Пояснительная записка Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования) по информатике и ИКТ, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. 2. Примерная государственная программа по информатике для общеобразовательных школ. 3. Авторская программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10–11 классов средней общеобразовательной школы. Автор(ы): И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. (Сборник «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы». Составитель: М. Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.) 1. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 11 классе на базовом уровне – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный план школы рассчитан на 34 учебных недели, т.о. общее количество часов сокращается на 1, и составляет 34 учебных часа в год по 1 часу в неделю. В рабочей программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, детализации содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов — деятельностном подходе к обучению. Вклад учебного предмета в достижение целей среднего общего образования Изучение информатики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. Общая характеристика и место учебного предмета в учебном плане Курс информатики в 10–11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы: 1. Теоретические основы информатики. 2. Средства информатизации (технические и программные). 3. Информационные технологии. 4. Социальная информатика. Учебные предметы, изучаемые в 10–11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10–11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы. Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя учебник с компьютерным практикумом, набор ЦОР на портале http://fcior.edu.ru/ , http://schoolcollection.edu.ru/. Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии». Содержание курса инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его освоения недостаточно, если подробно излагать все темы во время уроков. Достижение же продуктивного, а тем более творческого, уровня усвоения курса является весьма проблематичным из-за недостатка учебного времени. Для разрешения этого противоречия активно используется самостоятельная работа учащихся. Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 11 классах не более 30 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме теста). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения В качестве контрольных материалов по рекомендации автора учебного курса используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика. Выполнение практических заданий теоретического характера осуществляется с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций). Виды контроля: входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку; промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала; проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока; тематический – осуществляется по завершении каждого раздела; позволяет оценить знания и умения. Формы итогового контроля: тест. Календарно-тематическое планирование 11 класс информатика № п.п Наименование разделов и тем Количество часов Календарные сроки План Факт Вид занятия Вид контроля Домашнее задание I.полугодие I. Технологии использования и разработки информационных систем 8 1 Инструктаж по охране труда и ТБ. Понятие информационной системы, классификация ИС 1 Урок изучения нового материала Устный опрос. 1 Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок применения знаний и умений Урок применения знаний и умений Урок применения знаний и умений Устный опрос. 2 3 Компьютерный текстовый документ как структура данных Интернет как глобальная информационная система 4 1 1 Геоинформационные системы 5 База данных – основа информационной системы 6 1 1 Создание базы данных 7 8 II. 9 10-11 1 Логические условия выбора данных Контрольная работа №1 «Технологии использования и разработки информационных систем» Технологии создания Web-страниц Структура Web – страницы. Работа с текстом Работа со списками и ссылками 1 §24 §25 Устный опрос §26 Устный опрос §30 Устный опрос §31 Устный опрос §33 Устный опрос §35 Контрольная работа. §24-35 8 1 2 урок применения знаний и умений урок применения Устный опрос Устный опрос Практическое задание Практическое задание знаний и умений 12 1 урок изучения нового материала урок применения знаний и умений урок применения знаний и умений урок применения знаний и умений Работа с изображениями 13 1 Работа с таблицами 14 15 Контрольная работа №2 «Технологии создания Web-страниц» Повторение темы «Технологии создания Web-страниц» 1 1 Устный опрос; Устный опрос; Контрольная работа. Устный опрос Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание II.полугодие III. 16 Основы программирования. Язык Паскаль. Повторение основных сведений о языке программирования Паскаль 17-19 19 1 3 Массивы 20-21 2 Символьные и строчные переменные 22-24 3 Процедуры и функции 25 VI. 26-27 28-29 30 Контрольная работа №3 «Язык программирования Паскаль» Технологии информационного моделирования Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования Моделирование корреляционных зависимостей Модели оптимального планирования 1 2 2 1 урок изучения нового материала урок изучения нового материала урок изучения нового материала урок изучения нового материала урок изучения нового материала Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Контрольная работа. урок применения знаний и умений Устный опрос; урок применения знаний и умений урок применения Устный опрос; Составить программу Составить программу Составить программу Составить программу Составить программу §36-37 §38 Устный опрос; §39 31 Контрольная работа №4 «Технологии информационного моделирования» 32-33 1 2 Основы социальной информатики 34 1 Итоговая контрольная работа 1 знаний и умений урок применения знаний и умений урок применения знаний и умений урок применения знаний и умений Контрольная работа Устный опрос; §40-43 Контрольная работа