рабочая программа 10 класс (х-б) биология

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса гимназии разработана в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального, основного
и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения РФ от
28.08.2020 г. №442;
3. ФГОС ООО, утвержденный приказом минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577);
4. Приказ №556 от 31.08.2022 г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия № 4
г.Усть-Джегуты»;
5. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты» на
2021-2022 учебный год утвержден приказом № 366 от 26.08.2022 г.
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3468-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в федеральный перечень учебников и рекомендован (утвержден) МО РФ
Приказом Минобрнауки от 20.05.2022 г. № 254.
Учебник: Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц, А.О.Рувинский. Биология. 10 класс, «Просвещение», 2022.
Цели и задачи обучения биологии в 10 классе соответствует планируемым результатам,
сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «биология» в 10 классе является (Фундаментальное ядро содержания
общего образования, Основная образовательная программа ОУ):
1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений
живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и
экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации;
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в
природе;
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, оказания первой помощи себе и окружающим: оценки последствий своей
деятельности но отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей
среде.
Основными задачами обучения являются:
1. Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как
исключительной ценности органического мира.
2. Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного,
растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных
организмов.
3. Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности
растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
4. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к
изучению природы.

Содержание учебного предмета «Биология» способствует реализации программы
воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Задачи в области формирования личностной культуры:
 формирование способности к духовному развитию;
 укрепление нравственности;
 формирование основ морали;
 формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям,
мыслям и поступкам;
 формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
 развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
 формирование нравственного смысла учения.
Задачи в области формирования социальной культуры:
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным,
религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
 формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
 знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
Содержание учебного предмета «Биология» способствует реализации программы
развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся
образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Биология» является приоритетным для
формирования предметных, личностных и метапредметных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и
учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «Биология» способствует дальнейшему формированию
ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и
освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
(перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ):
1. устный опрос
2. письменный опрос
2. Общая характеристика учебного предмета
(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 10 классе
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34
часов в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«биология» на ступени обучения.
(отражены в образовательной программе образовательного учреждения. См. Приложение 2)
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

•
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
•
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
•
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
•
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
•
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
•
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия
людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
•
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
•
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
•
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
•
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
•
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
•
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
•
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
•
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
•
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
•
Вычитывать все уровни текстовой информации.
•
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются:
научиться называть сущность и свойства живого, а также уровни организации живой материи;
научиться называть особенности строения клетки, химический состав, прокариотические и
эукариотические клетки;
научиться называть особенности строения организма, энергетического и пластического обмена,
фотосинтез, митоз, мейоз; решать задачи на законы Г.Менделя.
5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе
образовательного учреждения).

Содержание учебного предмета
Перечень и название раздела и тем
курса

Кол-во
часов

Основные виды учебной
деятельности

Введение

3

Учебно-исследовательская,
тестирование

Раздел 1. Биологические системы:
клетка, организм

64

Учебно-исследовательская,
тестирование

Раздел 2. Основные закономерности
наследственности и изменчивости

35

Учебно-исследовательская,
тестирование

3

Методы изучения живой природы

Домашнее задание

Вид контроля

Введение. 3 часа
Основные признаки живых
1
систем
Уровни организации живой
2
материи

Календарные
сроки
план
факт

Вид занятия

Тема урока

Количество часов

№урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

Вводное

Опрос

С.4-6

1

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

Опрос

С.7

Опрос

С.7-9

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн

Опрос

§1,
с.11-16

Опрос

§2,
с.17-19

Опрос

§2,
с.19-21

Опрос

§3,
с.21-27

Опрос

§3,
с.27-30

Опрос

§4,
с.31-38

Опрос

§5,
с.38-41

Опрос

§5,
с.41-44

Опрос

§6,
с.45-48

Опрос

§7,
с.49-53

Опрос

§6,
с.54-56

1

Раздел 1. Биологические системы: клетка, организм. 64 часа
Глава 1. Молекулы и клетки. 12 часов
Клетка: история изучения.
1
4
Клеточная теория
5

Особенности химического состава
клетки. Неорганические вещества

1

6

Особенности химического состава
клетки. Неорганические вещества

1

7

Биополимеры. Белки

1

8

Биополимеры. Белки

1

9

Биологические функции белков

1

10

Углеводы

1

11

Углеводы

1

12

Липиды

1

13

Нуклеиновые кислоты. АТФ

1

14

Нуклеиновые кислоты. АТФ

1

15

Контрольная работа №1
«Химический состав клетки»

