Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для учащихся 8 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения РФ от 28.08.2020 г. №442; 3. ФГОС ООО, утвержденный приказом минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577); 4. Приказ № 555 от 31.008.2022 г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты»; 5. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023 учебный год утвержден приказом № 366 от 26.08.2022 г. 6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3468-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от 20.05.2020 г. № 254. Учебник: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов. Биология. 8 класс, Просвещение, 2022. Цели и задачи обучения биологии в 8 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе. Целями обучения предмета «биология» в 8 классе является (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ): 1. формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека; 2. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека; 3. развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека. Основными задачами обучения являются: 1. способствовать формированию ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности; 2. расширять индивидуализацию образовательного процесса на основе использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе; 3. способствовать сохранению здоровья, безопасности учащихся, обеспечению их эмоционального благополучия; Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание: 1. Науки о человеке и их методы 2. Расы человека 3. Социальная и природная среда человека 4. Окружающая среда и здоровье человека Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является приоритетным для формирования коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных УУД. В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Содержание учебного предмета «Биология» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: (перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ) 1. письменный опрос 2. устный опрос 2. Общая характеристика учебного предмета (отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1) Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 8 классе На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «биология» на ступени обучения. (отражены в образовательной программе образовательного учреждения. См. Приложение 2) Личностные: 1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные: 1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. 2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. 3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. 4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные: 1. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма). 2. Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, вич-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. 3. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности. 4. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. 5. Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека. 6. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. 7. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями. 8. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 9. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни. 10. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 11. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы). 12. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе образовательного учреждения). Введение (2 часа) Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид. Раздел 1. Общий обзор организма человека (1 час) Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Лабораторные и практические работы Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Раздел 2. Опора и движение (4 часа) Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах. Лабораторные и практические работы Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки. Раздел 3. Внутренняя среда организма (2 часа) Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Лабораторные и практические работы Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Раздел 4. Кровообращение и лимфообращение (2 часа) Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений. Лабораторные и практические работы Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Раздел 5. Дыхание (2 часа) Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы Определение частоты дыхания и жизненного объёма легких Раздел 6. Питание (4 часа) Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация Торс человека. Лабораторные и практические работы Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании. Раздел 7. Обмен веществ и превращение энергии (2 часа) Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Лабораторные и практические работы Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Обнаружение и устойчивость витамина С. Раздел 8. Выделение продуктов обмена (1 час) Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Демонстрация Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения». Раздел 9. Покровы тела человека (2 часа) Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Демонстрация Рельефная таблица «Строение кожи». Раздел 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие. Демонстрация Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками. Модель головного мозга человека. Лабораторные и практические работы Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы (2 часа) Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек. Лабораторные и практические работы «Изучение изменений работы зрачка» «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; обнаружение слепого пятна. Раздел 12. Психика и поведение. Высшая нервная деятельность (2 часа) Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрация Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Лабораторные и практические работы Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом. Раздел 13. Размножение и развитие человека (3 часа) Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация Тесты, определяющие тип темперамента. Содержание учебного предмета Перечень и название раздела и тем курса Кол-во часов Введение Раздел 1. Общий обзор организма человека Раздел 2. Опора и движение 2 1 Раздел 3. Внутренняя среда организма 2 Раздел 4. Кровообращение и лимфообращение Раздел 5. Дыхание 2 Раздел 6. Питание 4 Раздел 7. Обмен веществ и превращение энергии Раздел 8. Выделение продуктов обмена 2 Раздел 9. Покровы тела человека 2 Раздел 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы 5 Раздел 12. Психика и поведение. Высшая нервная деятельность Раздел 13. Размножение и развитие человека 2 4 2 1 2 3 Основные виды учебной деятельности Учебно-исследовательская Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование Учебно-исследовательская, тестирование 2 Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. 