Программа по абазинскому языку 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному абазинскому языку для 6-9 классов составлена на основе
следующих нормативных документов:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г.
№ 442;
3.
ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4.
«О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
утвержден приказом № 555 от 31.08.2022г.
5. «Об утверждении рабочей программы»приказ № 552 от 31.08.2022г.
6. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023
учебный год» утверждён приказом № приказом № 366 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и
рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом
№ 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
Состав учебно – методического комплекса
1.

Автор учебника
Пазов С.У.
С.У.,

Хасароков

Название
учебника
Абазинскийязык.
9 кл
Методическое
пособие
для
учителя

Издательство

Год издания

Черкесск

2018.

Издательство
РГБУ ДПО
«КЧРИПКРО»

2020

2.

Пазов
Б.М.

3.

Хасароков Б.М

Учебный диск

Черкесск

2018

3.

Хасароков Б.М.

Учебный диск

Черкесск

2020

Наименование учебного предмета (курса) - Абаза бызшва
Родной язык. Учебник за 9 класс
Статус учебного предмета (курса) Объём учебного предмета

-

Обязательный
2 часа в неделю (68ч.)

Тематическое планирование по абазинскому языку составлено по учебно-методическому
комплекту:
Примерные программы по учебным предметам. Родной язык. 5-9 классы: проект. – 1-е
изд.
Рабочая программа курса родного абазинского языка к УМК Пазов С.У.Абазинский язык
для 9 класса, Издательство РГБУ ДПО «КЧРИПКРО»Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования на 2021-2022 учебный год
Состав учебно – методического комплекса
1.

Автор учебника
Пазов С.У.
С.У.,

Хасароков

Название
учебника
Абазинскийязык.
9 кл
Методическое
пособие
для
учителя

Издательство

Год издания

Черкесск

2018.

Издательство
РГБУ ДПО
«КЧРИПКРО»

2020

2.

Пазов
Б.М.

3.

Хасароков Б.М

Учебный диск

Черкесск

2018

3.

Хасароков Б.М.

Учебный диск

Черкесск

2020

Количество часов на первое полугодие -33;
на второе полугодие – 35
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
(Абаза бызшва)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета (курса) – Абазинский язык - 9 кл.
Статус учебного предмета (курса) –
Объём учебного предмета

-

Обязательный
2 часа в неделю (68ч.)

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по абазинскому языку 1 – 11 классов (2008г.)
Рабочая программа по абазинскому языку для 9 класса составлена на основании
следующих документов:
1. Основная образовательная программа МБОУ «Центр образования №11»
2. Учебный план МБОУ «Центр образования №11»
3. «Абазинский язык и литература» (Программы и учебные планы) РИПКРО
Государственный образовательный стандарт. 2008
Рабочая программа по абазинскому языку для 9 класса составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования (2009г.) и
Примерной программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
абазинскому языку 1 – 11 классов (2008г.),
68 часов в год – 2 часа в неделю.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования КЧР для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по абазинскому языку,
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и
преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает
возрастную психологию учащихся.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное
содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к
уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарнотематическое планирование.
Изучение абазинского языка в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
* воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку;
* совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение абазинским языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
* освоение знаний о абазинском языке, его устройстве; об особенностях
функционирования абазинского языка в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах абазинского языка; об основных нормах языка; об особенностях
абазинского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга
используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации,
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
* развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение родным языком в разных сферах и ситуациях
общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании;
* применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность
речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой
деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков
монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование
разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста.
Информационная переработка текста. Культура разговорной речи.
Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенции
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и
искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Формы существования
национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки).
Абазинский язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Словари абазинского языка и
лингвистические справочники; их использование. Абазинский язык и язык
художественной литературы.
Культуроведческая компетенция

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в абазинском языке материальной и духовной
культуры абазинского и других народов. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных
сферах общения.
Рабочая программа предназначена для изучения абазинского языка в
общеобразовательной школе.
С целью подготовки учащихся 9 классов к экзамену продумана система практических и
контрольных работ.
В целях обучения написанию контрольного диктанта или сочинения-рассуждения на
основе данного текста 4 часа отведено на развитие речи.
2.Перечень практических работ
Контроль за уровнем обучения учащихся 9 класса осуществляется по трём
направлениям:
1)учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста,
используя лингвистические знания;
2)учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами
литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование
предложений и текста.
3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к
действительности в устной и письменной форме.
Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы,
тестирование, сочинения разнообразных жанров.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по
абазинскому языку.
В результате изучения абазинского языка в основной школе ученик должен знать:
1.

