Программа по абазинскому языку 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному абазинскому языку для 6-9 классов составлена на основе
следующих нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г.
№ 442;
3.
ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4.
«О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
утвержден приказом № 555 от 31.08.2022г.
5. «Об утверждении рабочей программы»приказ № 552 от 31.08.2022г.
6. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023
учебный год» утверждён приказом № приказом № 366 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и
рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом
№ 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.

1.

2.

2. Состав учебно – методического комплекса
Автор учебника
Название
Издательство
учебника
Табулова Н. Т.Тлисова Л.Н Абазинскийязык. Майоп
8 кл
Автор рабочей тетради
Название
Издательство
рабочей
тетради

3.

Автор

Книга
учителя

4.

Автор

Учебный диск

для

Год издания
2014.
Год издания

Издательство

Год издания

Издательство

Год издания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АБАЗИНСКОМУ ЯЗЫКУ
Количество часов на первое полугодие -33;
2

на второе полугодие – 35
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
(Абаза бызшва)
Наименование учебного предмета (курса) – Абазинский язык - 8 класс.
Статус учебного предмета (курса) –
Объём учебного предмета

-

Обязательный
2 часа в неделю (68ч.)

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку 1 – 11 классов (2008г.)
Рабочая программа по абазинскому языку для 9 класса составлена на основании
следующих документов:
1. Основная образовательная программа МБОУ «Центр образования №11»
2. Учебный план МБОУ «Центр образования №11»
3. «Абазинский язык и литература» (Программы и учебные планы) РИПКРО
Государственный образовательный стандарт. 2008
Рабочая программа по абазинскому языку для 9 класса составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования (2009г.) и
Примерной программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
абазинскому языку 1 – 11 классов (2008г.),
68 часов в год – 2 часа в неделю.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования КЧР для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по абазинскому языку,
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и
преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает
возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное
содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к
уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарнотематическое планирование.

3

Изучение абазинского языка в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
* воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку;
* совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение абазинским языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
* освоение знаний о абазинском языке, его устройстве; об особенностях
функционирования абазинского языка в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах абазинского языка; об основных нормах языка; об особенностях
абазинского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга
используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации,
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
* развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение родным языком в разных сферах и ситуациях
общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании;
* применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность
речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой
деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков
монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование
разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста.
Информационная переработка текста. Культура разговорной речи.
Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенции
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и
искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Формы существования
национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки).
Абазинский язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Словари абазинского языка и
лингвистические справочники; их использование. Абазинский язык и язык
художественной литературы.
Культуроведческая компетенция
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в абазинском языке материальной и духовной
культуры абазинского и других народов. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных
сферах общения.
4

Рабочая программа предназначена для изучения абазинского языка в
общеобразовательной школе.
С целью подготовки учащихся 8 классов к экзамену продумана система практических и
контрольных работ.
В целях обучения написанию контрольного диктанта или сочинения-рассуждения на
основе данного текста 4 часа отведено на развитие речи.
2.Перечень практических работ
Контроль за уровнем обучения учащихся 8 класса осуществляется по трём
направлениям:
1)учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста,
используя лингвистические знания;
2)учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами
литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование
предложений и текста.
3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к
действительности в устной и письменной форме.
Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы,
тестирование, сочинения разнообразных жанров.
3. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по
абазинскому языку.
В результате изучения абазинского языка в основной школе ученик должен знать:
1.

изученные разделы науки о языке;

1.

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог; основные единицы
языка, их признаки;
1. основные нормы абазинского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого
этикета;

уметь:
1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль абазинского языка как
национального языка абазинского народа;
2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной
функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
1. адекватно понимать информацию устного сообщения;
2. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое);
5

3. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение,
конспект, план);
4. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.);
5. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета).

6

Учебно-тематический план по родному абазинскому языку
8 класс
№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

РАЗДЕЛ I.
Повторение изученного.
РАЗДЕЛ II. Морфология
Самостоятельные и
служебные части

1

2.

3.

Работ по
развитию
речи

Контрольных
работ

2
25

РАЗДЕЛ III. Синтаксис

2
4

2

42
Итого

68

4

7

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АБАЗИНСКОМУ ЯЗЫКУ. 8 КЛАСС.
№
уро
ка

Наименование разделов
и тем

Кол –во
часов

Дата проведения

план.

