рабочая программа 9 класс биология

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 9 классов гимназии разработана в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального,
основного и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства
просвещения РФ от 28.08.2020 г. №442;
3. ФГОС ООО, утвержденный приказом минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577);
4. Приказ №555 от 31.08.2022 г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №
4 г.Усть-Джегуты»;
5. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты»
на 2021-2022 учебный год утвержден приказом № 366 от 26.08.2022 г.
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3468-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в федеральный перечень учебников и рекомендован (утвержден) МО РФ
Приказом Минобрнауки от 20.05.2020 г. № 254.
Учебник: Пасечник В.В. Биология 9 класс.: Просвещение, 2021.
Цели и задачи обучения биологии в 9 классе соответствует планируемым результатам,
сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «биология» в 9 классе является (Фундаментальное ядро
содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ):
1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
методах познания живой природы;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о
факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием
собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
Основными задачами обучения являются:
1. способствовать формированию ключевых компетентностей учащегося: в решении
задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной)
компетентности;
2. расширять индивидуализацию образовательного процесса на основе использования
средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и
продвижения ученика в образовательном процессе;
3. способствовать сохранению здоровья, безопасности учащихся, обеспечению их
эмоционального благополучия;

Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы
воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
1. Происхождение человека
2. Клеточная теория строения организмов
3. Природные ресурсы и их использование
4. Последствия хозяйственной
деятельности человека для окружающей среды.
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы
развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ)
обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является
приоритетным для формирования коммуникативных, регулятивных, познавательных и
личностных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и
учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «биология» способствует дальнейшему формированию
ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и
освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
(перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)
1. письменный опрос
2. устный опрос
2. Общая характеристика учебного предмета
(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука.
Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она
раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного
общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии
основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой
природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 9 классе
На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях
составит 68 часов в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«биология» на ступени обучения.
Личностные:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметные:
1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения

понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен
веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,
рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).
2. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека
в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни
человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний у человека, видообразования и приспособленности.
3. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе.
4. Различение на таблицах частей и органоидов клетки.
5. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения.
6. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов
и их функциями.
7. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
8. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
9. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
10. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с
биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
11. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения
наблюдений за состоянием собственного организма.
5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе
образовательного учреждения).

Содержание учебного предмета
Перечень и название раздела и тем
курса

Кол-во
часов

Введение. Биология в системе наук

2

Раздел 1. Основы цитологии – науки о
клетке
Раздел 2. Размножение и
индивидуальное развитие организмов
Раздел 3. Основы генетики

12

Раздел 4. Генетика человека

2

Раздел 5. Основы селекции и
биотехнологии
Раздел 6. Эволюционное учение

5

Раздел 7. Возникновение и развитие
жизни на Земле
Раздел 8. Взаимосвязи организмов и
окружающей среды

5
11

10
8
12

Основные виды учебной
деятельности
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование

Введение. Биология в системе наук. 2 часа
Биология как наука
1
1

2

Методы биологических
исследований. Значение
биологии

1

Раздел 1. Основы цитологии – науки о клетке. 12 часов
Цитология – наука о
1
3
клетке

Домашнее задание

Вид контроля

Календарные
сроки
план
факт

Вид занятия

Тема урока

Количество часов

№урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вводно Опрос
е

§1,
с.6-10

Комби
нирова
нное

Опрос

§2,
с.12-15

Комби
нирова
нное

Опрос

§3,
с.18-19

4

Клеточная теория

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§4,
с.20-21

5

Химический состав
клетки. Неорганические
вещества

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§5,
с.22-23

6

Химический состав
клетки. Органические
вещества

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§5,
с.23-24

7

Строение клетки.
Цитоплазма

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§6,
с.26-29

8

Строение клетки. Ядро

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§6,
с.26

9

Особенности клеточного
строения организмов.
Вирусы

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§7,
с.30-33

10

Обмен веществ и
превращения энергии в
клетке. Фотосинтез

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§8,
с.34-35

11

Биосинтез белков

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§9,
с.36-37

12

Энергетический обмен

1

Комби
нирова
нное

Опрос

Консп
ект в
тетрад
и

13

Регуляция процессов
жизнедеятельности в
клетке

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§10,
с.38-39

14

Контрольная работа №1
«Основы цитологии»

1

Контро
льное

Контро
льная
работа

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5 часов
1
Вводно Опрос
15 Бесполое размножение.
Митоз
е

§11,
с.42-45

16

Половое размножение.
Мейоз

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§12,
с.46-49

17

Индивидуальное развитие
организма

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§13,
с.50-53

18

Влияние факторов
внешней среды на
онтогенез

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§14,
с.54-55

19

Контрольная работа №2
«Размножение и
индивидуальное

1

Контро
льное

Контро
льная
работа

развитие организмов»
Раздел 3. Основы генетики. 11 часов
1
20 Генетика как отрасль
биологической науки

