Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020г. №442; 3. ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями)), утвержденного приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897; 4. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» утвержден приказом №555 от 31.08.2022г.; 5. «Об утверждении рабочей прогроаммы» приказ №552 от 31.08.2022г. 6. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023учебный год» утвержден приказом №336 от 26.08.2022г. 7. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом №254 Минобрнауки от 20.05.2020г. 1. Цель изучения: 2. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 3. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; 4. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической; 5. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 6. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Задачи курса: 1. создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; 2. сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – 3. 4. 5. 6. 7. предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств; сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. 2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика: Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.). После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса. Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером. Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем. В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ. - указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена: УМК Босовой Л.Л. является открытой системой учебных и методических пособий на печатной и (или) электронной основе, являющейся источником учебной и методической информации, предназначенной для участников образовательного процесса и ориентирован на обеспечение эффективной учебной деятельности школьников, развития их способностей, склонностей, удовлетворение их познавательных потребностей и интересов. Данный УМК учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. Включает информационное наполнение для изучения информатики и последующего перехода к изучению базового курса информатики по УМК И.Г.Семакина или Н.Д.Угриновича для старшей школы. Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 7 класса Босовой Л.Л., 2014 г. Материал учебника структурирован по пяти главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для самоконтроля и компьютерный практикум, а также дополнительных пособий: «Рабочая тетрадь для 7 класса» Л.Л.Босовой, 2014 г. -какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внёс данный учитель общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом: Рабочая программа расчитана на 1 час информатики в неделю (35 часов в год) и разработана для учебника Л.Л.Босова «Информатика. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений». 3).Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования: Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики в 7 классе отводится 1час в неделю, всего 35 часов. 4).Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся): -умения и навыки ученика: Тема 1. Информация и информационные процессы Обучающийся научится: декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; оперировать единицами измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.); записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; составлять запросы для поиска информации в Интернете; Обучающийся получит возможность: углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам. познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Обучающийся научится: называть функции и характеристики основных устройств компьютера; описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; оперировать объектами файловой системы; Обучающийся получит возможность: научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; Тема 3. Обработка графической информации Обучающийся научится: применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков. Обучающийся получит возможность: видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора; научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. Тема 4. Обработка текстовой информации Обучающийся научится: применять основные правила создания текстовых документов; использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов; создавать и форматировать списки; создавать формулы; создавать, форматировать и заполнять данными таблицы; Обучающийся получит возможность: создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. Тема 5. Мультимедиа Обучающийся научится: использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций; создавать презентации с графическими и звуковыми объектами; создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками; Обучающийся получит возможность: научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора. Календарно-тематическое планирование 7 класс информатика № уро ка 1. Тема урока Кол-во часов Дата проведения План Вид занятия Факт Форм ы контро ля Домашнее задание 1 Фронтальная беседа Введение. 2. Раздел №1 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ(10ч) Введение .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности в кабинете информатики и правила поведения для учащихся в кабинете информатики . Информация и её свойства 1 лекция 3. Информационные процессы. Обработка информации 1 Презентация, ознакомление 4. 5. Информационные процессы. Хранение и передача информации Всемирная паутина как информационное хранилище 1 1 Практич\р. §1.1. Ответить письменно на вопрос №7, стр 11. §1.2. Решить задачу №8 , стр 22 §1.2. §1.3. 6. 7. Представление информации Дискретная форма представления информации 1 1 лекция лекция 8. Измерение информации (алфавитный подход к измерению информации) 1 Лекция, демонстрация Практичес кая работа §1.4. §1.5. Письменно выполнить задания №№10,11 стр. 44 §1.6.11.6.3Выучить основные понятия и формулы. Выполнить письменно №№5, 7, 11,12 на стр.49 Тема урока № уро ка 9. Кол-во часов Дата проведения План Вид занятия Факт Форм ы контро ля Домашнее задание Единицы измерения информации 1 карточки 1 тест 1 Лекция, презентация 12. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Контрольная работа №1(тест) Раздел №2 КОМПЬЮТЕР – КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ(7ч) Основные компоненты компьютера и их функции Персональный компьютер. 1 Лекция, презентация 13. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение 1 14. Системы программирования и прикладное программное обеспечение 1 Лекция, презентация §2.3.3-2.3.5 Выполнить письменно №15 стр 80 . 15. Файлы и файловые структуры 1 Лекция, презентация §2.4. Выполнить письменно №№12-16 стр.89 10. 11. Лекция, презентация тестирован ие §1.6.4. Выполнить письменно №№14,15 на стр.49, тестовые задания для самоконтроля стр. 51-55 §1.1-1.6. §2.1.Выпонить №13,14,15 на стр. 62 §2.2. Выполнить письменно№№ 7-10.стр. 68-69 §2.3. 1-1.3.2 Тема урока № уро ка 16. Кол-во часов Дата проведения План Вид занятия Факт Форм ы контро ля Домашнее задание Пользовательский интерфейс 1 Практич\р. Практичес кая работа §2.5. Выполнить письменно: №12 ,стр100, тестовые задания для самоконтроля на стр 101-105. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2 (тест) Раздел №3 ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ И ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (13ч) Формирование изображения на экране компьютера 1 презентация Практичес кая работа §2.1-2.5 1 Лекция, презентация 19. Компьютерная графика 1 Лекция, презентация 20. Создание графических изображений 1 Лекция, групповая работа 21. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа №3(тест) Текстовые документы и технологии их создания 1 17. 18. 22. 1 §3.1. Выполнить письменно: №9-11 на стр.111. §3.2. Выполнить письменно: №м №№14,15 стр.122 Практичес кая работа Лекция, презентация §3.3 Выполнить письменно тестове задания для самоконтроля стр. 140 §§3.1-3.3 §4.1 Тема урока № Кол-во Дата проведения Вид занятия Форм ы контро ля уро ка 23. Создание текстовых документов на компьютере 1 24. Прямое форматирование 1 25. Стилевое форматирование 1 тест 26. 27. 28. Визуализация информации в текстовых документах. Распознавание текста и системы компьютерного перевода Оценка количественных параметров текстовых документов 1 1 1 Практич\р лекция Лекция, презентация 29. Проектная работа. 1 Практич\р Практичес кая работа 30. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа №4. Раздел №4 МУЛЬТИМЕДИА (4ч) Технология мультимедиа. 1 Практич\р Практичес кая работа 1 Лекция, презентация 32. Компьютерные презентации 1 33. Создание мультимедийной презентации 1 3435 Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мульти-медиа». Защита проекта. 2 Лекция, презентация Лекция, презентация Лекция, презентация 31. часов План Факт Лекция, презентация Лекция, презентация Домашнее задание §4.2. тестирован ие §4.3 1-4.3.4. Выполнить письменно №7 стр .167. §4.3.5-1.3.6. §4.4 §4.5 §4.6. Выполнить письменно №5-10 стр. 184 §§4.1-4.6. Выполнить письменно тестовые задания для самоконтроля стр.199-203 §§4.1-4.6. §5.1. Выполнить письменно №№7,8 срт.209 §5.2 §5.2 §§5.1,5.2