Повторение.Морфология

3.

1

5
6.

Причастие. Аффиксы направления
у причастий.
Причастие. Аффиксы направления
у причастий.
Времена причастий.
Аффиксы отрицания у причастий.

7.

Аффиксы отрицания упричастий.

1

8.

Входной контрольный диктант

1

10.
11.

Анализ контрольного диктанта.
Повторение изученного по теме
«Причастие».
Деепричастие. Образование
деепричастий.
Изменение деепричастий.

Примечание

факт.

Стр. 15 упр. 20.

урок развития речи
совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений
контроль качества
знаний и умений

1

совершенствование
знаний и умений

письменный
опрос

Стр.37 упр.54.

1

совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений

письменный
опрос
письменный
опрос

Стр. 45 упр. 65.

1

1

1

изучение нового
материала
урок развития речи

Стр. 7 упр. 11.

письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос

«Абна дзыргiвызтхiва»
9.

Вид контроля

РАЗДЕЛ I Повторение. (1+2 соч.)
1
совершенствование устный опрос
знаний и умений
РАЗДЕЛ II.Морфология. Самостоятельные и служебные части
речи(19 + 2К.+ 4Изл.)

1.

4.

Вид занятия

Стр. 17 упр. 23.
Стр. 23упр. 32.
Стр. 31упр.46.
Стр. 32 упр. 49.
Повторить
орфограммы

Стр. 47 упр.67

12.

Изменение деепричастий.

1

совершенствование
знаний и умений

письменный
опрос

Стр. 49 упр. 70

13.

Аффиксы отрицания у
деепричастий.

1

совершенствование
знаний и умений

письменный
опрос

Работа по тексту
изложения.

1

урок развития речи

устный опрос

14.
15.

РР.Подготовка к изложению
“Джьама йкваджьма.”
РР.Изложение “Джьама
йквыджьма”

1

урок развития речи

устный опрос

Повторить
орфограммы
Стр. 66 упр. 100

16.

Наречие как часть речи.

1

изучение нового
материала

письменный
опрос

Стр. 69 упр. 103.

17.

Контрольный диктант
«ТхIайцIыхв Бемырза».
Анализ контрольного
диктантаСложные наречия.
Сложные наречия.

1

1

письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос

Стр. 70 упр. 105.

Повторительно-обобщающий урок
по теме “Наречие”
Союзы и их значение.

1

контроль качества
знаний и умений
изучение нового
материала
изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала
урок развития речи

устный опрос

Работа по тексту
изложения.

1

урок развития речи

письменный

Написание

18.
19.
20.
21.
22.

23.

РР. Подготовка к изложению с
элементами сочинения «Джыр
ХIамид».
РР. Изложение с элементами

1
1

1

Стр. 71-72 упр.107
Стр. 63 упр. 96.
Повторить
словарные слова
Стр. 95 упр. 140.

10

24.

сочинения «Джыр ХIамид».
Значение частиц.
1
1

25.

Значение междометий.

26.

Повторение изученного. Союзы,
частицы, междометия.

1

изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений

опрос.
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос

изложения
Стр. 102 упр.148

письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос

Стр. 119 упр. 183

Стр. 104 упр. 152
Стр. 107 упр.159

РАЗДЕЛ III. Синтаксис (33 + К +2 + Изл+4,Соч +2)
27.
28.
29.

Словосочетание. Простое
предложение.
Словосочетание. Простое
предложение.
Сказуемое.

30.

1
1
1
1

31.

Сказуемое.
Предложения без сказуемых.

1

32.

Предложения без сказуемых.

1

33.

Однородные и неоднородные
сказуемые.
Однородные и неоднородные
сказуемые.
Составные сказуемые.

1

34.
35.

1
1

изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала
изучение нового
материала
изучение нового
материала
изучение нового
материала
изучение нового
материала
контроль качества
знаний и умений

Стр. 121 упр.188
Стр. 130 упр. 199
Стр.131упр. 202
Стр. 147 упр.227
Стр.148упр.229
Стр. 155 упр. 237
Стр. 156 упр. 238
Стр. 158 упр. 241

11

36.

Составные сказуемые.

1

изучение нового
материала

письменный
опрос

Стр. 159упр. 243

37.

Подлежащее.

1

устный опрос

Стр. 160 упр. 244

38.

Подлежащее.

1

Предложения без подлежащего.

1

письменный
опрос
письменный
опрос

Стр. 161упр. 245

39.