Вводно Опрос
е

§15,
с.58-59

21

Методы исследования
наследственности.
Фенотип и генотип

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§16,
с.60-61

22

Закономерности
наследования

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§17,
с.62-63

23

Закономерности
наследования

1

Комби
нирова
нное

Опрос

Консп
ект в
тетрад
и

24

Решение генетических
задач

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§18,
с.64-65

25

Хромосомная теория
наследственности.
Генетика пола

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§19,
с.66-69

26

Взаимодействие генов

1

Комби
нирова
нное

Опрос

27

Генотипическая
изменчивость

1

Комби
нирова
нное

Опрос

Консп
ект в
тетрад
и
§20,
с.70-73

28

Комбинативная
изменчивость

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§21,
с.74-75

29

Фенотипическая
изменчивость

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§22,
с.76-79

30

Контрольная работа №3
«Основы генетики»

1

Контро
льное

Контро
льная

работа
Раздел 4. Генетика человека. 2 часа
1
31 Методы изучения
наследственности
человека

32

Генотип и здоровье
человека

1

Раздел 5. Основы селекции и биотехнологии. 5 часов
1
33 Основы селекции

Вводно Опрос
е

§23,
с.82-87

Комби
нирова
нное

Опрос

§24,
с.88-89

Комби
нирова
нное

Опрос

§25,
с.92-95

34

Достижения мировой и
отечественной селекции

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§26,
с.96-99

35

Центры многообразия и
происхождения
культурных растений

1

Комби
нирова
нное

Опрос

Консп
ект в
тетрад
и

36

Биотехнология:
достижения и
перспективы развития

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§27,
с.100103

37

Контрольная работа №4
«Генетика человека»,
«Основы селекции и
биотехнологии»

1

Контро
льное

Контро
льная
работа

Раздел 6. Эволюционное учение. 10 часов
1
38 Учение об эволюции
органического мира

Вводно Опрос
е

§28,
с.106109

39

Вид. Критерии вида

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§29,
с.110111

40

Популяционная структура
вида

1

Комби
нирова

Опрос

§30,
с.112113

нное
41

Видообразование

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§31,
с.114117

42

Борьба за существование

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§32,
с.118120

43

Естественный отбор

1

Комби
нирова
нное

Опрос

32,
с.120121

44

Формы естественного
отбора

1

Комби
нирова
нное

Опрос

Консп
ект в
тетрад
и

45

Адаптации как результат
естественного отбора

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§33,
с.122124

46

Урок-семинар
«Современные проблемы
теории эволюции»

1

Комби
нирова
нное

Опрос

47

Контрольная работа №5
«Эволюционное учение»

1

Контро
льное

Контро
льная
работа

Раздел 7. Возникновение и развитие жизни на Земле. 8 часов
1
48 Взгляды, гипотезы и
теории о происхождении
жизни

Вводно Опрос
е

§35,
с.130133

49

Органический мир как
результат эволюции

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§36,
с.134135

50

Жизнь в архейскую и
протерозойскую эры

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§37,
с.136

51

Жизнь в палеозойскую эру 1

Комби
нирова
нное

Опрос

§37,
137138

52

Жизнь в мезозойскую эру

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§37,
с.138

53

Жизнь в кайнозойскую
эру

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§37,
с.139141

54

Урок-семинар
«Происхождение и
развитие жизни на Земле»

1

Комби
нирова
нное

Опрос

55

Контрольная работа №6
«Происхождение и
развитие жизни на
Земле»

1

Контро
льное

Контро
льная
работа

Раздел 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. 12 часов
1
Вводно Опрос
56 Экология как наука
е

§39,
с.146149

57

Влияние экологических
факторов на организмы

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§40,
с.150153

58

Экологическая ниша

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§41,
с.154155

59

Структура популяций

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§42,
с.156157

60

Типы взаимодействия
популяций разных видов

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§43,
с.158161

61

Экосистемная
организация природы.
Компоненты экосистемы

1

Комби
нирова

Опрос

§44,
с.162163

нное
62

Структура экосистем

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§45,
с.164167

63

Поток энергии и пищевые
цепи

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§46,
с.168169

64

Искусственные
экосистемы

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§47,
с.170171

65

Экологические проблемы
современности

1

Комби
нирова
нное

Опрос

§49,
с.176179

66

Итоговая конференция
«Взаимосвязи организмов
и окружающей среды»

1

Комби
нирова
нное

Опрос

67

Контрольная работа №7
«Взаимосвязи
организмов и
окружающей среды»

1

Контро
льное

Контро
льная
работа

68

Итоговая контрольная
работа

1

Контро
льное

Контро
льная
работа

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя: Харатокова Хурлыка Кенженазаровна
Предмет: биология
Класс: 9а, 9б, 9в, 9г, 9д
Учебный год: 2022-2023
№
Даты по
урока основному
КТП

Тема урока
по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______________ (ФИО)

Дата
проведения
по факту

Тема
урока
по
факту

Причина
Способ
корректировки корректировки

Учитель ______________(ФИО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».