Рабочая программа по информатике 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных
документов:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 28
августа 2020г. №442;
3. ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями)), утвержденного приказом Министерства
Образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
4. «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» утвержден
приказом №555 от 31.08.2022г.;
5. «Об утверждении рабочей прогроаммы» приказ №552 от 31.08.2022г.
6. Годовой
календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023учебный
год» утвержден приказом №336 от 26.08.2022г.
7. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который
входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и рекомендован
(утвержден) при МО РФ приказом №254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
1. Цель изучения:
2. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления
о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
3. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
4. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях
и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
5. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных.
6. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Задачи курса:
1. создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных
дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
2. сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности,
включающие: целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи
на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для
достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –

3.

4.

5.

6.
7.

предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его
соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько
качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного
метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в
зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых
инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные
умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в
понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией,
представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

2).Общая характеристика учебного предмета, курса:
- краткая характеристика:
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся
на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном
процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают
информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на
основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие
обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные
основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования
средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников,
но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для
повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и
структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение
возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для
школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств
информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред.

Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической
среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед
за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются
представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической
информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К
этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном
представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические
таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня
подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы
является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и
структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается
компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного
моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и
в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи
коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать,
анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;
передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать,
реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25
мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов –
интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного
результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической
компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При
выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного
материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на
несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не
требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть
включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на
части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет
использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума,
образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела
«Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых
ИКТ.
- указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:
УМК Босовой Л.Л. является открытой системой учебных и методических пособий на печатной и
(или) электронной основе, являющейся источником учебной и методической информации,
предназначенной для участников образовательного процесса и ориентирован на обеспечение
эффективной учебной деятельности школьников, развития их способностей, склонностей,
удовлетворение их познавательных потребностей и интересов.
Данный УМК учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика», который
рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области
информатики и информационно – коммуникационных технологий. Включает информационное
наполнение для изучения информатики и последующего перехода к изучению базового курса
информатики по УМК И.Г.Семакина или Н.Д.Угриновича для старшей школы.
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 7 класса
Босовой Л.Л., 2014 г. Материал учебника структурирован по пяти главам, содержащим
соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере,

материал для самоконтроля и компьютерный практикум, а также дополнительных пособий: «Рабочая
тетрадь для 7 класса» Л.Л.Босовой, 2014 г.
-какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внёс данный учитель
общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:
Рабочая программа расчитана на 1 час информатики в неделю (35 часов в год) и разработана для
учебника Л.Л.Босова «Информатика. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений».
3).Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на
определенной ступени образования:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации на изучение информатики в 7 классе отводится 1час в неделю, всего 35 часов.
4).Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):
-умения и навыки ученика:
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём
памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
 перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как
одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в
современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами
произвольного алфавита
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным
кодированием текстов, графических изображений, звука;
 научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете,
полученных по тем или иным запросам.
 познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
 научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных
возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального
информационного пространства;
 научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с
применение средств информационных технологий;
 закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
Тема 3. Обработка графической информации

Обучающийся научится:
 применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых
рисунков.
Обучающийся получит возможность:
 видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
 научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых
документов;
 применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших
текстов на русском и иностранном языках;
 выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
 использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом,
изменение величины шрифта) текстов;
 создавать и форматировать списки;
 создавать формулы;
 создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
 создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
 осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств
текстового процессора;
 оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию,
размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
 использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
 создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
 создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
 научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
 демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.

Календарно-тематическое планирование
7 класс информатика
№
уро
ка
1.

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
проведения
План

Вид занятия

Факт

Форм
ы
контро
ля

Домашнее
задание

1

Фронтальная
беседа

Введение.

2.

Раздел №1
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ(10ч)
Введение .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности в кабинете
информатики и правила поведения для учащихся в кабинете информатики .
Информация и её свойства

1

лекция

3.

Информационные процессы. Обработка информации

1

Презентация,
ознакомление

4.
5.

Информационные процессы. Хранение и передача информации
Всемирная паутина как информационное хранилище

1
1

Практич\р.

§1.1. Ответить
письменно на
вопрос №7, стр
11.
§1.2.
Решить задачу
№8 , стр 22
§1.2.
§1.3.