совершенствование
знаний и умений
изучение нового
материала
изучение нового
материала

40.

Роль главных членов в
предложении.

1

совершенствование
знаний и умений

устный опрос

Стр. 163 упр. 249

41.

Роль главных членов в
предложении.

1

изучение нового
материала

письменный
опрос

Стр. 164упр. 251

42.

Однородные подлежащие.

1

Однородные подлежащие.

1

письменный
опрос
устный опрос

Стр. 165упр. 253

43.
44.

Однородные подлежащие и
однородные сказуемые в
предложениях.
Контрольный диктант «ЧвзыкIьа
ШахIымби».

1

изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений
контроль качества
знаний и умений

устный опрос

Стр. 168упр.257

1

контроль качества
знаний и умений

письменный
опрос

Повторить
орфограммы

Анализ контрольного диктанта.
Дополнение.

1

изучение нового
материала

письменный
опрос

Стр. 170упр.260

45.

46.

Стр. 162 упр. 247

Стр. 167упр. 255

12

устный опрос

Стр. 171упр.262

1

совершенствование
знаний и умений
урок развития речи

письменный
опрос

Дописать
изложение

1

урок развития речи

устный опрос

50.

РР. Изложение «Хабардъа дыдзтI».
Прямое и косвенное дополнение.

1

51.

Определение.

1

контроль качества
знаний и умений
совершенствование
знаний и умений

письменный
опрос
письменный
опрос

Повторить
орфограммы
Стр. 172упр.264

1

совершенствование
знаний и умений

устный опрос

Стр. 175упр.270

Однородные и неоднородные
определения.

1

совершенствование
знаний и умений

устный опрос

Стр. 177упр.275

54.

Однородные и неоднородные
определения.

1

совершенствование
знаний и умений

письменный
опрос

Стр. 178упр.277

55.

1

урок развития речи

1

урок развития речи

письменный
опрос
устный опрос

57.

РР. Подготовка к сочинению «Моя
малая Родина»
РР.Сочинение«Моя малая
Родина.»
Обстоятельство.

1

58.

Обстоятельство места и времени.

1

обобщение и
систематизации
знаний
контроль качества
знаний и умений

Дописать
сочинение
Повторить
орфограммы
Стр. 180упр.281

47.

Дополнение.

48.

1

РР. Подготовка к изложению
«Хабардъа дыдзтI».
49.

52.
Определение.
53.

56.

устный опрос
письменный
опрос

Стр. 173упр.267

Стр. 182упр.285

13

59.

Обстоятельство причины и цели.

1

урок развития речи

60.

Обстоятельство образа действия.

1

урок развития речи

61.

Распространенные и
нераспространенные
обстоятельства.
Распространенные и
нераспространенные
обстоятельства.
РР. Подготовка к изложению
«ХIвсини ауарби».
РР. Изложение «ХIвсини ауарби».

1

1

обобщение и
систематизации
знаний
обобщение и
систематизации
знаний
совершенствование
знаний и умений
урок развития речи

Однородные и неоднородные
обстоятельства
Однородные и неоднородные
обстоятельства
Итоговый контрольный диктант
«ЧIарачIа».

1

урок развития речи

1

совершенствование
знаний и умений
контроль качества
знаний и умений

Повторение и обобщение
изученного по теме «Синтаксис и
пунктуация»

1

62.

63.
64.
65.
66.
67.

68.

1

1

1

обобщение и
систематизации
знаний

письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос

Стр. 185упр.292

устный опрос

Стр. 192упр.303

устный опрос

Написать
изложение
Повторить
орфограммы
Стр. 198 упр.317

письменный
опрос
письменный
опрос
устный опрос

Стр. 187упр.297
Стр. 188упр.300

Стр. 199 упр.320

письменный
опрос

Повторить
орфограммы

письменный
опрос

Стр. 177упр.275

14

Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.
Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:
Ученик должен знать:
- роль родного языка как национального языка абазинского народа,
отражение в языке культуры и истории народа
- основные единицы языка, их признаки; нормы речевого этикета
основные
нормы
литературного
языка
(грамматические,
орфографические)
- основные разделы родного языка
- признаки текста, его функционально- смысловых типов
- правила постановки знаков препинания в предложениях,
осложненных разными конструкциями.
Ученик должен уметь:
- уметь передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде
- создавать письменные высказывания (кратко, выборочно,
полно),составлять план
- владеть монологической речью, умением вступать в речевое
общение, участвовать в диалоге( понимать точку зрения собеседника,
приводить примеры, формулировать выводы)
- конструировать предложения
с различными видами осложнения,
а также составлять схемы
- выполнять все виды разборов
- писать сочинения разных жанров

