Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов: 1) Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020г. №442; 3) ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями)), утвержденного приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897; 4) «О внесении изменений в ООП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» утвержден приказом №555 от 31.08.2022г.; 5) «Об утверждении рабочей прогроаммы» приказ №552 от 31.08.2022г. 6) Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2022-2023учебный год» утвержден приказом №336 от 26.08.2022г. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом №254 Минобрнауки от 20.05.2020г. 1) Цель изучения: -Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека. -Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения. -Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка. Задачи изучения курса: систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться распространенными прикладными пакетами; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования. 2).Общая характеристика учебного предмета, курса: Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всѐ возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. -какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внёс данный учитель общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом: Рабочая программа расчитана на 1 час информатики в неделю (34 часа в год) и разработана для учебника Л.Л.Босова «Информатика. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». 3).Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования: Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики в 9 классе отводится 1час в неделю, всего 34 часа. 4). Планируемые результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся): Тема 1 Моделирование и формализация Аналитическая деятельность: осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок- схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных Тема 2. Алгоритмизация и программирование Аналитическая деятельность: выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; разрабатывать программы для обработки одномерного массива: нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива; нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр. Тема 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах Тема 4. Коммуникационные технологии Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения. Практическая деятельность: осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты п/п 1 2 Календарно-тематический план 9 класс Кол-во Тема урока Дата часов план Техника безопасности и организация рабочего места. Стартовая 1 работа. Анализ стартовой работы. Цели изучения курса информатики и Дата Вид занятия Формы контроля факт Тестирова ние Индивидуал ьныйфронта льный опрос ИКТ. Введение. Подготовить сообщение «Человек в информацион ном обществе» 1 3 Тема1. Моделирование и формализация (7 часов) Моделирование как метод познания. 1 4 Знаковые модели. 1 5 Графические модели. Практическая работа №1 «Построение графических моделей». 6 7 Индивидуал ьный, фронтальны й опрос §1.1 Промежу точный §1.2 Промежу точный §1.3. вопросы №14,7,11 1 Промежу точный Табличные модели. Практическая работа №2 «Построение табличных моделей». 1 База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. 1 Домашнее задание §1.4 вопросы №1-4 Промежу точный §1.5. вопросы № 1-7 Практическая работа №3 Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. 8 Система управления базами данных. §1.6 1 9 10 Проверочная работа. «Моделирование и формализация». (п. 1, 2, 3), вопросы №1-4 Тестирова ние 1 Тема2. Алгоритмизация и программирование (8 часов) Анализ проверочной работы. Решение задач на компьютере. 1 Промежуточ ный, беседа §2.1 Промежуточ ный, беседа §2.2 Промежуточ ный, лекция §2.2 Практическая работа №5 «Решение задач на компьютере». 11 Техника безопасности. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №6 «Написание программ, реализующих 1 алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов» 12 Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №7 «Написание программ, реализующих 1 алгоритмы вычисления суммы элементов массива» 13 Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №8 «Написание программ, реализующих Пр\работа §2.2 1 алгоритмы поиска в массиве» 14 Сортировка массива. Практическая работа №9 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве» Пр\работа §2.2 1 15 Конструирование алгоритмов. 16 Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. 1 лекция §2.3 Пр\работа §2.4 Практическая работа №10 «Написание вспомогательных алгоритмов» 17 18 Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа Тестирова ние Тема 3.Обработка числовой информации (6 часов) Анализ контрольной работы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. §2.5 Пр\работа §3.1 1 Практическая работа №11 «Основы работы в электронных таблицах» 19 Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №12 «Вычисления в электронных Пр\работа §3.2 1 таблицах» 20 Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа №13 «Использование встроенных функций» 21 Сортировка и поиск данных. 1 Промежуточ ный, фронтальная беседа §3.2 Лекция §3.3 Опрос §3.3 Практическая работа №14 «Сортировка и поиск данных» 22 Техника безопасности. Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм и графиков» 23 24 Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа. Тема4. Коммуникационные технологии Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Понятие компьютерной сети. Тестиров ние Промежуточ ный опрос §4.1 1 Практическая работа№16 «Работа в локальной сети» 25 Интернет служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. Практическая работа№17 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, Пр\работа §4.2 1 сохранение информации на локальном диске.» 26 Доменная система имён. Протоколы передачи данных. лекция §4.2 лекция §4.3 1 27 Всемирная паутина. Файловые архивы. 28 Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Телеконференции, обмен файлами. Практическая работа№18 «Работа с электронной почтой». 1 Пр\работа §4.3 1 29 Технологии создания сайта. Промежу точный тест Содержание и структура сайта. Практическая работа №19 «Разработка содержания и §4.4 1 структуры сайта». 30 Оформление сайта. Пр\работа §4.4 Практическая работа №20 «Оформление сайта». Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №21 «Размещение сайта в Интернете». 31 Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа. 1 Тестирова ние 1 32 Анализ проверочной работы. Основные понятия курса. 1 33 Итоговое тестирование. 1 34 Повторение 1 Промежуточ ный опрос Не задано Не задано Тестирова ние Не задано