6.
7.

Представление информации
Дискретная форма представления информации

1
1

лекция
лекция

8.

Измерение информации (алфавитный подход к измерению информации)

1

Лекция,
демонстрация

Практичес
кая работа

§1.4.
§1.5.
Письменно
выполнить
задания
№№10,11 стр.
44
§1.6.11.6.3Выучить
основные
понятия и
формулы.
Выполнить
письменно
№№5, 7, 11,12
на стр.49

Тема урока

№
уро
ка
9.

Кол-во
часов

Дата
проведения
План

Вид занятия

Факт

Форм
ы
контро
ля

Домашнее
задание

Единицы измерения информации

1

карточки

1

тест

1

Лекция,
презентация

12.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и
информационные процессы». Контрольная работа №1(тест)
Раздел №2 КОМПЬЮТЕР – КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО
ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ(7ч)
Основные компоненты компьютера и их функции
Персональный компьютер.

1

Лекция,
презентация

13.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1

14.

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

Лекция,
презентация

§2.3.3-2.3.5
Выполнить
письменно
№15 стр 80 .

15.

Файлы и файловые структуры

1

Лекция,
презентация

§2.4.
Выполнить
письменно
№№12-16
стр.89

10.
11.

Лекция,
презентация

тестирован
ие

§1.6.4.
Выполнить
письменно
№№14,15 на
стр.49,
тестовые
задания для
самоконтроля
стр. 51-55
§1.1-1.6.
§2.1.Выпонить
№13,14,15 на
стр. 62
§2.2.
Выполнить
письменно№№
7-10.стр. 68-69
§2.3. 1-1.3.2

Тема урока

№
уро
ка
16.

Кол-во
часов

Дата
проведения
План

Вид занятия

Факт

Форм
ы
контро
ля

Домашнее
задание

Пользовательский интерфейс

1

Практич\р.

Практичес
кая работа

§2.5.
Выполнить
письменно:
№12 ,стр100,
тестовые
задания для
самоконтроля
на стр 101-105.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как
универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2
(тест)
Раздел №3 ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ И ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(13ч)
Формирование изображения на экране компьютера

1

презентация

Практичес
кая работа

§2.1-2.5

1

Лекция,
презентация

19.

Компьютерная графика

1

Лекция,
презентация

20.

Создание графических изображений

1

Лекция,
групповая
работа

21.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической
информации». Контрольная работа №3(тест)
Текстовые документы и технологии их создания

1

17.

18.

22.

1

§3.1.
Выполнить
письменно:
№9-11
на стр.111.
§3.2.
Выполнить
письменно: №м
№№14,15
стр.122

Практичес
кая работа
Лекция,
презентация

§3.3 Выполнить
письменно
тестове задания
для самоконтроля стр.
140
§§3.1-3.3
§4.1

Тема урока

№

Кол-во

Дата
проведения

Вид занятия

Форм
ы
контро
ля

уро
ка
23.

Создание текстовых документов на компьютере

1

24.

Прямое форматирование

1

25.

Стилевое форматирование

1

тест

26.
27.
28.

Визуализация информации в текстовых документах.
Распознавание текста и системы компьютерного перевода
Оценка количественных параметров текстовых документов

1
1
1

Практич\р
лекция
Лекция,
презентация

29.

Проектная работа.

1

Практич\р

Практичес
кая работа

30.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой
информации». Контрольная работа №4.
Раздел №4 МУЛЬТИМЕДИА (4ч)
Технология мультимедиа.

1

Практич\р

Практичес
кая работа

1

Лекция,
презентация

32.

Компьютерные презентации

1

33.

Создание мультимедийной презентации

1

3435

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мульти-медиа».
Защита проекта.

2

Лекция,
презентация
Лекция,
презентация
Лекция,
презентация

31.

часов

План

Факт
Лекция,
презентация
Лекция,
презентация

Домашнее
задание
§4.2.

тестирован
ие

§4.3 1-4.3.4.
Выполнить
письменно №7
стр .167.
§4.3.5-1.3.6.

§4.4
§4.5
§4.6.
Выполнить
письменно
№5-10 стр. 184
§§4.1-4.6.
Выполнить
письменно
тестовые
задания для
самоконтроля
стр.199-203
§§4.1-4.6.
§5.1.
Выполнить
письменно
№№7,8 срт.209
§5.2
§5.2
§§5.1,5.2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».