изученные разделы науки о языке;

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог; основные единицы языка, их
признаки;
2.основные нормы абазинского языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль абазинского языка как
национального языка абазинского народа;
2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной
функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;

1. адекватно понимать информацию устного сообщения;
2. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое);
3. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение,
конспект, план);
4. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.);
5. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета).
Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.
Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:
Ученик должен знать:
- роль родного языка как национального языка абазинского народа, отражение в
языке культуры и истории народа
- основные единицы языка, их признаки; нормы речевого этикета
- основные нормы литературного языка (грамматические, орфографические)
- основные разделы родного языка
- признаки текста, его функционально- смысловых типов
- правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными
конструкциями.
Ученик должен уметь:
- уметь передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде
- создавать письменные высказывания (кратко, выборочно, полно),составлять план
- владеть монологической речью, умением вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге( понимать точку зрения собеседника, приводить примеры,
формулировать выводы)
- конструировать предложения
с различными видами осложнения, а также
составлять схемы
- выполнять все виды разборов
- писать сочинения разных жанров

Учебно-тематический план по родному абазинскому языку
9 класс
№ п/п

Наименование разделов

1.

РАЗДЕЛ I. Повторение
изученного.

2.

РАЗДЕЛ II.
Сложные предложения.

3.

Всего часов

2

36
3

РАЗДЕЛIV.
Вводные слова и
предложения. Вставные
конструкции.

3

РАЗДЕЛVI. Повторение
и систематизация
изученного в 5- 9
классах
Итого

Контрольных
работ
1

5

РАЗДЕЛIII.
Обращение

РАЗДЕЛV.
Прямая речь

Работ по
развитию
речи

5
4

2

2

9
12

68

2

11

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ
№
занят
ий

Наименование разделов и тем

Кол-во Дата проведения
часов

план

Вид занятия

Повторениеизученного.(5ч.)
совершенствование
знаний и умений

1.

2.

Простое предложение.

1

изучение нового
материала

3

Знаки препинания в простом
предложении
Синтаксический разбор простого
предложения
Вводный контрольный диктант
«Мыхц Кьарим»

1

изучение нового
материала
изучение нового
материала
контроль качества
знаний и умений

4
5.

1
1.

Домашнее задание

факт

Повторение изученного. Простое
предложение.

1.

Вид контроля

Урок изучения и Стр.5 упр.2
первичного
закрепления
новых знаний.
Ознакомительный Стр.7 упр.5
урок
фронтальный
Стр.8-9 упр.10
опрос
индивидуальный Стр.11 упр.13
опрос
к/рУрок контроля, Повторить орфограммы
оценки
и
коррекции знаний

Сложные предложения 36ч.
изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр.19 упр.23

6

Понятие о сложном предложении

1.

7

Структура сложного
предложения

1.

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр.20 упр.25

8

Интонация сложного

1.

изучение нового

фронтальный

Стр.27 упр.29

предложения

материала

опрос

изучение нового
материала
совершенствование
знаний и умений

урок-экскурсия

Стр.28 упр.32

индивидуальный
опрос

Стр.35 упр.37

изучение нового
материала

фронтальный опрос

Сложные предложения с
соединительными союзами
Сложные предложения с
противительными союзами и
знаки препинания при них
Сложные предложения с
разделительными союзами и их
классификация
Синтаксический разбор
сложного предложения

1.

1

совершенствование
знаний и умений

урок путешествие

Стр.37 упр.41

13

Повторение «Сложные
предложения»

1

совершенствование
знаний и умений

индивидуальный
опрос

Стр.42 упр.44

14

Промежуточная аттестация.
Контрольный диктант
Ах1аджьрат йымг1ва»

1

контроль качества
знаний и умений

р/рУрок контроля, Дописать изложение
оценки и коррекции
знаний

15

РР.Подготовка к изложению
«АчкIвынхвыци а - АкIвольи»

1

урок развития речи

16

РР. Изложение
«АчкIвынхвыци а - АкIвольи».
Понятие о бессоюзном сложном
предложении Интонация в
бессоюзных сложных
предложениях
Знаки препинания в бессоюзных
сложных предложениях

1

урок развития речи

р/рУрок контроля, Повторить изученные
оценки и коррекции орфограммы
знаний
фронтальный опрос Стр.44 упр.50

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр.49 упр.52

1

изучение нового

индивидуальный
опрос

Стр.52 упр.57

9
10

11.

12

17

18

1

1

Стр.36 упр.38

11

материала
19

Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

20

Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном
предложении

1

совершенствование
знаний и умений
обобщение и
систематизации
знаний
изучение нового
материала

фронтальный опрос Стр.60 упр.66

21

1

22

Тире в бессоюзном сложном
предложении

1

23

Пунктуационный разбор
бессоюзного сложного
предложения
Пунктуационный разбор
бессоюзного сложного
предложения
Употребление союзной и
бессоюзной связи в сложных
предложениях

1

1

изучение нового
материала

Знаки препинания в сложных
предложениях с различными
видами связи
Повторение «Сложные
предложения с различными
видами связи»
РР. Сочинение-рассуждение

1

обобщение и
систематизации
знаний
обобщение и
систематизации
знаний
урок развития речи

24

25

26

27

28

1

1

1

обобщение и
систематизации
знаний
изучение нового
материала

Стр.54 упр.60

Урок
контроля, Стр.64 упр.70
оценки и коррекции
знаний
Урок
контроля, Стр.67 упр.73
оценки и коррекции
знаний
индивидуальный
Стр.68 упр.75
опрос
Урок
применения Стр.69 упр.77
ЗУН учащихся
Урок изучения и Стр.70 упр.78
первичного
закрепления новых
знаний.
индивидуальный
Стр.72 упр.80
опрос
индивидуальный
опрос