Приложение

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ №1. 8 КЛАСС

АБНА ДЗЫРГIВЫЗТХIВА.
Абна агъныла йпшдзапI. Архъаква сы анрыквымгьи абна ауацIа сы
щтIапI. Асы дрыкъвакIгьи амамкIва шашыхв шкIвокIвазша абна цIлаква
арпхауа йрыцIарышвпI.
Агъныла абна апны ацIлаква зымгIвагьи апшызшва йаъапI. Момо! Ауат
бгъьы ршIамызтIхIва, зымгIвагьи дзыргIвуазшва йубазтIхIва, йгъапшым.
АцIыхI щапIыш дзыргIвуазшва йубазтIхIва, йгьапшым. АцIыхI щапIыш
чкIвынква йайкъвшвашвауа асы тыгвра-тыгвра йылагылапI. Ачв ачIвгIва
агIвзырцуа ахьтагьи йачвымшвауа йгылапI. Гъын щарда збахьу аджьычIв
батыр. УнапIтара йгIатахуа унапIы рыцIагьи йгIанарпхитI атобыль цIла.
Апсахъва агIапын шгIаталуа, зымгIва рапхъа йгIашIыхара агвыгъата, паса
ййачIвахитI, АмзагIв цIлаква ракIвпI йджьащахъву. Ауат ргвы зынгьи
гьшIыгъьуам. Гъынгьи, пхынгьи йачIвачIыхвдза йбзазитI.

16

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ №2 8 КЛАСС.

ТхIайц1ыхв Бемырза
ТхIацIыхв Бемырза алитература уысагIвта далалын уыжвгIандзарагьи
ауысара рыцIа йгIалихитI. ЙгIатгараква рыцIа йгьмачIым апроза
апынгьи. Ауи йроман «Нышв напIыкI», йхабаргIвра «Абзазара апша»,
йхабаргIвыраква разкIкIра «ГIвтгIачвакI рымадза», агIахIвахра
айшысквала йалу «Зынхысрала» йапхьалакIгьи гвалымста
дгьгIаныржьуам. Ауи йкъальам йгIахъыцIыз уыса щарда, йроман «Ныщв
напIыкI» йгьи йхабаргIвра «Абзазара апша» урышвла йатаркIтI. Бемырза
апсабара йгIайыланацIаз ауасаражври аршIыйара чIвеци йгIвыраква
рпны гврыхвата йгIарысабаптI. Йапхьауа дхънамкъьалкIва амаль
амамкIва, асюжет джьащахъваква гIанйыршатI. Бемырза длирикпI,
йуысакви йсонеткви йгIауархIвуа швабыжта йцIолапI. Ауи Москва
Горький йыхьыз нкъвызгауа аинститут апны йхIаракIу алитература
курсква дгIарылгатI, асквш 1962 йгIашIарышвта агIвгIвчва р-Союз
далан. Сквш 40 райхIа абаза газет аредакция дынхатI.

17

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ №3 8 КЛАСС.

ЧвзыкIьа ШахIымби
ЧвзыкIьа ШахIымби абаза бызшва цIоладзата йыздыруаз, зыршIыйара
апны пшдзата йыззгIарысабапуаз агIвгIвчва дрыуапI. Ауи асквш 1928,
мартI а 13 Гвымлокт Красна Восток кыт дгIадритI. ШахIымби
йчкIвынхъа айсра сквшква йрыквшватI, баргвыра щарда йыла йыцIстI.
Ауат зымгIвагьи йыршIыйара йалубгIитI. ГIвысквша педучилища
данапхьа, атакIыгIвта абаза аредакция заманкI дынхатI. Ар
къвырльыкъвхара данызшIырт, Ачинск город йтагылу авиация училища
дапхьатI. Акыт дангIахъынхвых, щардазджьара дынхатI, асквш 1964
агIан абаза газет аредакция дынхарныс ддрайгватI. Ауи йлитература
гIвыраква рыцIагьи гватшныта дрыдынхалуа далагатI. Асквш 1967
йгIашIарышвта жвазкIкIракI гIацищттI. ШахIымби ахабаргIвыраква
бзита йгIайдахIвуан йуысаква райхIара макъым ацIарцIан, ауагIа
бзидздза йырбауа ашвата йырхIвитI. Ауи тшпсщара данчIвахгьи
йынхара мшкIгьи йгьашIайымрыстI. Агазет, арадиуа дрыцынхун,
йгIвыраква рзищтиуан. Асквш 2006 агIан адуней йхIваджьатI. ШахIымби
рыцIа йбергьльу йазкIкIраква йрыуапI «Акъами апсарти»,
«АгIвазаква», «ШахIым йтгIачва», « Рызна мъа» датшагьи.

