рабочая программа 7 класс биология

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 классов гимназии разработана в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального,
основного и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства
просвещения РФ от 28.08.2020 г. №442;
3. ФГОС ООО, утвержденный приказом минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577);
4. Приказ №555 от 31.08.2022 г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №
4 г.Усть-Джегуты»;
5. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты» на
2022-2023 учебный год утвержден приказом № 366 от 26.08.2022 г.
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3468-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в федеральный перечень учебников и рекомендован (утвержден) МО РФ
Приказом Минобрнауки от 20.05.2020 г. № 254.
Учебник: В.В.Пасечник. Биология. 7 класс: Просвещение, 2021.
Цели и задачи обучения биологии в 7 классе соответствует планируемым результатам,
сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «биология» в 7 классе является (Фундаментальное ядро
содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ):
1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической
науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов
и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области
биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические
эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры
поведения в природе;
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода
за растениями; оценки последствий своей деятельности но отношению к природной среде;
для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Основными задачами обучения являются:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
2. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
3. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению
к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета «Биология» способствует реализации программы
воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
1. Значение водорослей в природе и жизни человека
2. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб
3. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство
4. Охрана растительного и животного мира
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы
развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся
образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является приоритетным для
формирования предметных, личностных и метапредметных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и
учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «биология» способствует дальнейшему формированию
ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и
освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
(перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)
1. Устный опрос
2. Письменный опрос
2. Общая характеристика учебного предмета
(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука.
Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она
раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного
общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии
основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой
природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 7 классе.
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит
34 часа в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«биология» на ступени обучения.
(отражены в образовательной программе образовательного учреждения. См. Приложение 2)
Личностные:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметные:

1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни
человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности.
2. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе.
3. Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов растений
и животных.
4. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения.
5. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и
их функциями.
6. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
7. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска
на здоровье человека.
9. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с
биологическими приборами и инструментами
( лупы, микроскопы).
5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе
образовательного учреждения).
Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 час)
Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица
систематики. Классификация живых организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники (4 часа)
Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие
бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы —
паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы.
Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик,
ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа: • Изучение строения плесневых грибов.
Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Раздел 2. Многообразие растительного мира (14 часов)

Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.
Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в
практической деятельности и охрана.
Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение.
Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе.
Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие
голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их
использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности.
Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства
класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств
покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона;
приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Лабораторные работы:
• Изучение внешнего строения водорослей.
• Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
• Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
• Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
• Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.
• Изучение органов цветкового растения.
• Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
• Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
• Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
Практические работы:
• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.
• Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.
• Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с
использованием справочников и определителей.
Раздел 3. Многообразие животного мира (12 часов)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их
сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие
одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний,
вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация
клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс.
Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей.
Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в
природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие
моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие
членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней
человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения
заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое
значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб.
Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана

рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие
земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой
змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о
потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана
птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие
млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе,
практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных;
микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные
препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски;
коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих;
модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
• Изучение многообразия одноклеточных животных.
• Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.
• Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры.
• Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и
реакциями на раздражения.
• Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам.
• Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам.
• Наблюдение за поведением улитки (прудовика, слизня).
• Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
• Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода.
• Наблюдение за живыми членистоногими.
• Изучение внешнего строения и особенностей движения, дыхания и поведения аквариумных
рыб.
• Наблюдение и уход за аквариумными рыбами.
• Описание видового состава рыб местных водоемов.
• Наблюдение за живыми черепахами (лягушками, ящерицами).
• Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.
• Изучение строения куриного яйца.
• Наблюдение и уход за птицами (канарейками, попугайчиками, курами и др.).
• Изучение внешнего строения млекопитающих.
• Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.).
Экскурсии:
• Разнообразие и роль членистоногих в природе.
• Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
• Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).
Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Раздел 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 час)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до
покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства
эволюции.
Раздел 5. Экосистемы (2 часа)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их
влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и
их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы
взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и
животные разных экологических групп.