Стр.74 упр.82

урок
контроля, Дописать сочинение
оценки и коррекции
12

знаний

«Мои нравственные ценности».
29

Контрольный диктант «Апхни

1

контроль качества
знаний и умений

к/рУрок контроля,
оценки и коррекции
знаний

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр.80-81 упр.86

1

изучение нового
материала
обобщение и
систематизации
знаний
изучение нового
материала

индивидуальный
опрос
индивидуальный
опрос

Стр.82 упр.88

1

изучение нового
материала

1

обобщение и
систематизации
знаний
изучение нового
материала

Урок изучения и Стр.88 упр.94
первичного
закрепления знаний
индивидуальный
Стр.89 упр.96
опрос

адзни».
30

31
32

33

34

35

36

37

38

Анализ контрольного диктанта.
Повторение «Бессоюзные и
союзные сложные предложения»
Строение сложноподчиненного
предложения
Сложноподчиненные
предложения с
придаточнымивремени
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
места
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
цели
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
причины
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
образа действия
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
степени
Употребление придаточных в
предложении

1

1

1

Повторить изученные
орфограммы

Стр.83упр.90

фронтальный опрос Стр.84упр.91

фронтальный опрос Стр.90 упр.98

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр.94 упр.100

1

изучение нового

Урок
контроля, Стр.99 упр.103
оценки и коррекции
13

39

40
41

Повторение
«Сложноподчиненные
предложения»
РР.Подготовка к изложению
«Джыр ХIамид».
РР. Изложение «Джыр ХIамид».

материала

знаний

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр.101 упр.106

1

урок развития речи

подготовительный

Дописать изложение

1

урок развития речи

р/рУрок контроля,
оценки и коррекции
знаний

Повторить изученные
орфограммы

Обращение (3ч.)
42

Назначение обращения.

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр.102-103 упр.109

43

Употребление обращений.

1

изучение нового
материала

44

РР. Проект «История абазинских
селений»

1

изучение нового
материала

Урок
контроля, Стр.101 упр.106
оценки и коррекции
знаний
Урок
контроля, Проект
оценки и коррекции
знаний

Вводные и вставные конструкции. (3ч.)
45

46

47

Вводные конструкции. Группы
вводных слов и вводных
сочетаний слов по значению.
Вставные слова, словосочетания
и предложения

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр105 упр.115

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр109 упр.117

Контрольная работа «Слова,
грамматически не связанные с

1

контроль качества
знаний и умений

индивидуальный
опрос

Повторить изученные
орфограммы
14

членами предложения»
48

49

Понятие о чужой речи.
Комментирующая часть. Прямая
и косвенная часть.
Комментирующая часть. Прямая
и косвенная часть.

Прямая речь (8 ч.)
изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр137 упр.150

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр138 упр.152

1

50

Прямая и косвенная речь.

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр144упр.156

51

Косвенная речь и обращение.

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр151 упр.163

52

Диалог и знаки препинания при
них.

1

изучение нового
материала

Урок закрепление Стр153 упр.166
знаний

53

Цитата и знаки препинания при
них.

1

изучение нового
материала

54

Повторение и обобщение по теме
«Обособленные уточняющие
члены предложения»
РР.Подготовка сочинению «Моя
малая Родина»

1

изучение нового
материала

Урок изучения и Стр157 упр.168
первичного
закрепления знаний
индивидуальный
Стр165 упр.172
опрос

55

56

РР.Сочинение «Моя малая
Родина»

57

Понятие о сложном

р/рУрок контроля, Дописать сочинение
оценки и коррекции
знаний
1
Повторить изученные
урок развития речи р/рУрок контроля,
оценки и коррекции
орфограммы
знаний
Повторение и систематизация изученного в 5- 9 классах (12)
1
урок путешествие
Стр166 упр.173
изучение нового
1

урок развития речи

15

предложении.

материала

58

Бессоюзные сложные
предложения и их значение.

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр167 упр.175

59

Основные группы сложных
предложений по значению и
союзам.
Употребление придаточных в
предложении и их значение
Обращение.

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

Стр169 упр.178

1

изучение нового
материала
изучение нового
материала

62

Вводные слова и и вводные
предложения

1

изучение нового
материала

индивидуальный
Стр170 упр.179
опрос
Урок
контроля, Стр171 упр.181
оценки и коррекции
знаний
урок путешествие
Стр174 упр.183

63

Прямая речь.

1

изучение нового
материала

64

Контрольная работа.Тест.

1

контроль качества
знаний и умений

65

Проектная работа «Родословная
моей семьи»

1

изучение нового
материала

индивидуальный
опрос

66

Фонетика. Графика. Орфография.

1

контроль качества
знаний и умений

67

Фонетика. Графика. Орфография.

