Рабочая программа по информатике 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе следующих нормативных
документов:
1) Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от
28 августа 2020г. №442;
3) ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями)), утвержденного приказом Министерства
Образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
4) «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» утвержден
приказом №555 от 31.08.2022г.;
5) «Об утверждении рабочей прогроаммы» приказ №552 от 31.08.2022г.
6) Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023учебный
год» утвержден приказом №336 от 26.08.2022г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который
входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и рекомендован
(утвержден) при МО РФ приказом №254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
1) Цель изучения:
-Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из
основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится
современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и
функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных
технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
-Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние
изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников
теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие
у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля
мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
-Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.
Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании
компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования
НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить
анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью
какого-либо системно-информационного языка.
Задачи изучения курса:
 систематизировать подходы к изучению предмета;
 сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием,
получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
 научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
 показать основные приемы эффективного использования информационных
технологий;
 сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего
образования.

2).Общая характеристика учебного предмета, курса:
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всѐ возрастающее
число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне
инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из
наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в
рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении
всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования
образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными
образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является
всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль
фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека,
готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость
подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития
разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной
учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
-какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внёс данный учитель
общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:
Рабочая программа расчитана на 1 час информатики в неделю (34 часа в год) и разработана для
учебника Л.Л.Босова «Информатика. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений».
3).Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на
определенной ступени образования:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации на изучение информатики в 9 классе отводится 1час в неделю, всего 34 часа.
4). Планируемые результаты освоения курса (требования к уровню подготовки
обучающихся):
Тема 1 Моделирование и формализация
Аналитическая деятельность:
 осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства
с точки зрения целей моделирования;
 оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
 определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
 анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых
задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:
 строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок- схемы алгоритмов);
 преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с
минимальными потерями в полноте информации;
 исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной





задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями
из различных предметных областей; создавать однотабличные базы данных; осуществлять
поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных

Тема 2. Алгоритмизация и программирование
Аналитическая деятельность:
 выделять этапы решения задачи на компьютере;
 осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
 сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
 исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
 разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
 разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
 нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
 подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
 нахождение суммы всех элементов массива;
 нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
 сортировка элементов массива и пр.
Тема 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах
Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых
задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:
 создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым
пользователем формулам;
 строить диаграммы и графики в электронных таблицах
Тема 4. Коммуникационные технологии
Аналитическая деятельность:





выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность
найденной информации;
 распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемые пути их устранения.
Практическая деятельность:
 осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
 определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по
каналу связи с известными характеристиками;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических
операций;
 создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные
объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты

п/п
1

2

Календарно-тематический план
9 класс
Кол-во
Тема урока
Дата
часов
план
Техника безопасности и организация рабочего места. Стартовая
1
работа.
Анализ стартовой работы. Цели изучения курса информатики и

Дата

Вид
занятия

Формы
контроля

факт
Тестирова
ние
Индивидуал
ьныйфронта
льный опрос

ИКТ.

Введение.
Подготовить
сообщение
«Человек в
информацион
ном
обществе»

1

3

Тема1. Моделирование и формализация (7 часов)
Моделирование как метод познания.
1

4

Знаковые модели.
1

5

Графические модели.
Практическая работа №1 «Построение графических моделей».

6

7

Индивидуал
ьный,
фронтальны
й опрос

§1.1

Промежу
точный

§1.2

Промежу
точный

§1.3.
вопросы №14,7,11

1

Промежу
точный

Табличные модели.
Практическая работа №2 «Построение табличных моделей».

1

База данных как модель предметной области. Реляционные базы
данных.

1

Домашнее
задание

§1.4
вопросы №1-4

Промежу
точный

§1.5.
вопросы № 1-7

Практическая работа №3 Работа с готовой базой данных:
добавление, удаление и редактирование записей в режиме
таблицы.

8

Система управления базами данных.

§1.6
1

9

10

Проверочная работа. «Моделирование и формализация».

(п. 1, 2, 3),
вопросы №1-4
Тестирова
ние

1

Тема2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
Анализ проверочной работы. Решение задач на компьютере.
1

Промежуточ
ный, беседа

§2.1

Промежуточ
ный, беседа

§2.2

Промежуточ
ный, лекция

§2.2

Практическая работа №5 «Решение задач на компьютере».
11

Техника безопасности. Одномерные массивы целых чисел.
Описание, заполнение, вывод массива.
Практическая работа №6 «Написание программ, реализующих

1

алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»
12

Вычисление суммы элементов массива.
Практическая работа №7 «Написание программ, реализующих

1

алгоритмы вычисления суммы элементов массива»
13

Последовательный поиск в массиве.
Практическая работа №8 «Написание программ, реализующих

Пр\работа §2.2
1

алгоритмы поиска в массиве»
14

Сортировка массива.
Практическая работа №9 «Написание программ, реализующих
алгоритмы сортировки в массиве»

Пр\работа §2.2
1

15

Конструирование алгоритмов.

16

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.

1

лекция

§2.3
Пр\работа §2.4

Практическая работа №10 «Написание вспомогательных
алгоритмов»
17

18

Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных
понятий темы «Алгоритмизация и программирование».
Проверочная работа

Тестирова
ние

Тема 3.Обработка числовой информации (6 часов)
Анализ контрольной работы.
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.
Основные режимы работы.

§2.5

Пр\работа §3.1

1
Практическая работа №11 «Основы работы в электронных
таблицах»
19

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки.
Практическая работа №12 «Вычисления в электронных

Пр\работа §3.2
1

таблицах»
20

Встроенные функции. Логические функции.
Практическая работа №13 «Использование встроенных
функций»

21

Сортировка и поиск данных.

1

Промежуточ
ный,
фронтальная
беседа

§3.2

Лекция

§3.3

Опрос

§3.3

Практическая работа №14 «Сортировка и поиск данных»
22

Техника безопасности. Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №15 «Построение диаграмм и графиков»
23

24

Обобщение и систематизация основных понятий главы
«Обработка числовой информации в электронных таблицах».
Проверочная работа.
Тема4. Коммуникационные технологии
Компьютерные сети: виды, структура, принципы
функционирования. Аппаратное и программное обеспечение
работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи
данных. Понятие компьютерной сети.

Тестиров
ние

Промежуточ
ный опрос

§4.1

1

Практическая работа№16 «Работа в локальной сети»
25

Интернет служба World Wide Web. Способы поиска информации
в Интернете.
Практическая работа№17
«Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок,

Пр\работа §4.2
1

сохранение информации на локальном диске.»
26

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

лекция

§4.2

лекция

§4.3

1

27

Всемирная паутина.
Файловые архивы.

28

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие.
Сетевой этикет.
Телеконференции, обмен файлами.
Практическая работа№18 «Работа с электронной почтой».

1

Пр\работа §4.3
1

29

Технологии создания сайта.

Промежу
точный
тест

Содержание и структура сайта.
Практическая работа №19 «Разработка содержания и

§4.4

1

структуры сайта».
30

Оформление сайта.

Пр\работа §4.4

Практическая работа №20 «Оформление сайта».
Размещение сайта в Интернете.
Практическая работа №21
«Размещение сайта в Интернете».
31

Обобщение и систематизация основных понятий главы
«Коммуникационные технологии». Проверочная работа.

1

Тестирова
ние

1

32

Анализ проверочной работы. Основные понятия курса.

1

33

Итоговое тестирование.

1

34

Повторение

1

Промежуточ
ный опрос

Не задано

Не задано
Тестирова
ние

Не задано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875) 7-64-73, +7(87875) 7-54-81, +7(87875) 7-54-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».