Содержание учебного предмета
Перечень и название раздела и тем
курса

Кол-во
часов

Основные виды учебной
деятельности

Введение. Многообразие организмов, их
классификация
Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники

1

Раздел 2. Многообразие растительного
мира

14

Раздел 3. Многообразие животного мира

15

Учебно-исследовательская,
тестирование
Проектная,
учебноисследовательская,
тестирование
Проектная, учебноисследовательская,
тестирование
Проектная, учебноисследовательская,
тестирование

4

Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники. 4 часа
Царство Бактерии.
1
2

Домашнее задание

Введение. Многообразие организмов, их классификация. 1 час
Многообразие организмов,
1
1
их классификация.

Вид контроля

Календарные
сроки
план
план

Вид занятия

Тема урока

Количество часов

№урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вводное

Опрос

§1, с.6-7

Комбин
ированн
ое

Опрос

§3,4,
с.14-17

3

Царство Грибы.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§5,6,
с.18-24

4

Грибы – паразиты растений,
животных, человека.
Лишайники – комплексные
симбиотические организмы.
Контрольная работа №1
«Бактерии, грибы,
лишайники»

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§7,8,
с.26-30

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

Вводное

Опрос

§9,10,
11, с.3443

5

Раздел 2. Многообразие растительного мира. 14 часов
Водоросли.
1
6

7

Высшие споровые растения.
Моховидные

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§12,13,
с.44-48

8

Папоротниковидные.
Плауновидные.
Хвощевидные.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§14,15
с.50-55

9

Отдел Голосеменные
растения.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§16,17,
с.56-62

10

Контрольная работа №2
«Водоросли, мхи,
папоротники, плауны,
хвощи, голосеменные»

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

11

Покрытосеменные, или
Цветковые. Строение семян.

1

Вводное

Опрос

§18,19,
с.64-67

12

Виды корней и типы
корневых систем.
Видоизменения корней.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§20,21,
с.68-73

13

Побег и почки. Строение
стебля.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§22,23,
с.74-80

14

Строение листа.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§24,25,
с.82-86

15

Видоизменения побегов.
Строение и разнообразие
цветков.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§26,27,
с.88-93

16

Соцветия. Плоды.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§28,29,
с.96-101

17

Размножение
покрытосеменных растений.
Классификация
покрытосеменных.
Класс Двудольные. Класс
Однодольные.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§30,31,
с.102107

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§32,33,
с.108118

Контрольная работа №3
«Покрытосеменные»

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

Вводное

Опрос

§35,36,
с.126135

18

19

Раздел 3. Многообразие животного мира. 15 часов
Подцарство Одноклеточные.
1
20

21

Тип Кишечнополостные.
Многообразие
кишечнополостных.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§38,39,
с.140147

22

Типы Плоские черви

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§40,
с.148151

23

Тип Круглые и тип
Кольчатые черви.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§41,
с.152156

24

Тип Моллюски

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§42,43,
с.158165

25

Тип Членистоногие. Класс
Ракообразные.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§44,45,
с.166172

26

Класс Паукообразные.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§45,
с.170172

27

Класс Насекомые.
Многообразие насекомых.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§46,47,
с.174183

28

Контрольная работа №4
«Простейшие,
Беспозвоночные»

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

29

Надкласс Рыбы.

1

Вводное

Опрос

§49,50,
с.188195

30

Класс Земноводные.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§51,
с.196199

31

Класс Пресмыкающиеся

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§52,
с.200203

32

Класс Птицы.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§53,54,
с.204211

33

Класс Млекопитающие, или
Звери.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§55,56,
с.212219

34

Контрольная работа №5
«Тип Хордовые»

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя: Хакунова Зульфия Алиевна
Предмет: биология
Класс: 7а, 7б, 7в, 7г, 7д
Учебный год: 2022-2023
№
Даты по
урока основному
КТП

Тема урока
по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______________ (ФИО)

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
Способ
корректировки корректировки

Учитель ______________(ФИО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».