18

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием по
абазинскому языку для 8-х классов.
Абашта айсра Ду (I94I -I945)
Абашта айсра Ду асквш зкьи жвшви гIвынгIвжви азакI агIан
йгIалагатI. Июнь агIважви гIвба анамыца фашистква хIкъраль
йгIагвыквстI. Ауи айсра пщысквша йакIвшатI. Айсра апны зымгIва
айсуан: ахъацIаквагьи, апхIвысквагьи, ачкIвынчваквагьи.
Пщысквша айсыгIвчва щтахьла йгIатымпауата, хъацIара
гIадырбауа йайсуан. АпхIвысквагьи, атажв –лагажвквагьи хъацIара
гIадырбатI. Ауат уахъгьи тшынгьи йашIамсуата архъаква, азаводка,
афабрикаква йынхун. АйсыгIвчва йырфушыз, йыршвырцIушыз,
йызлайсуашызгьи авагонквала йырзырщтиуан. УагIахъата йаъаз
йацIагылата тшгIащтIырхын анамыцаква йырпшIагылтI. Абашта айсра Ду
апны уагIа щарда аладзтI: мильуан гIважви быжьба аъара йнадзитI. Айсра
агьарпагьаджь абаза кытквагьи йгIадзатI. Абаза кытква йауата уагIа
щарда анамыцаква йырпшIагылтI. Ауат хъацIара ду ралата йайсуан,
щардагIвгьи аладзтI. Айсра хIуагIа гвакъвпра щарда рзгIанагтI.
Абашта айсра Ду йаквчважвауата хабар, роман, поэма, уыса щарда
гIвыпI, уарад щарда алацIапI.Ари асквш Абашта айсра Ду алгищтара сквшы
хынгIважви жвибыжь цIуаштI. Ауаса хIара зынзаджвыкIгьи
йыгьхIхъаштылуашым хIуагIа ргIапсара, ргвакъвпра, рхъацIара.

19

ИЗЛОЖЕНИЕ – 8 кл. Текст№1.
ДЖЬАМА ЙКВЫДЖЬМА
ЙанакIвызлакIгьи абна швырта йылу зымгIва рацкIысгьи абага рыцIа
йгвыбзыгъата, йкъвышта, йхIайльата рхIвитI. Аквыджьма ауи аъара
йгвыбзыгъапIта, йсакъпIта, акъапгIангьи йгьазакIуам. Абага ацIыхъва баба
джьанащауа ага къапгIан йыртапахьатI. Аквыджьма алымхIаква
агIвычIвгIвыс йлымхIаква рацкIыс жвипщынла рыцIа йцIарапI. «Аквыджьма
шуырчалакIгьи, абнала йпшитI» ззырхIвауа ажважв йшабгу йгьцIабыргым.
Аквыджьма агIвычIвгIвысгьи йыщцитI.
Зны Джьама квыджьмакI йыманта, ала ацкIысгьи йгврыхван. Ауи йаба
ХIамзат дшварацуата йгIайауын. МызкIы axIa зхъымцIыз ласпакI йапшын.
Пельуанын ахьызгьи. Джьама йыцта уаса йыцнахчун. Айсра агIан намыца
уагIвырсызкI дайхсын йщытI.
Ауи Джьама уихьысзарквын йгIауыжвылуан. Ауи чырта йгIазгыз
ХIамзат айсра дандырцуз, йшгврымуаз, штшйыкIвнаршуз!
ДшгIахънымхIвыхуаш адыруазарын.
Абарауи айсра Ду агIан Джьамагьи йыквлагIвчва чкIвынчва
хвыцквагьи уаса рхчауа анамыца машинаква злагIамгIвайсуаз амгIва атшпы
йыквын. Ауасаква ангIарба, анамыцаква рыцIа йагъькву ркIуа йалагатI.
Ауаъа намыца лачIыхвдукI ДжьамаргIа ртыгъь данамцIас, Апельуан
надзатI, йыхъвда апыц цIараква алнарышвттI. Анамыца данчIвагIгIа, датша
солдаткI дхысын, аквыджьмагьи ауи зыхъвда акIызгьи йщытI. ЙгIапкIыз
анамыцаква ауасаква зхчуз ацIайквагьи хъырщгIушын, аргваныта йгылаз
абна йырчвыламылзарквын.
«Аквыджьма йамгвапхаз ауыгьи дайчвапI», - рхIватI, ауи ахабар загIаз
ахIбачва анамыцаква рыхъаз. ЙзагIзаз «ХIамзат мыгIва йща ахахтI», - рхIватI
Джьама йаба ХIамзат айсра дшаладзыз ахабар ангIага зымгIвагьи.Пельуан
йара йъащхаз йыцIарцIатI. Ауи амщтахь аквыджьма анышвынтара синкIгьи
ахъадздыргылтI. Аквыджьма хъацIарата йачпазгьи ауаъа йанырцIатI.