1

совершенствование
знаний и умений

р/рУрок
контроля,
оценки и коррекции
знаний
индивидуальный
опрос

60
61

1

Урок контроля,
оценки и коррекции
знаний
урок путешествие

Стр175.Вопросы и задания
Стр176-177.Вопросы и
задания
Проект
Повторить изученные
орфограммы
Повторить изученные
орфограммы
16

68

Итоговый контрольный диктант
«Апсабара ъадзахIальальу аъара
азыргIварагьи гьамам»

1

совершенствование
знаний и умений

групповая
опроса

форма

Задание на лето

68

17

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к
учебным занятиям:
Автор

Журнал «Страна Абазги».

1.

2.

Название

В.Копсергенова.

Журнал «Марамыз»

Издательст Год
во
издания
«Алашара» 20122015г.

Черкесск

20012015г.

3.

2.Методическая литература:
Автор
1.

Черняк С.Б.

2.

-

3.

-

4.

Шхаева Е.М.

Название

Издательст
во
Родной язык и культура ФОРУМ
речи.
Уроки родного языка с Планета
применением
информационных
технологий.
Материалы фестиваля
«Портфолио» и
«Открытый урок».

Год
издания
2009.

Теория и методика
преподавания родного
языка

2014

Карачаевск

2010.

2013-2015

3. Литература для учащихся
Автор

Название

Издательство

Год
издания

1.

Тугов В.Б.

2

Пазова Р.Х.

Память
и
мудрость Карачаевск
веков(фольклор
абазин:
жанры,темы,идеи,образы,п
оэтика)
Журнал «Абазги»
Черкесск

2002

20132015

Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.
Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:
Ученик должен знать:
- роль родного языка как национального языка абазинского народа,
отражение в языке культуры и истории народа
- основные единицы языка, их признаки; нормы речевого этикета
- основные нормы литературного языка (грамматические,
орфографические)
- основные разделы родного языка
- признаки текста, его функционально- смысловых типов
- правила постановки знаков препинания в предложениях,
осложненных разными конструкциями.
Ученик должен уметь:
- уметь передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде
- создавать письменные высказывания (кратко, выборочно,
полно),составлять план
- владеть монологической речью, умением вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге( понимать точку зрения собеседника, приводить
примеры, формулировать выводы)
- конструировать предложения
с различными видами осложнения, а
также составлять схемы
- выполнять все виды разборов
- писать сочинения разных жанров

19

Приложение

Контрольный диктант – 9 класс. Текст№1.
Мыхц Кьарим
Зуысара цIоладзу Мыхц Кьарим асквш 1949, май а 5 ХъвыжвчIвын кыт дйытI. Ауи
аобласть апхьарта-интернат данапхьуз,

сурат йыгIвуан, кларнет дасуан. МачI –

мачIымца ачкIвын ауысара дхънахтI. Йхъвбахауа класс дапхьаркIвауата йуыса хвыцкI
абаза газет йгIаквырцIатI. Урышвла йгIвыз йуысакIгьи «Пионерская правда» газет
йгIанылтI. Ауат агIвгIаншаракI йдаргвышхваз Кьарим сквшыкI ацкIыс сквшыкI
йыршIыйара тшауацIанахуан. Апхьарта дгIалгата ар къвыльыкъв анихуз, абаза
уысагIвчва йадыргалыз йазкIкIра «СцIахI чкIвын» гIацIцIтI. Ауи почтала йанйадза
швабыжта йджьайщатI йгьи дайгвыргъьатI. Мыхц Кьарим Москва апны Горький
йыхьыз нкъвызгауа литература институт дгIалгатI, ауаъа нхара дгIаныржьхуан,
дгьадымгылтI. Йышта дгIахъынхIвыхын абаза газет аредакция асквш 1999-дза дынхатI.
Ауи асквш 29 рахIа дыртамкIва агIвгIвчва р-Союз днарахвтI. Кьарим йуысари
йгIвычIвгIвысагIари ацахъуан. Абазаква зымгIвагьи ауи дара ркыт дгIатадрийызшва
йырбауата драргванпI, йуысара бзи йырбит1. ЙазкIкIраква «Ашахв ахврапшдзаква»,
«Йара дунейкI апны», «Апхъапхъа йаъан абзибара», «БжапхныркIвата
бжадзынхахьата» йырну ауысаква рыуа закIгьи чвала тшычпара гьрылам. Кьарим
асквш 2001, апрель а 12 сквш 52 дыртата йгвы ашIастI

