рабочая программа 11 класс биология (с-э)

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 11 класса гимназии разработана в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального,
основного и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства
просвещения РФ от 28.08.2020 г. №442;
3. ФГОС ООО, утвержденный приказом минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577);
4. Приказ №556 от 31.08.2022 г. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия
№ 4 г.Усть-Джегуты»;
5. Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Гимназия № 4 г.Усть-Джегуты»
на 2021-2022 учебный год утвержден приказом № 366 от 26.08.2022 г.
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3468-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс,
который входит в федеральный перечень учебников и рекомендован (утвержден) МО РФ
Приказом Минобрнауки от 20.05.2020 г. № 254.
Учебник: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.М.Рубцов. Биология. 11 класс, «Просвещение»,
2022.
Цели и задачи обучения биологии в 11 классе соответствует планируемым
результатам, сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «биология» в 11 классе является (Фундаментальное ядро
содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ):
1. достижение планируемых результатов освоения всеми обучающимся;
2. развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся;
3. формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной,
проектно-исследовательской и художественной деятельности.
Основными задачами обучения являются:
1. способствовать формированию ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и
проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
2. расширять индивидуализацию образовательного процесса на основе использования средств
ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения
ученика в образовательном процессе;
3. способствовать сохранению здоровья, безопасности учащихся, обеспечению их
эмоционального благополучия;
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы
воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
1. Человеческие расы
2. Влияние человека на экосистемы
3. Основные экологические проблемы современности
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы
развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ)
обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является
приоритетным для формирования познавательных, личностных, регулятивных и
коммуникативных УУД.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и
учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
(перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)
1. письменный опрос
2. устный опрос
2. Общая характеристика учебного предмета
(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука.
Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она
раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного
общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения
биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания
живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной
деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного
подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для
формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической
деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 11 классе
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях
составит 34 часа в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«биология» на ступени обучения.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
•
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
•
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
•
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
•
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.
•
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
•
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
•
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
•
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
•
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
•
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:

•
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
•
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания).
•
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
•
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
•
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
•
Вычитывать все уровни текстовой информации.
•
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты освоения учебного предмета «биология» в 11 классе отражены в
календарно-тематическом планировании.
5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе
образовательного учреждения).

Содержание учебного предмета
Перечень и название раздела и тем
курса

Кол-во
часов

Раздел 1. Организменный уровень

10

Раздел 2. Популяционно-видовой
уровень
Раздел 3. Экосистемный уровень

8
8

Раздел 4. Биосферный уровень

8

Основные виды учебной
деятельности
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование
Учебно-исследовательская,
тестирование

Раздел 1. Организменный уровень (10 часов)
Организменный уровень:
1
1
общая характеристика.
Размножение организмов
Развитие половых клеток.
1
2
Оплодотворение
3

Индивидуальное развитие.
Биогенетический закон

1

4

Закономерности
наследования признаков.
Моногибридное
скрещивание
Неполное доминирование.
Анализирующее
скрещивание
Дигибридное скрещивание.
Закон независимого
наследования признаков
Хромосомная теория.
Генетика пола.
Наследование, сцепленное с
полом
Закономерности
изменчивости

1

Основные методы селекции
растений, животных и
микроорганизмов.
Биотехнология
Контрольная работа №1
«Организменный уровень»

1

5

6

7

8

9

10

1

1

1

1

1

Раздел 2. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Популяционно-видовой
1
11
уровень: общая
характеристика. Виды и
популяции
Развитие эволюционных
1
12
идей
13

Движущие силы эволюции,

1

Домашнее задание

Вид контроля

Календарные
сроки
план
факт

Вид занятия

Тема урока

Количество часов

№урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вводное

Опрос

§1,
с.6-9

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

Опрос

§2,
с.15-19

Опрос

§3,
с.22-27

Опрос

§4,
с.31-35

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

Опрос

§5,
с.40-41

Опрос

§6,
с.44-46

Опрос

§7,
с.48-54

Комбин
ированн
ое
Комбин
ированн
ое

Опрос

§8,
с.57-61

Опрос

§9,
с.67-73

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

Вводное

Опрос

§10,
с.82-88

Комбин
ированн
ое
Комбин

Опрос

§11,
с.90-95

Опрос

§12,

14

их влияние на генофонд
популяции
Естественный отбор как
фактор эволюции

1

ированн
ое
Комбин
ированн
ое

с.99-102
Опрос

§13,
с.108111
§14,
с.116119
§15,
с.122125
§16,
с.127129

15

Микроэволюция и
макроэволюция

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

16

Направления эволюции

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

17

Принципы классификации.
Систематика

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

Вводное

Опрос

§17,
с.134141

Комбин
ированн
ое

Опрос

§18,
с.142148
§19,
с.150159
§20,
с.163167
§21,
с.169174
§22,
с.177179
§23,
с.181185

1
Контрольная работа №2
«Популяционно-видовой
уровень»
Раздел 3. Экосистемный уровень (8 часов)
Экосистемный уровень:
1
19
общая характеристика.
Среда обитания организмов.
Экологические факторы
Экологические сообщества
1
20
18

21

Виды взаимоотношений
организмов в экосистеме.
Экологическая ниша

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

22

Видовая и пространственная
структуры экосистемы

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

23

Пищевые связи в экосистеме

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

24

Круговорот веществ и
превращение энергии в
экосистеме

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

25

Экологическая сукцессия.
Последствия влияния
деятельности человека на
экосистемы
Контрольная работа №3
«Экосистемный уровень»

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

Вводное

Опрос

Комбин
ированн

Опрос

26

Раздел 4. Биосферный уровень (8 часов)
Биосферный уровень: общая
1
27
характеристика. Учение
Вернадского о биосфере
28

Круговорот веществ в
биосфере

1

§24,
с.190193
§25,

ое
29

Эволюция биосферы

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

30

Происхождение жизни на
Земле

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

31

Основные этапы эволюции
органического мира на
Земле

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

32

Эволюция человека

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

33

Роль человека в биосфере

1

Комбин
ированн
ое

Опрос

34

Контрольная работа №4
«Биосферный уровень»

1

Контрол
ьное

Контрол
ьная
работа

с.195202
§26,
с.204208
§27,
с.210218
§28,
с.221233
§29,
с.238249
§30,
с.253255

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя: Харатокова Хурлыка Кенженазаровна
Предмет: биология
Класс: 11а
Учебный год: 2022-2023
№
Даты по
урока основному
КТП

Тема урока
по
основному
КТП

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______________ (ФИО)

Дата
проведения
по факту

Тема
урока
по
факту

Причина
Способ
корректировки корректировки

Учитель ______________(ФИО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».