20

ИЗЛОЖЕНИЕ – 8 кл. Текст№2.
ДЖЫР ХIАМИД.
УагIахъипхьадза дара рыгIвычIвгIвыс дуква шрыму апшта, абазаквагьи
дгІарылцІтI ахъвыжв хъацIа гвыбзыгъа Джыр ХIамид.
Абаза литература мгIвата йгIамнадаз хIаназхъвыцуа, хIанаквчважвауа
зымгIва рапхъа зыхьыз гIахIвара атахъуДжырХIамид йакIвпI. ЙдупI ауи
йгIапсара, абаза yaгIa рыршIыйара ащаквыргылра апны, ркультура ащтIыхра
апны. Ауи зуагIа рыхъазла гIaпcapa зымдыруата жвлара нхара ду акIвзыршуз
дгIвычIвгIвысын. ЙагIвсыз асквшышв, асквш хынгIважваква рагIан, ауи йнур
лашара йгIанамыршIыхаз, абаза гIвгIвыкIгьи дгьаъам.
ДжырХIамид дызредактор хъадаз абаза газет анапаква рпны акIвпI
уахьчIва йбергьльу абаза уысыгIвчва, абаза гIвгIвчва зымгIва йапхъахауа
рлитература чIвырхъаква ъатырпыз.ЙыгIвуаз зымгIва ъайззуз аредакция
апны акIвын. ХIамид аргвандзата дыздыруа, ауи йыцынхаз агIвгIвы бергьльы
ТхIайцIыхв Бемырза йгIайгвалашвахитI Джыр ХIамидгьи айсра
йгIахъынхIвыхкваз азаджвмаджв дшрыуаз.Ауи йыхъвдаквырцIатI абаза газет
агIацIщтра.ЧкIвыныргIа рыуа хабартшыткI агазет йазыгIаргIвырквын: «Ауи
закI гIайылцIуашызшва йызбитI, хIицхърагIата агIвра даквхIыргвышхвара
атахъыпI» - хIва йыгIвзачва йрайхIвуан.Ауасамцара агазет агьагьара
литература гвып азикIкIытI.Абаза чкIвынкI йа пхIвыспакI апхьара зджьара
дцарыквын–ХIамид ауи ахабар йымдыруата йгьагIвымсуазтI.
ДжырХIамид йбжьагажва змадзаз уахьчIвала xIapa журналиста йхIыму
заджвгьи йгьаъамзапI.
Тх1айцIыхв
йапхъахауа

Бемырза

йуысаква

дйыргвышхвата

ХIамиди

йанизига.Йгвы

аредакция

дшйырцаз.

йари

ранйара

йтымцIхуата

гIайгвалашвахлун
йыгIвза

ЙыгIвуысакIгьи

зынла

йгIаквицIатI,йара ауаъа, «гонорарпI»-йхIван жвтуманкI гIайиттI.

