рабочая программа 8 класс биология

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 классов гимназии разработана в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального,
основного и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства
просвещения РФ от 28.08.2020 г. №442;
3. ФГОС ООО, утвержденный приказом минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577);
4. Приказ № 555 от 31.008.2022 г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия
№ 4 г.Усть-Джегуты»;
5. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты» на
2022-2023 учебный год утвержден приказом № 366 от 26.08.2022 г.
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3468-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в федеральный перечень учебников и рекомендован (утвержден) МО РФ
Приказом Минобрнауки от 20.05.2020 г. № 254.
Учебник: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов. Биология. 8 класс,
Просвещение, 2022.
Цели и задачи обучения биологии в 8 классе соответствует планируемым результатам,
сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «биология» в 8 классе является (Фундаментальное ядро
содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ):
1. формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о
факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;
2. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения
психического, психического и нравственного здоровья человека;
3. развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о
своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных
качеств личности, овладение методами исследования организма человека.
Основными задачами обучения являются:
1. способствовать формированию ключевых компетентностей учащегося: в решении
задач и проблем, информационной, коммуникативной,
учебной (образовательной)
компетентности;
2. расширять индивидуализацию образовательного процесса на основе использования
средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и
продвижения ученика в образовательном процессе;
3. способствовать сохранению здоровья, безопасности учащихся, обеспечению их
эмоционального благополучия;
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы
воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
1. Науки о человеке и их методы
2. Расы человека
3. Социальная и природная среда человека
4. Окружающая среда и здоровье человека

Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы
развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся
образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является приоритетным для
формирования коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и
учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «Биология» способствует дальнейшему формированию
ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и
освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
(перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)
1. письменный опрос
2. устный опрос
2. Общая характеристика учебного предмета
(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука.
Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она
раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного
общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии
основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой
природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 8 классе
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит
34 часа в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«биология» на ступени обучения.
(отражены в образовательной программе образовательного учреждения. См. Приложение 2)
Личностные:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметные:
1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-

популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен
веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).
2. Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения
мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами, травматизма, стрессов, вич-инфекции, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
3. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;
значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности.
4. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе.
5. Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека.
6. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения.
7. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и
их функциями.
8. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
9. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
10. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска
на здоровье человека.
11. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с
биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
12. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения
наблюдений за состоянием собственного организма.
5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе
образовательного учреждения).
Введение (2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их
становление и методы исследования. Место человека в систематике. Доказательства животного
происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и
социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 1. Общий обзор организма человека (1 час)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и
функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.

Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки,
эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Раздел 2. Опора и движение (4 часа)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы
костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности.
Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные,
полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и
синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение
мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения.
Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и
исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы
оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости. Мышцы
человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и
динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется
дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 3. Внутренняя среда организма (2 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз.
Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции
клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови.
Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и
И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет.
Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите.
Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители
и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней.
Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный
и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость.
Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Раздел 4. Кровообращение и лимфообращение (2 часа)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и
лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови,
пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и
сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу
Короткова. Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Определение скорости кровотока в
сосудах ногтевого ложа. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на
дозированную нагрузку.
Раздел 5. Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и
органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика,
доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и

гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности
дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак
легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме.
Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения
проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по
обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких.
Приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания и жизненного объёма легких
Раздел 6. Питание (4 часа)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.
Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные
железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов
пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная
помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных
желез, движение гортани при глотании.
Раздел 7. Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и
энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и
незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.
Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и
общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам
функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Обнаружение и устойчивость
витамина С.
Раздел 8. Выделение продуктов обмена (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы
мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны.
Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Раздел 9. Покровы тела человека (2 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в
обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у
дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма.
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи».
Раздел 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие
нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.
Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ.

Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной
мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и
функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга,
моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.
Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и
замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и
сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический
подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с
щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего
мозга.
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы (2 часа)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации.
Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через
прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора.
Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза.
Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор.
Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха.
Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их
предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы.
Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и
колбочек.
Лабораторные и практические работы
«Изучение изменений работы зрачка»
«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; обнаружение слепого пятна.
Раздел 12. Психика и поведение. Высшая нервная деятельность
(2 часа)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов
и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы.
Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение
А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.
Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность,
динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей
нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и
животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и
внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и
интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение,
мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм.
Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения
(чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства.
Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и
мышления.

Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные
изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание,
логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового
динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при
непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 13. Размножение и развитие человека (3 часа)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового
размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых
хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и
развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке.
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и
причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на
развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД,
сифилис и др.; их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое
созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,
межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности,
способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющие тип темперамента.

Содержание учебного предмета
Перечень и название раздела и тем
курса

Кол-во
часов

Введение
Раздел 1. Общий обзор организма
человека
Раздел 2. Опора и движение

2
1

Раздел 3. Внутренняя среда организма

2

Раздел 4. Кровообращение и
лимфообращение
Раздел 5. Дыхание

2

Раздел 6. Питание

4

Раздел 7. Обмен веществ и превращение
энергии
Раздел 8. Выделение продуктов обмена

2

Раздел 9. Покровы тела человека

2

Раздел 10. Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы

5

Раздел 12. Психика и поведение.
Высшая нервная деятельность
Раздел 13. Размножение и развитие
человека

2

4

2

1

2

3

Основные виды учебной
деятельности
Учебно-исследовательская
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование

2

Происхождение и эволюция
человека. Антропогенез.

