Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для учащихся 7 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения РФ от 28.08.2020 г. №442; 3. ФГОС ООО, утвержденный приказом минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577); 4. Приказ №555 от 31.08.2022 г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты»; 5. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023 учебный год утвержден приказом № 366 от 26.08.2022 г. 6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3468-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от 20.05.2020 г. № 254. Учебник: В.В.Пасечник. Биология. 7 класс: Просвещение, 2021. Цели и задачи обучения биологии в 7 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе. Целями обучения предмета «биология» в 7 классе является (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ): 1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; 2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; 3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; 5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности но отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Основными задачами обучения являются: 1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 2. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 3. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Содержание учебного предмета «Биология» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание: 1. Значение водорослей в природе и жизни человека 2. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб 3. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство 4. Охрана растительного и животного мира Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является приоритетным для формирования предметных, личностных и метапредметных УУД. В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Содержание учебного предмета «биология» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: (перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ) 1. Устный опрос 2. Письменный опрос 2. Общая характеристика учебного предмета (отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1) Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 7 классе. На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «биология» на ступени обучения. (отражены в образовательной программе образовательного учреждения. См. Приложение 2) Личностные: 1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные: 1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. 2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. 3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. 4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные: 1. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности. 2. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. 3. Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов растений и животных. 4. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. 5. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями. 6. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 7. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни. 8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 9. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами ( лупы, микроскопы). 5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе образовательного учреждения). Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 час) Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов. Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы. Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники (4 часа) Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Лабораторная работа: • Изучение строения плесневых грибов. Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Раздел 2. Многообразие растительного мира (14 часов) Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана. Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников. Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование. Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса. Многообразие растений, выращиваемых человеком. Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания. Лабораторные работы: • Изучение внешнего строения водорослей. • Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). • Изучение внешнего строения папоротника (хвоща). • Изучение строения и многообразия голосеменных растений. • Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. • Изучение органов цветкового растения. • Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. • Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. • Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень). Практические работы: • Распознавание наиболее распространенных растений своей местности. • Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. • Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей. Раздел 3. Многообразие животного мира (12 часов) Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира. Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека. Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь. Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека. Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека. Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека. Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана. Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб. Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся. Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц. Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих. Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей. Лабораторные работы: • Изучение многообразия одноклеточных животных. • Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных. • Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры. • Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. • Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам. • Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам. • Наблюдение за поведением улитки (прудовика, слизня). • Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям. • Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода. • Наблюдение за живыми членистоногими. • Изучение внешнего строения и особенностей движения, дыхания и поведения аквариумных рыб. • Наблюдение и уход за аквариумными рыбами. • Описание видового состава рыб местных водоемов. • Наблюдение за живыми черепахами (лягушками, ящерицами). • Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова. • Изучение строения куриного яйца. • Наблюдение и уход за птицами (канарейками, попугайчиками, курами и др.). • Изучение внешнего строения млекопитающих. • Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.). Экскурсии: • Разнообразие и роль членистоногих в природе. • Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны. • Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк). Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края. Раздел 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 час) Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных. Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции. Раздел 5. Экосистемы (2 часа) Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем. Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп. Содержание учебного предмета Перечень и название раздела и тем курса Кол-во часов Основные виды учебной деятельности Введение. Многообразие организмов, их классификация Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники 1 Раздел 2. Многообразие растительного мира 14 Раздел 3. Многообразие животного мира 15 Учебно-исследовательская, тестирование Проектная, учебноисследовательская, тестирование Проектная, учебноисследовательская, тестирование Проектная, учебноисследовательская, тестирование 4 Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники. 4 часа Царство Бактерии. 1 2 Домашнее задание Введение. Многообразие организмов, их классификация. 1 час Многообразие организмов, 1 1 их классификация. Вид контроля Календарные сроки план план Вид занятия Тема урока Количество часов №урока КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Вводное Опрос §1, с.6-7 Комбин ированн ое Опрос §3,4, с.14-17 3 Царство Грибы. 1 Комбин ированн ое Опрос §5,6, с.18-24 4 Грибы – паразиты растений, животных, человека. Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Контрольная работа №1 «Бактерии, грибы, лишайники» 1 Комбин ированн ое Опрос §7,8, с.26-30 1 Контрол ьное Контрол ьная работа Вводное Опрос §9,10, 11, с.3443 5 Раздел 2. Многообразие растительного мира. 14 часов Водоросли. 1 6 7 Высшие споровые растения. Моховидные 1 Комбин ированн ое Опрос §12,13, с.44-48 8 Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. 1 Комбин ированн ое Опрос §14,15 с.50-55 9 Отдел Голосеменные растения. 1 Комбин ированн ое Опрос §16,17, с.56-62 10 Контрольная работа №2 «Водоросли, мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные» 1 Контрол ьное Контрол ьная работа 11 Покрытосеменные, или Цветковые. Строение семян. 1 Вводное Опрос §18,19, с.64-67 12 Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. 1 Комбин ированн ое Опрос §20,21, с.68-73 13 Побег и почки. Строение стебля. 1 Комбин ированн ое Опрос §22,23, с.74-80 14 Строение листа. 1 Комбин ированн ое Опрос §24,25, с.82-86 15 Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветков. 1 Комбин ированн ое Опрос §26,27, с.88-93 16 Соцветия. Плоды. 1 Комбин ированн ое Опрос §28,29, с.96-101 17 Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные. Класс Однодольные. 1 Комбин ированн ое Опрос §30,31, с.102107 1 Комбин ированн ое Опрос §32,33, с.108118 Контрольная работа №3 «Покрытосеменные» 1 Контрол ьное Контрол ьная работа Вводное Опрос §35,36, с.126135 18 19 Раздел 3. Многообразие животного мира. 15 часов Подцарство Одноклеточные. 1 20 21 Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных. 1 Комбин ированн ое Опрос §38,39, с.140147 22 Типы Плоские черви 1 Комбин ированн ое Опрос §40, с.148151 23 Тип Круглые и тип Кольчатые черви. 1 Комбин ированн ое Опрос §41, с.152156 24 Тип Моллюски 1 Комбин ированн ое Опрос §42,43, с.158165 25 Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. 1 Комбин ированн ое Опрос §44,45, с.166172 26 Класс Паукообразные. 1 Комбин ированн ое Опрос §45, с.170172 27 Класс Насекомые. Многообразие насекомых. 1 Комбин ированн ое Опрос §46,47, с.174183 28 Контрольная работа №4 «Простейшие, Беспозвоночные» 1 Контрол ьное Контрол ьная работа 29 Надкласс Рыбы. 1 Вводное Опрос §49,50, с.188195 30 Класс Земноводные. 1 Комбин ированн ое Опрос §51, с.196199 31 Класс Пресмыкающиеся 1 Комбин ированн ое Опрос §52, с.200203 32 Класс Птицы. 1 Комбин ированн ое Опрос §53,54, с.204211 33 Класс Млекопитающие, или Звери. 1 Комбин ированн ое Опрос §55,56, с.212219 34 Контрольная работа №5 «Тип Хордовые» 1 Контрол ьное Контрол ьная работа ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (календарно-тематическое планирование) ФИО учителя: Хакунова Зульфия Алиевна Предмет: биология Класс: 7а, 7б, 7в, 7г, 7д Учебный год: 2022-2023 № Даты по урока основному КТП Тема урока по основному КТП СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______________ (ФИО) Дата проведения по факту Тема урока по факту Причина Способ корректировки корректировки Учитель ______________(ФИО)