Зауаль
агазет
ХIамид

дашIамсуата йхIвалуз закIын:
- АджвырагIв кIара ргIвуата йаъадзазтын, швангIайуа йшвыцгIажвд!
21

Ауи алитература дазыцIыруан. Алащцара йылаз алитература хIгазет
амцачкIвын азыйыркIуан, йызшIитуан.
Абараса

хIабанпара

агIвгIвчва,

ауысагIв

бергьыльква

зымгIва,

апхьахьаква, ажурналистква Джыр ХIамид йылапш йацIата йгIадзынгылтI.
Ауи зкъальам гIащтIызхуаз ачкIвынчва дрызсакъуан, дырцхърагIун, агIвра,
алитература мгIва баргвы йаквйыргвышхвун.
Ауи агIвычIвгIвыс джьащахъва, хIуагIахъаква ртурых апны йгIаншаз
апсахра дуква дыргIвоуын, дыруысагIвын.
РшIыйара хачIвы

22

ИЗЛОЖЕНИЕ – 8 КЛАСС. Текст№3.
«ХАБАРДЪА ДЫДЗТI…»
Анамыцаква гъарта йнарахвыз ЧвзыкIьаМухIадин, йыртахъыз
анырзимхIва, мчыта дырпкъатI. ДдырхIвхIван апсчва ъатаз амаша
дтадрышвхтI. «Хабардъа дыдзтI» зныз ашвъа задзаз йтгIачвагьи дырчIвутI,
йпсхъвгьи рчпахтI.
МухIадин цIыхквта

тшгIайдырхтI «Сырщызарквын гьакIвмызма,

йгIашарыквын сшбзу схъыргIвуштI», - хIва дшазхъвыцуаз чважвабжьыкI
гIайгвыквыгIвтI. ДангIагъзы, напIквакI амаша дгIатыргатI. ЙгIашаркIкIауата
ахвы дызныз ауандыр апартизанква рпны йнадзатI.
МухIадин бзита йгIайайъазан ддырбзихатI. МышкIы акомандир
дызшIитын унашва гIайзичпатI: анамыцаква злагIахъысуаш ацхIа
агIвыжвжва. Мчыта йырхчитI, швсакъха.
Агвып рхъвдаквцIара дырхъйатI, агъа зарар йдрадзатI, ауаса даргьи
йгIарыщталын йгIаквчвырцIатI. МухIадин тшангIайдырх йхъазы абна чвыцIа
дгIалахатI.
йабджьаргьи

Анамыцаква
нарахвын

анышв

гIазквпIлата

йджвыквылхтI.

йщтIаз

МухIадин

дщхадзырщан

агIыла

йщапIква

дгIарыквгылын ахысбыжьква ахьъагIагузла дджвыквылтI. Абна дгIалцIын
рхъакI дыланагатI.
ЙгIапсаз, згвы акъвпыз цIлакI дыдхIалын ачва дагатI. ЙпхIа ФатIимат
«Папа, угIагылта уча», - лхIвузшва йыла дгIацIалтI. ДгIахъчIвалызтын пхIвыспа тшыткI дйыдзхъагылапI. АмгIва дшазаргвану, анамыцаква шщарду
гIайалхIвтI. Ауи апартизанква рпны дзырцуш амгIващ йлырбатI. «Быхьыз
ачIвыйа?» - дылцIгIатI ауи. «Наталка Кирсанова я», – айшыста джьауап
гIайылтхын лымгIва дапшыхтI. Бзидздзара данымгIвайс пшыхвыгIвчва
гвыпкI дырхъанагатI. Дызлаз запш полкызгьи дыззгIаджвыквлызгьи
райхIвын ркомандир дизыдырцарныс дрыхIватI.

23

ИЗЛОЖЕНИЕ – 8 кл. Текст№4.

.

ХІВСИНИ АУАРБИ
СквшыкIгьи гьагIвымсуазтI ХIвсин ачкIвынчваква дрыцта ащхъа
дхъамылуата.

АйцIбачва

ауи

данрыцыз

ргвы

тынчын,

шваракIгьи

гвыргIваракIгьи ргвы йгьгIатамшвузтI. Агьагьара йаныргIалыз акъвашква
йрыквызгьи ауи дыргвырбзигата йынхун, йбзазун. СквшыкI акыт арахви
ауаси ъадырхIвуаз ащтанчIв дукI татыргIачкI аъара йнадзауата йгIарыщцан рхIвитI. Ауи ауасаква рдзыжвырта йгьакъвымцIуазтI, асыс пшкаква
гIанакIуанта

йкIылнагун.

АрахвырхIагIвчвагьи

ауи

йачвшвунта

йызламацIayаш, йрыжвуаш адзы гьрызгIамгхуазтI. Йырчпуши амальта
йнарахвуаши гьрымдыруазтI. ЗымгIвагьи ашшуан. ХIвсин ауи ахабар анигIа,
ащтанчIв

йщырныс

мурадта

йкIытI.