1

Вводное

Опрос

§1, 2,
с.6-13

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§3,
с.14-17

Комбин
ированн
ое

Опрос

§4,5,6,
с.20-27

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§7,8,
с.32-39

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§9,10,
11, с.4043

§11,12,
с.48-55

Раздел 1. Общий обзор организма человека. 1 час
Строение организма
1
3
человека. Регуляция
процессов
жизнедеятельности.
Раздел 2. Опора и движение. 4 часа
Опорно-двигательная
4
система. Состав, строение и
рост костей. Скелет
человека. Соединение
костей. Скелет головы.
Скелет туловища. Скелет
5
конечностей и их поясов.
Строение и функции
скелетных мышц.

Домашнее задание

Вид контроля

Введение. 2 часа
Науки о человеке и их
1
методы. Биологическая
природа человека. Расы
человека.

Календарные
сроки
план
факт

Вид занятия

Тема урока

Количество часов

№урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6

Работа мышц и ее
регуляция. Нарушения
опорно-двигательной
системы. Травматизм.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

7

Контрольная работа №1
«Общий обзор организма
человека», «Опора и
движение».

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

Вводное

Опрос

Раздел 3. Внутренняя среда организма. 2 часа
Состав внутренней среды
1
8
организма и ее функции.
Состав крови. Постоянство
внутренней среды.

§13,14,
с.60-65

Свертывание крови.
1
Переливание крови. Группы
крови. Иммунитет.
Нарушения иммунной
системы человека.
Вакцинация.
Раздел 4. Кровообращение и лимфообращение. 2 часа
Органы кровообращения.
1
10
Строение и работа сердца.
Сосудистая система.
Лимфообращение.

Комбин
ированн
ое

Опрос

§15,16,
с.66-73

Комбин
ированн
ое

Опрос

§17,18,
с.76-83

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§19,
с.84-87

1

Вводное

Опрос

§20,21,
с.90-97

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§22,23,
с.98-107

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§24,25,
с.110117

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§26,27,
с.118125

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§28,
с.126129

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

Вводное

Опрос

9

11

Сердечно-сосудистые
заболевания. Первая
помощь при кровотечении.

Раздел 5. Дыхание. 2 часа
Дыхание и его значение.
12
Органы дыхания.
Механизм дыхания.
Жизненная емкость легких.
Регуляция дыхания. Охрана
воздушной среды.
Заболевания органов
дыхания, их профилактика.
Реанимация.
Раздел 6. Питание. 4 часа
Питание и его значение.
14
Органы пищеварения и их
функции. Пищеварение в
ротовой полости. Глотка и
пищевод.
Пищеварение в желудке и
15
кишечнике. Всасывание
питательных веществ в
кровь.
13

16

Регуляция пищеварения.
Гигиена питания

1
Контрольная работа №2
«Внутренняя среда
организма»,
«Кровообращение и
лимфообращение»,
«Дыхание и питание»
Раздел 7. Обмен веществ и превращение энергии. 2 часа
Пластический и
1
18
энергетический обмен.
Ферменты и их роль в
организме человека.
17

§29,30,
с.132137

19

Витамины и их роль в
организме человека.
Нормы и режим питания.
Нарушения обмена веществ.

1

Раздел 8. Выделение продуктов обмена. 1 час
Выделение и его значение.
1
20
Органы мочевыделения.
Заболевания органов
мочевыделения.
Раздел 9. Покровы тела человека. 2 часа
Наружные покровы тела.
1
21
Строение и функции кожи.
Болезни и травмы кожи.

22

Гигиена кожных покровов.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§31,32,
с.138147

Комбин
ированн
ое

Опрос

§33,34,
с.150155

Комбин
ированн
ое

Опрос

§35,36,
с.158165

Комбин
ированн
ое

Опрос

§37,
с.166169

Раздел 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. 5 часов
Железы внутренней
1
Комбин Опрос
23
секреции и их функции.
ированн
Работа эндокринной
ое
системы и ее нарушения.

§38,39,
с.172177

24

Строение нервной системы
и ее значение. Спинной
мозг.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§40,41,
с.178181

25

Головной мозг.
Вегетативная нервная
система.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§42,43,
с.182189

26

Нарушения в работе
нервной системы и их
предупреждение.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§44,
с.190191

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

Вводное

Опрос

1
Контрольная работа №3
«Обмен веществ и
энергии, выделение,
покровы»,
«Нейрогуморальная
регуляция процессов
жизнедеятельности»
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы. 2 часа
Понятие об анализаторах.
1
28
Зрительный анализатор.
Слуховой анализатор.
27

§45,46,
с.194199

Вестибулярный анализатор.
1
Комбин
Мышечное чувство.
ированн
Осязание. Вкусовой и
ое
обонятельный анализаторы.
Боль.
Раздел 12. Психика и поведение. Высшая нервная деятельность. 2 часа
Высшая нервная
1
Комбин
30
деятельность. Рефлексы.
ированн
Память и обучение.
ое

Опрос

§47,48,
с.200203

Опрос

§49,50,
с.206213

Врожденное и
1
приобретенное поведение.
Сон и бодрствование.
Особенности высшей
нервной деятельности
человека.
Раздел 13. Размножение и развитие человека. 3 часа
Особенности размножения
1
32
человека. Органы
размножения. Половые
клетки. Оплодотворение.

Комбин
ированн
ое

Опрос

§51-53,
с.214221

Комбин
ированн
ое

Опрос

§54,55,
с.224229

§56,57,
с.230237

29

31

33

Беременность и роды.
Рост и развитие ребенка
после рождения.

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

34

Контрольная работа №4
«Анализаторы», «Высшая
нервная деятельность»,
«Размножение и развитие
человека»

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя: Харатокова Хурлыка Кенженазаровна
Предмет: биология
Класс: 8а, 8б, 8в, 8г, 8д
Учебный год: 2022-2023
№
Даты по
урока основному
КТП

Тема урока
по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______________ (ФИО)

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
Способ
корректировки корректировки

Учитель ______________(ФИО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».