20

Контрольный диктант – 9 класс. Текст№2.
Апхни адзни
Апхын мыш шуараква тыцIтI. Аквашуаква гьаъахым .АжвгIванддри ацхысри
гьгIаншахуам . АпсауышвхIаква зымгIва рыхъазлагьи афачIв зигIваква щардан.Ауат
апсауышвхIаква райхIара апхын чыр гIаацIаргахуан, арахв рыхъазла фачIв дрыхIазыруан.
Адзынла апхын апшта амшква гьшуарахум. АжвгIванд пстхIвазытпI. Аквасса
хьшвашва гIаквазапытитI. АхIвра гIайыраква кIандзахитI. АцIлакви акыбкви рбыгъьква
гIважьхатI, йгIвабджьахатI, йкъапщхатI, рчвапшыраква рпсахтI. Уадыргвана
йкIашвшвахуа йалагитIта закIгьи гьгIаршIахахуам. АмзагIвцIлаква ракIвпI збыгъьква
тшрымпсахуата йгIанхауа, ауат апхын апшта йачIвдза йгылапI. АхIапшхвыпшква ахьта
тшачвыкъарчIвахитI. Адаква, арцышква, ащтанчIв агънчвы йнанауахвитI.
АпссгIачIвкви ашвыркви рыхъазла ахьта гьшварагIварам, ауаса ауат рыуа азджьакI
афачIвы агIаура рчвыбаргвхитI. Ауи ахъазла ауат апхыни адзын агIаталымти агъны
тшаздрыхIзыритI.
Татаршвауа ЧагIбан

21

Контрольный диктант – 9 класс. Текст№3.
«АХIБА УЙЫЗДЗЫРГIВРЫКВЫН, УГЬГIВАЩАРЫМ».
Йадыгь датшагьи джьащахъвакI дашIашватI. Ауи агIан ауи 15 - 16 сквша дыртан.
ЙащахIби йари ацыта ауасаква ащхъа йхъарцылтI. УахьъапшлакIгьи КIавкIаз апшдзара
узыджьамщауата угIакIвнаршитI. Зча нахъауа ачкIвынчва ргвы рчвахIпI.
ПщлакI рымапIта, йшырхIвауа апшта, ркъваш цIис гьахъдрыпссгIум. Йадыгь йуасаква
ъайхчуз квыджьма гIваракI гIвчыр хвыцкI тата дахъанагатI. Рйан гьаъамызтI. Ауи
аквыджьма ласпаква драйлахIатI йгIайгын аччора йтайырчIватI. Абар йара Йадыгь
йшгIасайхIвхыз. Ауи ахъвлапын йхIысасыз хІыгвла лыгажв Мстафа дтшыжвылхуата
аквыджьмачырква йбатI. – Арат йырмагIныйа? - йхIван агвла лыгажв дгIасцIгIатI, ауат
шквыджьма ласпаз гвы ритын.
– ЧкIвын бзи, арат рйан зарар швызнахуштI, йгата агIвара йтарчIвах, йхIватI алыгажв.
Ауаса сара алыгажв йгIасайхIвыз сгьазымдзыргIвытI.
Ауахъ дара тынчта йхIыкIвшатI, дауышкIгьи гьымгатI, лакIгьи гьымшытI. «Хайырта
йхIыкIвшатI, алыгажв йхIваз мцхатI», - хIва хIгвы бзита хIысасгьи дхIырчатI, хIаргьи
хIчатI. СащахIба асас йнадасхра далапI, саргьи ауасаква гIатысщтныс ауасатара сазцатI.
Съанайыз - уаса къомкI йхъщщгIата йагърачыхын йщтIапI. Араъа сгвы ацхIашвы аъара
йхьшвашвахатI, йсхIвара гьсыздырхуам. «Абар амдзыргIвра йхIызгIанагыз», Адунай
гIащаквгылын

ayагIa

гвыбзыгъаква

йырхIвалитI:

«АхIба

уйыздзыргIврыквын,

угьгIващарым, абзира гIаудахIвпI, насып мгIва уыквылпI».

22

Итоговый контрольный диктант 9 класс
АПСАБАРА ЪАДЗАХIАЛЬАЛЬУ АЪАРА
АЗЫРГIВАРАГЬИ ГЬАМАМ
Айсра сквшква, айсра амщтахь зсабихъа, зчкIвынхъа щаквгылуаз срыуан саргьи. Амла
хIагун, хIамгIадан, йапшым азгIва чвгьаква хIалырхъвшвгIун: рыцIа йбагъьакваз
хIгIанхун, рыцIа йкъвлайсызкваз хIылцIуан. ХъвлагIанцIакI апсыхIва хIтан.АцхIа апны
хIгIалагунта адзтшпымцара пслачва гIахIкIуан, тшкIвабарала хIгвы анхIырчIварыз
хIхъвмаруан. РыцIа йахIбачваз адарыкъвактква тшкIвабара йаннайрыз ауат хъыпарала,
хIахъваущтрала, гIагIврала йанкъвакъвуан. Ужвы арат асатырква анызгIвуа ауат щарда
цIуата йсчвыхъарахаз асквшква, счкIвынхъа апхын мышква уахьчIва апшта сыла
йгIацIалхитI. РахIа йджьащахъвадзаху ауи асхъан айцIбачвагьи хIщапIква мгъыкI
гIарылахызтын акIвымкIва йгьгIанымшатI знымзара зны чIвыцакI хIахъапата. Адзы
хIанталуаз йа хIангIатыцIхуаз хIщапIква закIы йпнакъыта. АпсыхIва шабгазгьи зджьара
айхажвкI, кьыжвмыжвкI, нышвкъваракI гьуымбушызтI. Эх, сара счкIвынхъа йгIалахаз
спсыхIва, уызшIсырпшуаш йамгIан Артекйа?..
Ужвы

щта?