МышкIы

дшварацтI,

гIвымшкI

дшварацтI, мчыбжьыкI, шIас амамкIва дпшгIатI. АщтанчIв ачIварта гIайаутI,
апсауышвхIа агIвычIвгIвыс дабазапI, ахъа гIащтIнахтI.
Ауи алахъвгIахъасра ахысбыжь гIагатI, ХІвсин дыззкIылпшыз ахъа
ачапхква тайпсатI. ЙгIацымхушта йхвхаз ащтанчIв йцIыхъвахауа акъаруква
азнакIкIын

цIыхъвала армалагьи агъьмалагьи йкшауа йалагатI. Йызбаз

йшырхIвахуала, ащтанчIв ацIыхъва араса бацаква хънассунйа. ХIвсин ауи
йгIванхауата данайхс тшакььауа йалагатI. Йхъвлауата акIвпI ауи апсы аналцI.
Ауи агьагьара фгIвыкI хIунта ухъа хънахуан. АщтанчIв йапшдзата щхъа
дудздзакI ахIвыча щардара йгIарыласлун. Ауи адамаква анауацIнахра
гIвметIракI айхIа гIарыцIаркIуан. ХIвынапкI йапшта йазыласта рыцIа йагъьу
асыс щтIнапгIун, абыхъв axIaгIapa йхъанагылуанта йафуан. МышкIы ауи
атагIащтIасхын ащапх багъьаква асыс абгъа йаланарпатI. Асыс чIвыхьта
йцIрытI. Ауи абжьы йтып дгIацIнаркъьатI зшвокь йхъарпалта йызмаз ХIвсин.
ДахьшватI. Ауарба ажвгIванд йалалхьан. АшварацыгIв пчарыхI дымгвжва-

24

жвауата йшвокь апынцIа йхварззауа ахва ахъахьла йпссгIуз апссгIачIв швыр
йазкIылирпштI.
Ахысбыжь апсыхIва гIатнарыхIвачвгIатI. ДукI мцIыхуата зщапхквала
асыс

багъьата

йызмаркIваз

ауарба

йхъарачвамкIва

йщтIаз

ахIахъв

йгIаквшватI. Асысгьи ауарбагьи псы гьырхъахмызтI. Йкъару шдууызгьи
XIвсин ауарба ащапхква йызланарпаз асыс агьабаква агIылахIва йгIарылихтI.
ХIвсин ауарба йымаджьащахъвахатI, псы ахъазшва йырпшшан ащхъа
дангIабгъалхуаз йыцгIайгхын дзыгIвназ апещ абльын йкIыдицIатI. Ауи
дпсындзыкIьара йгIакIыдрымхуата йкIыдын.
Муратыкъва Николай
РшIыйара хачIвы
АгIахIвахра гIазквчважвауа хъвыцрати лахIварати йгIашвыланацIаз
йауацIыхта йшвхIва.

25

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к
учебным занятиям:
Автор
1.

Название

Издатель
ство

Год
издания
20122015г.

Журнал «Страна Абазги».
«Алашара»

2.

В.Копсергенова.

Журнал «Марамыз»

Черкесск

20012015г.

3.

2.Методическая литература:
Автор

Название

1.

Черняк С.Б.

2.

-

3.

-

Родной язык и культура
речи.
Уроки родного языка с
применением
информационных
технологий.
Материалы фестиваля
«Портфолио» и «Открытый
урок».

4.

Шхаева Е.М.

Теория
и
преподавания
языка

методика
родного

Издательс
тво
ФОРУМ

Год
издания
2009.

Планета

2010.

-

2013-2015

Карачаевск

2014

3. Литература для учащихся

1.

Автор

Название

Издательств
о

Тугов В.Б.

Память
и
мудрость
веков(фольклор
абазин:
жанры,темы,идеи,образы,

Карачаевск

Год
издани
я
2002

26

2

Пазова Р.Х.

поэтика)
Журнал «Абазги»

Черкесск

20132015

Источники контрольно-измерительных материалов
№
п/п
1.

Название

Автор

Выходные
данные

Родной ( абазинский язык) Табулова Н.Т.
Раздаточные материалы.
8-9классы.

2.
3.

27

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематического планирования)
Учитель: Копсергенова Ф.А.
Предмет: родной абазинский язык

№ урока

Класс: 8
Учебный год: 2022-2023
Даты по
основному
КТП

Тема
урока по
основному
КТП

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель_______________(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________________(ФИО)

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».