1

Глава 2. Клеточные структуры и их функции. 7 часов
1
16 Биологические мембраны.
Функции плазмалеммы
17

Биологические мембраны.
Функции плазмалеммы

1

18

Мембранные органеллы клетки

1

19

Мембранные органеллы клетки

1

20

Мембранные органеллы клетки

1

21

Немембранные органеллы клетки

1

22

Немембранные органеллы клетки

1

Глава 3. Обеспечение клеток и организмов энергией. 9 часов
1
23 Метаболизм. Автотрофы и
гетеротрофы
24

Метаболизм. Автотрофы и
гетеротрофы

1

25

Фотосинтез. Световая фаза

1

26

Фотосинтез. Световая фаза

1

27

Темновая фаза фотосинтеза

1

28

Обеспечение клеток энергией
путем окисления

1

29

Обеспечение клеток энергией
путем окисления

1

30

Обеспечение клеток энергией
путем окисления

1

31

Контрольная работа №2
«Строение клетки.
Метаболизм»

1

ое
Контрол
ьное

Контроль
ная
работа

Вводное

Опрос

§8,
с.60-64

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

Опрос

§8,
с.64-67

Опрос

§9,
с.67-69

Опрос

§9,
с.69-71

Опрос

§9,
с.71-74

Опрос

§10,
с.74-77

Опрос

§10,
с.77-80

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Контрол
ьное

Опрос

§11,
с.83-85

Опрос

§11,
с.85-87

Опрос

§12,
с.87-89

Опрос

§12,
с.90-94

Опрос

§13,
с.94-98

Опрос

§14,
с.98100
§14,
с.100103
§14,
с.103107

Опрос
Опрос
Контроль
ная
работа

Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. 16 часов
1
Вводное
32 Генетическая информация

33

Транскрипция. Генетический код

1

34

Транскрипция. Генетический код

1

35

Биосинтез белков. Регуляция
транскрипции и трансляции

1

36

Биосинтез белков. Регуляция
транскрипции и трансляции

1

37

Биосинтез белков. Регуляция
транскрипции и трансляции

1

38

Репликация ДНК

1

39

Репликация ДНК

1

40

Гены, хромосомы, геном

1

41

Гены, хромосомы, геном

1

42

Гены, хромосомы, геном

1

43

Вирусы

1

44

Вирусы

1

45

Генная инженерия

1

46

Генная инженерия

1

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Контрол
ьное

1
Контрольная работа №3
«Наследственная информация и
реализация ее в клетке»
Глава 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов. 20 часов
1
Вводное
48 Одноклеточные и колониальные
организмы
47

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

§15,
с.110113
§16,
с.114115
§17,
с.116118
§17,
с.119122
§17,
с.122126
§17,
с.126127
§18,
с.128132
§18,
с.133135
§19,
с.135137
§19,
с.138139
§19,
с.139142
§20,
с.143146
§20,
с.146150
§21,
с.150151
§21,
с.152157

Контроль
ная
работа

Опрос

§22,
с.160164

49

Одноклеточные и колониальные
организмы

1

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

Опрос

50

Многоклеточные организмы

1

51

Многоклеточные организмы

1

52

Многоклеточный организм как
единая система

1

53

Многоклеточный организм как
единая система

1

54

Контроль индивидуальности
многоклеточного организма

1

55

Контроль индивидуальности
многоклеточного организма

1

56

Самовоспроизведение клеток.
Митоз

1

57

Самовоспроизведение клеток.
Митоз

1

58

Онтогенез. Эмбриональное
развитие

1

59

Онтогенез. Эмбриональное
развитие

1

60

Постэмбриональное развитие

1

61

Постэмбриональное развитие

1

62

Обмен генетической
информацией между
организмами. Мейоз

1

63

Обмен генетической
информацией между
организмами. Мейоз

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§29,
с.209211

64

Размножение организмов

1

Опрос

Образование половых клеток и
оплодотворение

1

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

§30,
с.212217
§31,
с.218222

65

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

Опрос

§22,
с.164165
§23,
с.165167
§23,
с.167171
§24,
с.172174
§24,
с.174177
§25,
с.177183
§25,
с.183185
§26,
с.185190
§26,
с.190193
§27,
с.193197
§27,
с.197200
§28,
с.200202
§28,
с.202204
§29,
с.204209