УахьъапшлакIгьи

–

нышвкъварапI,

созанпI,

йахърышвтта

йщтIапI

амашинажвква, акыт абзазагIвчва йгIакIадрышвхыз амшIыжвква.
.Апсабара ъадзахIальальу аъара азыргIварагьи гьамам …

23

Изложение – 9 кл.

Текст№1

АЧКIВЫНХВЫЦИ А-КIВОЛЬИ.
Йызбыжьсквшаз СымгIиль чкIвын йылахьгьи аквыта БаталчапгIан псыхIва
дтапшуа ахIагIара дыквчIван. Амара аташварта йнаквгылхьан. АцIай йгвылагьи
йпсылагьи амш рыцIа йауырахара йтахъын: пшгIара йджвыквлыз йаба Асльамбакь
йымхъвласкIва а-КIвольа гIайаухныс дайгвгъун. КIвольа – хIва ахьызцIазгьи йара ацIай
йакIвпI. Ауи СымгIиль йаба Асльамбакь йацIайхIвауа агIвтшыкI рыуа азакIы
йатшшIысын.
Амтшашаква йшичпалуз апшта СымгIиль уахьчIвагьи йаба дъанхуз аферма
щажьдза дгIадзатI, а-КIвольа йазгIайгыз афачыгIв кIьанакви ашвхкви айрыфта
дшацхъвмаруашыз.
Ма, й-КIвольа дгьгIанымйахтI – йыдзтI. Йалахъвлауа йалагатI. СымгIиль йаба йыгIвзачва
дырцхърагIауа далагатI. Ауат аччораква фачIвы ртарцIун. Ауатква йъадзаршIыз
Асльамбакьгьи дгIайхтI. АтшшIысчкIвынгьи зджьара йгьимаутI.
Ауахъ ауасахчаква рыхъвлапынчара нашхыйата, мшыркъварадъа, айчва жварагьи мачIта
йалгатI. ЙчIапщуз йакIвымзара арахьарат ласы йщтIалхтI.
СымгIиль йыгIвза кьахвчкIвын дазхъвыцуа щарда дщтIан. Апхыз дшалазымца СымгIиль
быжьквакI гIайгвыквыгIвтI:
- ЙгIанша ачIвыйа уызхысуа? – йхIван йаба дазцIгIатI.
- ЙгIанша саргьи йгьсыздырам. Бзидздза цIуата алаква тшырщхуа йшитI. Ужвы
хIтшква ркIьыкIьбыжьквагьи ауыла йгIагитI. Йахъа хI-КIвольа згаз атагIанысылхма – хIва
сгвы чакьитI. СхъалпIта йгIассырдырпI.
Ауасахчаква рфинарква рыма йджвыквылтI.
ТшытракI йымгIвайстI, а-КIвольа йабыжьшва Асльамбакь йлымхIа закI гIатастI.
Асльамбакь дсакъуамца днаскIьан, йрымдырдзакIва йзхъанагаз амаша амза тайыркIкIатI.
Амаша йырбаз йара-йара йтагIврыз цIоларан.
- Араъа зынгьи ари апш гьамамызтI, - рхIван йджьарщатI. – Адгьыл ауацIа мцырартакI
амазарын. Абар йтагIврыхтI. Гвы мпшыкIва ла пшума?
Асльамбакь йыгIвза Рамазан аркъан гIайгырныс данца СымгIильгьи дйыцта дгIайхтI.
АцIай атшшIыс ахьыз йхIван дазыцIыртI, йаргьи гвжважвагIва ду аквта йгIайзыкIькIьитI.
– Дадауа, сбгъалпIта йсырчапI, - йхIван СымгIиль амаша дбгъалтI.
АцIай йщапIква адгьыл йшнадзуз аркъан гIауищтхын йыгIвза ахъвда тшакIвйыршатI.
Йаргьи апыкв пIай чкIвынла дгIанарбзатI. СымгIиль йджьып йтата йазытайгаз
афачыгIвква ашIайцIауа далагатI.
24

СымгIильгьи йтшшIыс чкIвынгьи амаша йгIатыргахтI. А-КIвольа зынла айан йазыгIвтI.
Айангьи ауи йгIайгвыргъьун.
РшIыйара хачIвы
АчкIвынхвыц СымгIильи атшшIыси разазаъаща шаъаз шваквчважва.

Ахабар

йгIанахIвауа азыъащата йазшвыму швхIва
2.АчкIвынхвыц СымгIильи атшшIыси разазаъаща пшдзапI.СымгIиль атшшIыс бзи
йбитI.Апсабари агIвычIвгIвыси ауи апш азазаъаща анрыму адунейгьи
мамырхитI.АгIвычIвгIвыс ахIайуан шIамчважва гвчIагIв азичпузтын алахIгьи ауагIагьи
бзи дырбуштI.Апсабара бзи йызбауа агIвычIвгIвыс зынгьи заджвгьи гвымхара
гьырзихушым. СымгIиль даандухара ауагIа рыхъазла бзира йзыхуштI: ауи дынхарныс бзи
йбитI,бзиракI йчпраныс дащтапI,йахIбачва рынхаща-бзазащагьи дапшитI.СымгIиль
йтурасы пшдзапI,йтурасы байапI.