1 Вводное Опрос §1, 2, с.6-13 1 Комбин ированн ое Опрос §3, с.14-17 Комбин ированн ое Опрос §4,5,6, с.20-27 1 Комбин ированн ое Опрос §7,8, с.32-39 1 Комбин ированн ое Опрос §9,10, 11, с.4043 §11,12, с.48-55 Раздел 1. Общий обзор организма человека. 1 час Строение организма 1 3 человека. Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздел 2. Опора и движение. 4 часа Опорно-двигательная 4 система. Состав, строение и рост костей. Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет 5 конечностей и их поясов. Строение и функции скелетных мышц. Домашнее задание Вид контроля Введение. 2 часа Науки о человеке и их 1 методы. Биологическая природа человека. Расы человека. Календарные сроки план факт Вид занятия Тема урока Количество часов №урока КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 Работа мышц и ее регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. 1 Комбин ированн ое Опрос 7 Контрольная работа №1 «Общий обзор организма человека», «Опора и движение». 1 Контрол ьное Контрол ьная работа Вводное Опрос Раздел 3. Внутренняя среда организма. 2 часа Состав внутренней среды 1 8 организма и ее функции. Состав крови. Постоянство внутренней среды. §13,14, с.60-65 Свертывание крови. 1 Переливание крови. Группы крови. Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. Раздел 4. Кровообращение и лимфообращение. 2 часа Органы кровообращения. 1 10 Строение и работа сердца. Сосудистая система. Лимфообращение. Комбин ированн ое Опрос §15,16, с.66-73 Комбин ированн ое Опрос §17,18, с.76-83 1 Комбин ированн ое Опрос §19, с.84-87 1 Вводное Опрос §20,21, с.90-97 1 Комбин ированн ое Опрос §22,23, с.98-107 1 Комбин ированн ое Опрос §24,25, с.110117 1 Комбин ированн ое Опрос §26,27, с.118125 1 Комбин ированн ое Опрос §28, с.126129 Контрол ьное Контрол ьная работа Вводное Опрос 9 11 Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Раздел 5. Дыхание. 2 часа Дыхание и его значение. 12 Органы дыхания. Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация. Раздел 6. Питание. 4 часа Питание и его значение. 14 Органы пищеварения и их функции. Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Пищеварение в желудке и 15 кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. 13 16 Регуляция пищеварения. Гигиена питания 1 Контрольная работа №2 «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфообращение», «Дыхание и питание» Раздел 7. Обмен веществ и превращение энергии. 2 часа Пластический и 1 18 энергетический обмен. Ферменты и их роль в организме человека. 17 §29,30, с.132137 19 Витамины и их роль в организме человека. Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. 1 Раздел 8. Выделение продуктов обмена. 1 час Выделение и его значение. 1 20 Органы мочевыделения. Заболевания органов мочевыделения. Раздел 9. Покровы тела человека. 2 часа Наружные покровы тела. 1 21 Строение и функции кожи. Болезни и травмы кожи. 22 Гигиена кожных покровов. 1 Комбин ированн ое Опрос §31,32, с.138147 Комбин ированн ое Опрос §33,34, с.150155 Комбин ированн ое Опрос §35,36, с.158165 Комбин ированн ое Опрос §37, с.166169 Раздел 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. 5 часов Железы внутренней 1 Комбин Опрос 23 секреции и их функции. ированн Работа эндокринной ое системы и ее нарушения. §38,39, с.172177 24 Строение нервной системы и ее значение. Спинной мозг. 1 Комбин ированн ое Опрос §40,41, с.178181 25 Головной мозг. Вегетативная нервная система. 1 Комбин ированн ое Опрос §42,43, с.182189 26 Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. 1 Комбин ированн ое Опрос §44, с.190191 Контрол ьное Контрол ьная работа Вводное Опрос 1 Контрольная работа №3 «Обмен веществ и энергии, выделение, покровы», «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности» Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы. 2 часа Понятие об анализаторах. 1 28 Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. 27 §45,46, с.194199 Вестибулярный анализатор. 1 Комбин Мышечное чувство. ированн Осязание. Вкусовой и ое обонятельный анализаторы. Боль. Раздел 12. Психика и поведение. Высшая нервная деятельность. 2 часа Высшая нервная 1 Комбин 30 деятельность. Рефлексы. ированн Память и обучение. ое Опрос §47,48, с.200203 Опрос §49,50, с.206213 Врожденное и 1 приобретенное поведение. Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности человека. Раздел 13. Размножение и развитие человека. 3 часа Особенности размножения 1 32 человека. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Комбин ированн ое Опрос §51-53, с.214221 Комбин ированн ое Опрос §54,55, с.224229 §56,57, с.230237 29 31 33 Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. 1 Комбин ированн ое Опрос 34 Контрольная работа №4 «Анализаторы», «Высшая нервная деятельность», «Размножение и развитие человека» 1 Контрол ьное Контрол ьная работа ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (календарно-тематическое планирование) ФИО учителя: Харатокова Хурлыка Кенженазаровна Предмет: биология Класс: 8а, 8б, 8в, 8г, 8д Учебный год: 2022-2023 № Даты по урока основному КТП Тема урока по основному КТП СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______________ (ФИО) Дата проведения по факту Тема урока по факту Причина Способ корректировки корректировки Учитель ______________(ФИО)