66

Образование половых клеток и
оплодотворение

1

Комбин
ированн
ое
Контрол
ьное

Опрос

§31,
с.222224

Контроль
1
Контрольная работа №4
ная
«Индивидуальное развитие и
работа
размножение организмов»
Раздел 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости. 35 часов
Глава 6. Основные закономерности явлений наследственности. 10 часов
1
Вводное Опрос
§32,
68 Моногибридное скрещивание.
Первый и второй законы Менделя
с.227230
1
Комбин Опрос
§32,
69 Моногибридное скрещивание.
Первый и второй законы Менделя
ированн
с.230ое
232
1
Комбин Опрос
§33,
70 Дигибридное и полигибридное
скрещивание. Третий закон
ированн
с.234Менделя
ое
237
1
Комбин Опрос
§34,
71 Взаимодействие генов
ированн
с.238ое
244
1
Комбин Опрос
§35,
72 Статистическая природа
генетических закономерностей
ированн
с.245ое
248
1
Комбин Опрос
§36,
73 Наследование сцепленных генов
ированн
с.249ое
252
Картирование
хромосом
1
Комбин
Опрос
§37,
74
ированн
с.253ое
257
1
Комбин Опрос
§37,
75 Картирование хромосом
ированн
с.257ое
258
Сцепленное
с
полом
наследование
1
Комбин
Опрос
§38,
76
ированн
с.258ое
264
1
Контрол Контроль
77 Контрольная работа №5
ная
ьное
«Закономерности
работа
наследственности»
Глава 7. Основные закономерности явлений изменчивости. 9 часов
1
Вводное Опрос
§39,
78 Комбинативная изменчивость
с.268270
1
Комбин Опрос
§40,
79 Мутационная изменчивость.
Генные мутации
ированн
с.271ое
274
1
Комбин Опрос
§41,
80 Геномные и хромосомные
мутации
ированн
с.274ое
275
1
Комбин Опрос
§41,
81 Геномные и хромосомные
мутации
ированн
с.276ое
280
Внеядерная
наследственность
1
Комбин
Опрос
§42,
82
ированн
с.281-

67

83

Причины возникновения мутаций.
Искусственный мутагенез

1

84

Взаимодействие генотипа и среды

1

85

Взаимодействие генотипа и среды

1

1
Контрольная работа №6
«Закономерности
изменчивости»
Глава 8. Генетические основы индивидуального развития. 9 часов
1
87 Основные закономерности
функционирования генов в ходе
индивидуального развития
1
88 Основные закономерности
функционирования генов в ходе
индивидуального развития
1
89 Перестройки генома в онтогенезе
86

Контроль
ная
работа

Опрос

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

§48,
с.317320

1

Комбин
ированн
ое
Контрол
ьное

Опрос

§49,
с.321324

1

Вводное

Опрос

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

Опрос

91

Проявление генов в онтогенезе

1

92

Наследование
дифференцированного состояния
клеток. Химерные и трансгенные
организмы
Наследование
дифференцированного состояния
клеток. Химерные и трансгенные
организмы
Генетические основы поведения

1

Контрольная работа №7
«Генетические основы
индивидуального развития»
Глава 9. Генетика человека. 7 часов
96 Доминантные и рецессивные
признаки у человека

Опрос

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

1

95

Опрос

Опрос

Перестройки генома в онтогенезе

94

Опрос

283
§43,
с.283286
§44,
с.286289
§44,
с.289292

Вводное

90

93

ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Контрол
ьное

1

97

Близнецы и близнецовый метод
исследования в генетике человека

1

98

Цитогенетика человека

1

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

§45,
с.296298
§45,
с.298301
§46,
с.301304
§46,
с.304306
§47,
с.308311
§48,
с.312316

Контроль
ная
работа

Опрос

§50,
с.328331
§51,
с.331335
§52,
с.335341

99

Картирование хромосом человека

1

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

Опрос

100

Предупреждение и лечение
некоторых наследственных
болезней человека

1

101

Контрольная работа №8
«Генетика человека»

1

Контрол
ьное

1

Контрол
ьное

Контроль
ная
работа
Контроль
ная
работа

102

Итоговая контрольная работа

Опрос

§53,
с.342345
§54,
с.346354

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя: Харатокова Хурлыка Кенженазаровна
Предмет: биология
Класс: 10б
Учебный год: 2022-2023
№
Даты по
урока основному
КТП

Тема урока
по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______________ (ФИО)

Дата
проведения
по факту

Тема
урока по
факту

Причина
Способ
корректировки корректировки

Учитель ______________(ФИО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».