25

Изложение – 9 кл. Текст№2
ДЖЫР ХIАМИД.
УагIахъипхьадза дара рыгIвычIвгIвыс дуква шрыму апшта, абазаквагьи
дгІарылцІтI ахъвыжв хъацIа гвыбзыгъа Джыр ХIамид.
Абаза литература мгIвата йгIамнадаз хIаназхъвыцуа, хIанаквчважвауа зымгIва
рапхъа зыхьыз гIахIвара атахъуДжырХIамид йакIвпI. ЙдупI ауи йгIапсара, абаза yaгIa
рыршIыйара ащаквыргылра апны, ркультура ащтIыхра апны. Ауи зуагIа рыхъазла
гIaпcapa зымдыруата жвлара нхара ду акIвзыршуз дгIвычIвгIвысын. ЙагIвсыз асквшышв,
асквш хынгIважваква рагIан, ауи йнур лашара йгIанамыршIыхаз, абаза гIвгIвыкIгьи
дгьаъам.
ДжырХIамид дызредактор хъадаз абаза газет анапаква рпны акIвпI уахьчIва
йбергьльу абаза уысыгIвчва, абаза гIвгIвчва зымгIва йапхъахауа рлитература чIвырхъаква
ъатырпыз.ЙыгIвуаз зымгIва ъайззуз аредакция апны акIвын. ХIамид аргвандзата
дыздыруа, ауи йыцынхаз агIвгIвы бергьльы ТхIайцIыхв Бемырза йгIайгвалашвахитI Джыр
ХIамидгьи айсра йгIахъынхIвыхкваз азаджвмаджв дшрыуаз.Ауи йыхъвдаквырцIатI абаза
газет агIацIщтра.ЧкIвыныргIа рыуа хабартшыткI агазет йазыгIаргIвырквын: «Ауи закI
гIайылцIуашызшва йызбитI, хIицхърагIата агIвра даквхIыргвышхвара атахъыпI» - хIва
йыгIвзачва йрайхIвуан.Ауасамцара агазет агьагьара литература гвып азикIкIытI.Абаза
чкIвынкI йа пхIвыспакI апхьара зджьара дцарыквын–ХIамид ауи ахабар йымдыруата
йгьагIвымсуазтI.
ДжырХIамид йбжьагажва змадзаз уахьчIвала xIapa журналиста йхIыму заджвгьи
йгьаъамзапI.
Тх1айцIыхв Бемырза ХIамиди йари ранйара гIайгвалашвахлун йапхъахауа
йуысаква йанизига.Йгвы йтымцIхуата йыгIвза Зауаль дйыргвышхвата аредакция
дшйырцаз. ЙыгIвуысакIгьи зынла агазет йгIаквицIатI,йара ауаъа, «гонорарпI»-йхIван
жвтуманкI гIайиттI. ХIамид дашIамсуата йхIвалуз закIын:
- АджвырагIв кIара ргIвуата йаъадзазтын, швангIайуа йшвыцгIажвд!
Ауи алитература дазыцIыруан. Алащцара йылаз алитература хIгазет амцачкIвын
азыйыркIуан, йызшIитуан.
Абараса хIабанпара агIвгIвчва, ауысагIв бергьыльква зымгIва, апхьахьаква,
ажурналистква Джыр ХIамид йылапш йацIата йгIадзынгылтI. Ауи зкъальам гIащтIызхуаз
ачкIвынчва

дрызсакъуан,

дырцхърагIун,

агIвра,

алитература

мгIва

баргвы

йаквйыргвышхвун.
Ауи агIвычIвгIвыс джьащахъва, хIуагIахъаква ртурых апны йгIаншаз апсахра дуква
дыргIвоуын, дыруысагIвын.
26

РшIыйара хачIвы
«ХIуагIахъа турых апны апсахра дуква дыргIвоуын», – Тлабыча Мира арат
лажваква ззынарху йгьи йгIарныцIуа шгIашвгвынгIвуа йауацIыхта шваквчважва.
2.Джыр ХIамид сквшы гIважва руацIа йара йгIанйыршаз алитература секция
даунашвачпагIвын. Алитература тшадызкIылуаз ашIаква йыргвышхвун, апхьара
йщтиуан. Айсра мгIваква ахъа уалагата ацIыхъвадза йамидатI. ДжырХIамид айсра
амщтахь алитература ахъа йгылата йынхуз дрыуан. Ауи йдыруан йгIадзынгылуа
чкIвыныргIа ушрыдынхалра атахъыз. Алитература шIыц-шIыц йгIаныршахра атахъын.ЗПсадгьыл ахвитра ахъазла зпсы йамайгьдзаз ауагIа, зпатриотизми зинтернационализми
багъьахаз рыхъазла турас шIыц гIаныршара атахъын. Ашвъабгъьы йанылуа шымдзуа
здыруаз ахъацIа гвыбзыгъа аугIа ршIалахIвара азикIкIуан, апхьагаква йрыдынхалуан,
литература жанр щарда рыщата щтIацIара дазыгвжважвун. Алитератури адырри
йрыдкIылата йшгIадзынйыргылыз гьабанпаракIым. РыцIа йгврыхваз йдыруаз зымгIва
йырзибжьуан.

