложение – 7 кл. Текст№3.
АЧКIВЫНХВЫЦИ А-КIВОЛЬИ.
Йызбыжьсквшаз СымгIиль чкIвын йылахьгьи аквыта БаталчапгIан псыхIва
дтапшуа ахIагIара дыквчIван. Амара аташварта йнаквгылхьан. АцIай йгвылагьи
йпсылагьи амш рыцIа йауырахара йтахъын: пшгIара йджвыквлыз йаба Асльамбакь
йымхъвласкIва а-КIвольа гIайаухныс дайгвгъун. КIвольа – хIва ахьызцIазгьи йара ацIай
йакIвпI. Ауи СымгIиль йаба Асльамбакь йацIайхIвауа агIвтшыкI рыуа азакIы
йатшшIысын.
Амтшашаква йшичпалуз апшта СымгIиль уахьчIвагьи йаба дъанхуз аферма
щажьдза дгIадзатI, а-КIвольа йазгIайгыз афачыгIв кIьанакви ашвхкви айрыфта
дшацхъвмаруашыз.
Ма, й-КIвольа дгьгIанымйахтI – йыдзтI. Йалахъвлауа йалагатI. СымгIиль йаба
йыгIвзачва дырцхърагIауа далагатI. Ауат аччораква фачIвы ртарцIун. Ауатква
йъадзаршIыз Асльамбакьгьи дгIайхтI. АтшшIысчкIвынгьи зджьара йгьимаутI.
Ауахъ ауасахчаква рыхъвлапынчара нашхыйата, мшыркъварадъа, айчва жварагьи
мачIта йалгатI. ЙчIапщуз йакIвымзара арахьарат ласы йщтIалхтI.
СымгIиль йыгIвза кьахвчкIвын дазхъвыцуа щарда дщтIан. Апхыз дшалазымца
СымгIиль быжьквакI гIайгвыквыгIвтI:
- ЙгIанша ачIвыйа уызхысуа? – йхIван йаба дазцIгIатI.
- ЙгIанша саргьи йгьсыздырам. Бзидздза цIуата алаква тшырщхуа йшитI. Ужвы хIтшква
ркIьыкIьбыжьквагьи ауыла йгIагитI. Йахъа хI-КIвольа згаз атагIанысылхма – хIва сгвы
чакьитI. СхъалпIта йгIассырдырпI.
Ауасахчаква рфинарква рыма йджвыквылтI.
ТшытракI йымгIвайстI, а-КIвольа йабыжьшва Асльамбакь йлымхIа закI гIатастI.
Асльамбакь дсакъуамца днаскIьан, йрымдырдзакIва йзхъанагаз амаша амза
тайыркIкIатI. Амаша йырбаз йара-йара йтагIврыз цIоларан.
- Араъа зынгьи ари апш гьамамызтI, - рхIван йджьарщатI. – Адгьыл ауацIа
мцырартакI амазарын. Абар йтагIврыхтI. Гвы мпшыкIва ла пшума?
Асльамбакь йыгIвза Рамазан аркъан гIайгырныс данца СымгIильгьи дйыцта

22

дгIайхтI. АцIай атшшIыс ахьыз йхIван дазыцIыртI, йаргьи гвжважвагIва ду аквта
йгIайзыкIькIьитI.
– Дадауа, сбгъалпIта йсырчапI, - йхIван СымгIиль амаша дбгъалтI.
АцIай йщапIква адгьыл йшнадзуз аркъан гIауищтхын йыгIвза ахъвда
тшакIвйыршатI. Йаргьи апыкв пIай чкIвынла дгIанарбзатI. СымгIиль йджьып йтата
йазытайгаз афачыгIвква ашIайцIауа далагатI.
СымгIильгьи йтшшIыс чкIвынгьи амаша йгIатыргахтI. А-КIвольа зынла айан
йазыгIвтI. Айангьи ауи йайгвыргъьун.

23

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным
занятиям:
Автор
1.

2.

В.Копсергенова.

Название

Год издания

Журнал «Страна Абазги».

Издательств
о
«Алашара»

Журнал «Марамыз»

Черкесск

2001-2015г.

2012-2015г.

3.

2.Методическая литература:

1.

Автор
Черняк С.Б.

Название
Родной язык и культура речи.

Издательство
ФОРУМ

Год издания
2009.

2.

-

Планета

2010.

3.

-

Уроки родного языка с
применением
информационных технологий.
Материалы фестиваля
«Портфолио» и «Открытый
урок».

-

2013-2015

4.

Шхаева Е.М.

Теория
и
методика
преподавания родного языка

Карачаевск

2014

Автор

Название

Издательство

Тугов В.Б.

Память
и
мудрость
веков(фольклор
абазин:
жанры,темы,идеи,образы,поэти
ка)

Карачаевск

3. Литература для учащихся

1.

Год
издания
2002

24

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Учитель: Копсергенова Ф.А.
Предмет: родной абазинский язык
Класс: 7
2022 – 2023 учебный год
№
урока

Даты по
основно
му
КТП

Тема
урока по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО

Дата
провед
ения
по
факту

Тема урока по
факту

Причина
корректиров
-ки

Способ
корректи
ровки

Учитель_________________________(ФИО)

Заместитель директора
__________________(ФИО)

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».