27

Изложение – 9 класс. Текст№3.
«ХАБАРДЪА ДЫДЗТI…»
Анамыцаква гъарта йнарахвыз ЧвзыкIьаМухIадин, йыртахъыз анырзимхIва, мчыта
дырпкъатI. ДдырхIвхIван апсчва ъатаз амаша дтадрышвхтI. «Хабардъа дыдзтI» зныз
ашвъа задзаз йтгIачвагьи дырчIвутI, йпсхъвгьи рчпахтI.
МухIадин цIыхквта тшгIайдырхтI «Сырщызарквын гьакIвмызма, йгIашарыквын
сшбзу схъыргIвуштI», - хIва дшазхъвыцуаз чважвабжьыкI гIайгвыквыгIвтI. ДангIагъзы,
напIквакI амаша дгIатыргатI. ЙгIашаркIкIауата ахвы дызныз ауандыр апартизанква рпны
йнадзатI.
МухIадин бзита йгIайайъазан ддырбзихатI. МышкIы акомандир дызшIитын
унашва гIайзичпатI: анамыцаква злагIахъысуаш ацхIа агIвыжвжва. Мчыта
йырхчитI, швсакъха.
Агвып рхъвдаквцIара дырхъйатI, агъа зарар йдрадзатI, ауаса даргьи йгIарыщталын
йгIаквчвырцIатI. МухIадин тшангIайдырх йхъазы абна чвыцIа дгIалахатI. Анамыцаква
анышв гIазквпIлата йщтIаз дщхадзырщан йабджьаргьи нарахвын йджвыквылхтI.
МухIадин агIыла йщапIква дгIарыквгылын ахысбыжьква ахьъагIагузла дджвыквылтI.
Абна дгIалцIын рхъакI дыланагатI.
ЙгIапсаз, згвы акъвпыз цIлакI дыдхIалын ачва дагатI. ЙпхIа ФатIимат «Папа,
угIагылта уча», - лхIвузшва йыла дгIацIалтI. ДгIахъчIвалызтын - пхIвыспа тшыткI
дйыдзхъагылапI. АмгIва дшазаргвану, анамыцаква шщарду гIайалхIвтI. Ауи апартизанква
рпны дзырцуш амгIващ йлырбатI. «Быхьыз ачIвыйа?» - дылцIгIатI ауи. «Наталка
Кирсанова я», – айшыста джьауап гIайылтхын лымгIва дапшыхтI. Бзидздзара данымгIвайс
пшыхвыгIвчва гвыпкI дырхъанагатI. Дызлаз запш полкызгьи дыззгIаджвыквлызгьи
райхIвын ркомандир дизыдырцарныс дрыхIватI.
РшIыйара хачIвы
АйсыгIв

МухIадин

йгIамидаз

айсра

мгIваква

шаъаз

шваквчважва.

Ашвапхаква гIашвырба.
2.АйсыгIв МухIадин йгIамидаз айсра мгIваква швабыжта йбаргвын.Айсра агIан
абзазара алакта бзита йгIанарбитI.Ауи йызнымкIва дызшIашваз арыцхIагIа, дгIазхъысыз
абаргвыра

сквш

щарда

йхъмаштылхуата

дгIабзазатI,йызнымкIва

апсра

алакта
28

дтапшытI.ХъацIари гIвычIвысагIари злу йанакIвызлакIгьи абаргвыраква рыхъазла йхъа
гьнайыркъвуам.АйсыгIв дызшIашваз арыцхIагIи амли дгьырзыпымтштI, йдунейпшыща
дрыцIолатI, З-Псадгьыл ахвитра ахъазла зпсы йамайгьдзаз ауагIа, рпатриотизм джьайщауа
щарда далачважвалун.
АйсыгIв МухIадин йпхIа Фаризат Псыж кыт йапхъахауа агимназия музей
гIанлыршатI.Ауи дашIамсуаайсра йаладзыз рыхъазла ашвъаква дырзыпшшгIун, ауат
ръахIыльчва йдлырдырхуан.Ауи акIвымкIвагьи айсра йгIацапахыз рыхъазла бзира щарда
лчпатI.ЧвзыкIьа Фаризат йгIацIылщтыз акнига «Великая Отечественная война в истории
аула Псыж» айсра йаладзызгьи йгIахъынхIвыхыз рыхъазлагьи магIын ду амапI.

29

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематического планирования)
Учитель: Копсергенова Ф.А.
Предмет: родной абазинский язык

№ урока

Класс: 9
Учебный год: 2022-2023
Даты по
основному
КТП

Тема
урока по
основному
КТП

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Учитель_______________(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________________(ФИО)
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».